ГРАВЮ́РА (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — разновидность графического искусства, основанная на технике гравирования.
Понятием "гравюра" объединяются особый способ художественного формообразования, методика и процесс творчества, отдельные произведения в этом виде искусства, особенности их восприятия.
Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумаге (в зеркальном виде) с печатной формы — "доски" из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума (пластика) с нанесенным на нее углубленным (награвированным) рисунком. В редких случаях используется картон, стекло.
Рисунок гравируется на "доске" специальными резцами — штихелями (резцовая гравюра), иглой либо травится кислотой.
«Доски» — так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро — несколько досок для тиражирования изображения путём печати (в том числе и ручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей.
Гравюра составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм. Оттиск, полученный на бумаге, называют французским термином "эстамп" (франц. estampe — отпечаток).
Каждый оттиск полученный с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда, такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле, они являются видами эстампа но не гравюры.
Гравёр (фр. graveur) — в широком смысле — квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных резцов, игл и др. инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмассы, дерево, стекло и др.). Профессия гравёра распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле. Гравёр в узком смысле — осуществляющий различными приёмами гравирования изобразительные или орнаментальные композиции; исполнитель гравюры, работающий по своему или чужому рисунку.
В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики делится на два основных вида: «гравюру высокой печати»(выпуклая гравюра) и «гравюру глубокой печати»(углубленная гравюра). В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов. К технике плоской печати относятся литография и монотипия. В этих разновидностях графического искусства отсутствует рельефная (гравированная) печатная форма, поэтому называть их гравюрой неправильно.
В зависимости от материала печатной формы гравюрные техники различаются так:
В зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы, гравюра на металле также подразделяется на виды:
Для создания рельефного рисунка с этой целью используется либо механический способ (нанесение на доску зеркального подразумеваемому в последующем оттиске изображения): процарапывание с помощью иглы или другими специальными инструментами, в том числе — подобными штихелям для торцовой гравюры, но несколько отличающимися от них формой (более крутым изгибом клинка и заточкой рабочей части) — так называемыми стиплями и т. п., либо химический (травление кислотой или хлорным железом , пары которого менее токсичны, нежели «лисий хвост» азотки).
Строго говоря, литографию, относимую в полиграфии к плоской печати , вообще нельзя назвать гравюрой (по определению), поскольку технологически на всех этапах (от подготовки формы до получения оттиска) этот способ создания эстампа в корне отличается и от всех других — в станковой тиражной графике, подразумевающей высокую и глубокую печать, исключением можно считать вообще не ассоциируемый с гравюрой полиграфический метод офсетной печати.
Автогравюра (от др.-греч. αὐτός — сам и фр. gravure — гравюра) — гравюра, в которой печатная форма (из разных материалов — дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником — автором композиции.
Исторически сложилось разделение гравюры на репродукционную и оригинальную (художественную). В искусстве оригинальной гравюры, когда автор, художник сам создает печатную форму по собственному рисунку, каждый оттиск (эстамп) считается оригинальным произведением. Он подписывается автором и нумеруется (первые оттиски обычно бывают лучшими). Опытный художник-гравер, регулируя количество и качество краски, режим печати, добивается разных результатов, варьирует состояния доски, превращает весь технологический процесс в творчество. Поэтому в оригинальной гравюре ценятся разные оттиски, "состояния", раскрывающие мышление художника.
Все разновидности гравюры, литография, альграфия и монотипия объединяются другим термином: печатная графика. Оригинальная печатная графика иногда называется автогравюрой, автографией, автолитографией (от греч. autos — "сам").
Существует и цветная гравюра. С самого начала развития этого искусства оттиски раскрашивались от руки акварелью, гуашью либо масляными красками. Другой способ заключается в печати цветными (обезжиренными масляными либо типографскими) красками — с одной или нескольких досок (для каждого цвета используется отдельная доска).
