СЛОН
СЛОН (др.-русск. слонъ; греч. elephantos; лат. elephantus) — животное отряда хоботных.
С древности слонов использовали в Азии в качестве царского верхового животного. Слонов ценили за ум, хитрость и преданность. Считали даже, что слоны понимают человеческий язык.
В индуизме порождение Шивы и Кали — Ганеша, бог мудрого правления миром. Его изображают с головой слона (символ мудрости) и с одним бивнем (знак преданности, второй бивень потерян в битвах).
В буддизме почитают белого слона, поскольку это животное явилось царице Майе и возвестило о рождении Будды. В Древнем Китае слонов использовали во время военных действий. В буддийский период слона изображали со священным сосудом для сбора милостыни на спине. Его считали одним из "семи сокровищ буддизма" и одним из "четырех животных" (остальными были тигр, леопард и лев) — символом "силы и энергии".
В индуистской космогонии мир покоится на спине слона, стоящего на панцире черепахи. Известны статуэтки слонов из бронзы или сплава бронзы и серебра (их делали в Китае и в Индии). На спине у таких миниатюрных слонов находится подобие носилок, в которые вставляют цветок белого лотоса — символ Будды.
Особенно превозносили "стыдливость" слонов, поскольку они зачинают потомство скрытно, в воде.
Древние римляне увидели боевых слонов во время Пунических войн. В 216 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал форсировал Альпы и обрушился на Италию с войском из боевых слонов (на спинах слонов находились укрытия для стрелков). Слон стал символом военного триумфа. В аллегорических триумфальных композициях колесницу Славы везут слоны.
Слон также является атрибутом аллегорической фигуры Африки.
На византийских шелковых тканях Х—XI вв. встречаются изображения слонов, вероятно восходящие к персидским образцам. Бронзовые изваяния слонов венчали "Золотые ворота" Константинополя.
Своей формой слон напоминает тучу, грозовое облако. Отсюда, вероятно, древнее поверье, что облака создают "небесные слоны", и изображения крылатых слонов.
В Древнем Риме слона считали символом долголетия.
В христианской иконографии сложилась запутанная символика. В "Физиологе" о слоне сообщается следующее:
"У этого животного нет страсти к соитию. И если хочет иметь детей, идет на восток, недалеко от рая. Там есть дерево, называемое мандрагоровым. И идет вместе с самкой и самец. И самка отведывает первой от дерева и дает своему мужу... Съев, самец тотчас соединяется с самкой... И когда время приходит ей родить, идет в пруд водный... Слон же охраняет ее, рождающую, от змеи, потому что враг змея слону. И когда он находит змею, то топчет ногами и убивает ее. Особенность же слона такова: когда упадет, не может встать, ибо не имеет суставов в своих коленах. Как же падает он? Когда хочет спать, то, прислонившись к дереву, спит. Охотники же, зная об этом свойстве слона, идут и подпиливают дерево немного. Приходит слон, чтобы прислониться, и, как только приблизится к дереву, падает дерево вместе с ним".
Далее, согласно тексту "Физиолога", только маленький слоненок, подкладывая свой хобот, способен поднять взрослого слона. Отсюда "народная этимология" слова слон: от прислоняться (подлинная этимология неясна; сравнивают, например, с тюркск. arslan — "лев"). Толкования "Физиолога" сводятся к следующему: только "мысленный слон" — Иисус Христос — может поднять упавшего и всех спасти. Отсюда изображения слона в Раю (по некоторым толкованиям — воплощение стихии земли).
Встречающиеся в средневековых бестиариях изображения слона с замком или башней на спине трактуют в качестве иллюстрации того, что Христос "взял на себя грехи мира", однако подобные изображения лишь повторяют античные. В христианском толковании три башни на спине слона означают Св. Троицу, а подобие города — Новый Иерусалим.
Изображения слонов в эмблемах и гербах получают распространение после Крестовых походов на Восток (1096—1270). Слон с городом на спине входит в герб английского города Ковентри. В 1464 г. в Дании учредили "Орден слонов".
На одной из гравюр книги "Гипнеротомахия Полифила", изданной в Венеции в 1499 г., имеется изображение слона с обелиском на спине. Такой же мотив известен по произведению. Дж. Л. Бернини в Риме.
До 1910 г. белый слон был гербом королевства Сиам (с 1939 г. — Таиланд).
Слон — эмблема итальянского г. Фано.
На замковом камне древнеримской триумфальной арки Августа в этом городе (нач. I в. н. э.) есть изображение слона. После завоевания города герцогом Сиджисмондо Малатеста из Римини (ок. 1450 г.) слон стал его личной эмблемой, и его изображение можно видеть в интерьере церкви Сан Франческо в Римини.
|