Страница 17 из 27
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (греч. nykteris, от nyx — "ночь"; лат. vespertilio, от vespera — "вечер") — ночное существо. Двойственность его природы — птицы и мыши — сделало это животное символом андрогинности.
У древнеамериканских индейцев летучая мышь — олицетворение дождя, в буддизме — знак "затемненного понимания".
Согласно древнегреческому мифу, Дионис превратил в летучих мышей миниад.
В христианской иконографии перепончатые крылья летучей мыши, в отличие от оперенных крыльев Ангелов, рассматриваются как атрибут демонических сил.Дьявол изображается с крыльями летучей мыши, поскольку он так же, как и этот зверек, боится дневного света и свои темные дела стремится осуществлять под покровом ночи.
С крыльями летучей мыши изображается аллегорическая фигура Зависти, поскольку зависть не отваживается проявить себя днем.
В картинах шабаша ведьм на Лысой горе обязательно изображаются, в числе прочих уродливых существ, летучие мыши.
В традиционной культуре Китая к этому животному испытывают почтение. "Пянь Фу" (кит. "Фу" — счастье) — "пять летучих мышей" — составляют иероглиф, означающий пожелание долголетия. Изображение пяти летучих мышей символизирует "пять благодатей": здоровье, богатство, долголетие, мир и счастье. На многих изделиях китайского искусства встречаются подобные эмблемы. В Южном Китае обитают около двадцати видов летучих мышей, и все они изображаются по-разному. Крылья летучей мыши часто раскрашивают красным —цвет радости, а узор симметрично развернутых крыльев делает похожим такой рисунок на изображение прекрасной бабочки.
В искусстве западноевропейского Романтизма рубежа XVIII—XIX вв. летучая мышь, несколько утратив свой демонический образ, появляется как атрибут меланхолии, грустных размышлений о неизбежной ночи — конце времен.
|