Первой возникла гравюра высокой печати на дереве — ксилография (от греч. xylon — "дерево" и grapho — "черчу, рисую"). В Древнем Китае буддийские"ксилографы" (эстампажи) — гравированные на деревянных досках тексты с изображениями — известны с I в. н. э., они появились вместе с изобретением бумаги. В Европе первые из датированных гравюр на дереве — "Мадонна с четырьмя святыми" (1418) и "Святой Христофор" (1423). Ксилография развивалась вместе с искусством печатной книги, так как награвированные деревянные доски хорошо совмещались с текстом (с 1445 г. — с подвижными литерами) при компоновке единой печатной формы на страницу.
Техника ранней деревянной гравюры была "обрезной", или "продольной". Она заключалась в предварительном рисовании "черным штрихом" на доске продольного распила, затем специальными ножами штрих обрезался с двух сторон, а промежутки выбирались с помощью долота. При накатывании краски валиком и печатании выступающие штрихи получались черными (в зеркальном изображении), а углубления оставляли бумагу белой. "Черноштриховая" техника трудоемка из-за того, что продольные волокна дерева не дают возможности резцу двигаться одинаково свободно во всех направлениях. Поэтому художник только рисовал на доске, а печатную форму изготавливал опытный резчик — формшнайдер (нем. Formschneider от Form — "форма" и Schneide — "лезвие, нож"). Несмотря на технические трудности, черноштриховая манера ксилографии стала классической для европейского искусства. В этой технике работали А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, М. Вольгемут, Л. Кранах Старший.
В 1516 г. венецианским мастером Уго да Карпи была изобретена техника кьяроскуро (итал. chiaroscuro — "светотень") — цветной гравюры на дереве пятном.
В 1770-х гг. английский гравер Т. Бьюик разработал технологию тоновой ксилографии на доске поперечного распила (обычно склеивается из нескольких кусков), по которой можно было работать как черным, так и белым штрихом одинаково свободно во всех направлениях, создавая мягкие тональные переходы. Для такой работы используют твердые породы дерева: бук, самшит, а поверхность доски тщательно полируют.
Гравюра на металле возникла несколько позднее под влиянием ювелирного искусства. В 1452 г. во Флоренции ювелир Т. Финигуэрра, использовавший гравировку с чернением по серебру, попробовал отпечатать пластинку с узором, в углубления которого втерта черная краска, на влажную бумагу (были и более ранние опыты). Углубленная гравюра на металле ближе к обычному рисунку — линии и штрихи (им соответствуют углубления печатной формы) получаются на оттиске, как при рисовании пером, черными — краска из углубленных штрихов при печатании "вытягивается" увлажненной бумагой. В качестве материала вначале использовалась медь, затем сталь. Гравюра на металле осуществляется резцом (резцовая гравюра) либо процарапыванием иглой ("сухая игла"). Характерной приметой техники, особенно в последнем случае, являются барбы (заусенцы вокруг штрихов).
С начала XVI в. получает распространение офорт — техника химической обработки доски травлением штриха (перед работой доска предварительно покрывается тонким слоем лака). Цинковые доски обрабатывают азотной кислотой, медные — раствором хлорного железа. В зависимости от концентрации кислоты и времени травления можно получать разную глубину и силу черного штриха.
Травление "пятном" осуществляют в технике акватинты, лависа и мягкого лака.
В XVIII в. в Англии до совершенства доведены оригинальные техники меццо-тинто, или "черной манеры", и пунктира (в том числе цветного). Многие техники, например штриховой офорт и акватинта, органично соединяются. К сложным, комбинированным техникам относят резерваж и карандашную манеру. Возникновение разных техник искусства гравюры соотносится с общей эволюцией художественного мышления, потребностями определенной эпохи и стиля. Так, жесткий "черный штрих" ксилографии и белый — шроттблаттеров связаны с эстетикой Средневековья.
Приемы резцовой гравюры по металлу, позволяющие моделировать объем, порождены стремлением к осязательности формы в изобразительном искусстве Итальянского Возрождения, в первую очередь флорентийской школы.
Появление красочных кьяроскуро вызвано формированием эстетики венецианской школы.
Живописные приемы офорта исторически необходимы романтическому искусству стиля Барокко. Ряд техник возник исключительно благодаря потребностям репродукции живописных картин и тиражирования рисунков. Так, пунктир был известен уже в начале XVI в. (в этой технике работал Дж. Кампаньола), но приобрел популярность только в XVIII столетии в качестве репродукционной техники.
