Страница 12 из 27
КОЗЁЛ (греч. aix — "коза, козел", aigis — "козья шкура"). От другого греческого слова "chimaira" (также "коза") происходит название фантастического существа —химеры.
Иудейский обычай принесения в жертву козленка связан с образом жертвенного ягненка — Агнца Божьего.
От латинского слова "capra" (коза) происходят термины: кабриоль; каприччьо.
В древнегреческой мифологии козлоногими существами были Пан, Сатир; в древнеримской — Сильван и Фавн.
В Древней Индии козел, как и баран, является атрибутом бога огня Агни́, которого часто изображали скачущим на горном козле.
В скандинавской мифологии колесница бога грозы Тора запряжена козлами.
В ближневосточной шумеро-семитской мифологии рыбокозел олицетворяет владыку водной стихии Оаннеса.
Поэтому в искусстве Месопотамии 4—3 тыс. до н. э., в частности в расписной керамике геометрического стиля из Суз, можно видеть изображения козлов и баранов со знаками молнии и грома, а также козлов вокруг водоема — знак Оаннеса.
В античном искусстве козлов изображали в свите бога виноделия Диониса (Вакха).
У грузин божество плодородия — Берика — почиталось в образе козла.
В Средневековье верхом на козлах изображали рыцарей.
В христианской символике в сценах Страшного суда козлами именуются грешники: "И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую" (Мф. 25:32—33). Отсюда изображение козла как атрибута аллегорической фигуры "Распутство".
|