Страница 13 из 27
КОНЬ (ст.слав, конь, греч. hippos) — с глубокой древности изображения коня связывали с культом воды и водных источников.
Древнегреческого бога морей Посейдона в архаический период представляли конем. Кроме этого, быстрый бег коня ассоциировался с движением Солнца по небосводу. Геродот сообщает о жертвоприношениях Солнцу: "Самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете".
В искусстве каменного века для жителей Центральной Европы дикие животные —конь, медведь, бык — были объектами охоты, поэтому их изображения имели магический смысл.
В Древнем Китае почитались "небесные кони", или "восемь лошадей", — олицетворение скорости и быстроты мысли.
В буддийском искусстве лошадь — одно из "семи сокровищ"; согласно легенде, принц Сиддхартха (будущий Будда) покинул родительский дом на белом коне.
О связи образа "летучего коня" с солярными культами свидетельствуют изображения крылатых коней в искусстве древней Месопотамии, такие же изображения появляются на монетах Карфагена.
Крылатый конь Пегас, так же как и гиппогриф (соединение коня и грифа), связан одновременно с культом солнца и воды.
Морские "кони-змеи" изображались в античном и эллинистическом искусстве с протомой (передней частью) коня, змеиным хвостом, заканчивающимся плавником, иногда с крыльями. Встречаются изображения гиппокампов в окружении солярных знаков и с рогом на лбу.
Древне-иранского солнечного бога Митру представляли на белом коне.
Древние римляне считали, что колесницы Митры и греческого Аполлона запряжены белыми конями Солнца.
У древних кельтов, а затем и у римлян почиталась богиня Эпона — защитница лошадей.
Конь также — психопомп (греч. psychopompos — "проводник душ") в подземное царство.
Скрещение многих мифологических значений породило сложную символику образа кентавра.
В Средневековье боевых коней рыцарей покрывали попонами, на которых изображали солярные знаки.
Глиняные кони-свистульки, игрушки, которые делали крестьяне к славянскому празднику масленицы, связаны с почитанием Солнца.
Неожиданную символику получают четыре масти коней в толкованиях одной из сцен библейского Откровения Иоанна.
Традиция изображения всадников, сложившаяся в античности, продолжалась в христианском искусстве в образах Свв. Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского,Евстафия, Маврикия, Мартина Турского, Федора Стратилата, Федора Тирона.
Иная, "светская" линия, основанная на тех же античных прототипах, создала в европейском искусстве жанр конных монументов.
В самом общем значении конь — символ мужской силы (в этом отношении кентавр символизирует грубую, необузданную страсть).
В классической живописи сюжет с изображением Амура (Купидона), усмиряющего коня, означает Умеренность, торжество разумной воли над любовной страстью.
Картина В. Карпаччьо "Троянский конь" (ок. 1490 г.) трактуется как "свадебный конь желания, вокруг которого стоят участники торжества, в том числе юноша и девушка со свадебными жезлами".
|