Меццо-тинто изобрели в начале XVII в. под влиянием живописных идей искусства Маньеризма, но стали применять в конце XVIII в., также главным образом для воспроизведения картин.
Развитие искусства гравюры связано с книгой — то и другое художественно совершенствовалось в эпоху Возрождения, отражая возросшие потребности индивидуалистического сознания. Книгу с гравюрами держат в руках, воспринимают интимно, вблизи, а не издали, отстраненно, как живописную картину или фреску. Отсюда абстрагированность языка графики от окружающей среды и изображения конкретных предметов, что еще более сближает гравюру со словом, текстом, буквенными знаками. К абстрагированности изобразительных средств в гравюре добавляется ощущение законченности, "чеканности", завершенности формы. К примеру, в рисунке, иной разновидности графического искусства, фиксируется лишь одно из состояний развития изобразительной формы. Рисунок непосредственен, импульсивен, динамичен и экспрессивен. Эстамп, напротив, даже с учетом фиксирования отдельных состояний печатной формы, подсказывает, что на оттиске ничего изменить нельзя. Гравюрное изображение опосредовано печатной формой, недоступной созерцанию зрителя. Изменять, переделывать можно не оттиск, а "доску". Поэтому эстамп, максимально приближенный к зрителю (который рассматривает его в руках, иногда даже через увеличительное стекло), в то же самое время отчуждается от автора. Множество оттисков с одной доски расходятся бесконтрольно, их уже нельзя переделать или ограничить распространение. Именно этим, в частности, объясняется появление монограмм в гравюре и подсознательное стремление многих художников, например Рембрандта, противостоять тиражированию, меняя, варьируя состояния доски. Каждый оттиск, эстамп — не просто отпечаток, а отражение печатной формы, созданной руками художника. Поэтому он и считается оригиналом, подлинником независимо от тиража.
Качества печатной формы — ее твердость, рельефность, фактура — преображаются в эстамп посредством печати. Вот почему любой рисунок, иногда слабый и незначительный, воспроизведенный в гравюре, кажется существеннее, монументальнее. Изображение, опосредованное гравированием, несет в себе качества твердого материала, следы преодоления его сопротивления мастером. Это качество иногда называют "вещностью". Оно органично связано с культурой средневекового ремесла и стало одной из причин возрождения гравюры как художественной техники в начале XX в., после утраты ею репродукционных функций в связи с распространением фотомеханических способов печати. "Вещность" эстампа определяет особенное отношение художника-гравера к созданию на плоскости листа бумаги концептуального изобразительного пространства.
Белое в гравюре (в отличие от живописи) означает не свет или выпуклость, а глубину. Черное — объем, материальность изображаемых предметов. Белая бумага условно изображает среду, пространство вокруг предметов, абстрагированных от физической свето-воздушной среды. Это свойство сродни акварели и придает гравюре декоративность. В технике гравирования более органична работа от черного к белому. Именно "черноштриховая" манера считается классичной, она сообщает гравюре особенное напряжение, материальность и динамичность. Благодаря экспрессии черного штриха белое обретает разные качества — вплоть до ощущения цветности. Поэтому цвет в гравюре чаще используется локально, в качестве "подкладки". Ощущение окрашенности формы создается динамизмом и фактурой черно-белого штриха. Белый тон кажется материальнее у краев оттиска (человек, держащий в руках эстамп, ощущает толщину листа бумаги); к середине белое становится пространством.
Особенность восприятия, "прочитывания" направления штрихов и линий подобно знакам, буквам сближает награвированное изображение со шрифтом. Деятельность большинства художников-граверов связана с искусством книги. Не случайно повествовательные циклы сюжетов, "серии" художники предпочитают создавать в гравюрах, а не в живописных картинах. Выдающимися русскими граверами были А. Ф. Зубов, В. В. Матэ, И. И. Нивинский, А. П. Остроумова-Лебедева, П. Я. Павлинов, Л. А. Серяков, Г. И. Скородумов, Н. И. Уткин, П. А. Шиллинговский.
В начале XX в. в Москве, под влиянием В. А. Фаворского, выдающегося гравера-ксилографа, сложилась школа, возрождавшая классическую "черноштриховую манеру" гравюры на дереве.
|