Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 40 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Звери в искусстве - Обезьяна PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 40
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Звери в искусстве
Бабочка
Баран
Барс
Бык
Волк
Газель
Дракон
Единорог
Заяц
Змея
Козёл
Конь
Лань
Лев
Леопард
Летучая мышь
Медведь
Обезьяна
Олень
Пантера
Рыба
Скорпион
Слон
Собака
Тигр
Черепаха
Все страницы

 

ОБЕЗЬЯНА

 

ОБЕЗЬЯНА (из персидск., турецк. abuzine) — животное, настолько похожее на человека, что воспринимается пародией, карикатурой на его худшие стороны. Отсюда аналогичный смысл названий "обезьяна" в разных языках: греческое pithekos ("похожий, убедительный"), латинское simia ("схожий, подражатель, глупец"), немецкое Affe (кривляка, дурак, глупец).

В древности, например в Древнем Египте, к обезьянам относились с почтением. Нубийцы поставляли обезьян в Египет в качестве дани, считалось, что обезьяны понимают человеческую речь, а визг павианов на рассвете расценивали как молитву богу Солнца. Бога мудрости и письма Тота египтяне обычно изображали с головой птицы — ибиса, но иногда — в образе павиана, который сидит за спиной писца и следит за правильностью его работы. Бога урожая Хапи также представляли с головой павиана.

В Индии почитали бога обезьян Ханумана.

Существовало поверье, что обладание глазом обезьяны делает человека невидимым, но зато различающим "суть вещей".

В древнегреческой мифологии рассказывается, как Зевс превратил людей за лживость и нарушение клятв в обезьяноподобные существа.

Обезьян почитали в древнем Китае как девятое из "Двенадцати земных ответвлений". Считалось, что в древности обезьяны похищали женщин и те рожали от них детей, поэтому культ предков связан с почитанием обезьян.

Обезьяну изображали с персиком символом продолжения рода. Рисунки обезьяны на лошади или обезьяны на сосне означали пожелание высокого общественного положения.

Знаменитая обезьяна Сунь У-Кун сопровождала буддийского паломника Сюань Цзяна в странствованиях по Индии, поэтому она почитается буддистами.

Обезьяна имеет титул "Великий мудрец, стоящий наравне с Небесами", в то же время обезьяна — "великий обманщик".

Шкуру обезьяны разрешалось носить только членам императорской семьи.

В древних мистериях обезьяна символизировала состояние человека до того, как в него вошла душа.

Встречается изображение собакоголовой обезьяны как спутника египетского бога мудрости Тота, знака Луны (бога Тота считали символом планеты Меркурий).

В символике алхимиков собакоголовая обезьяна — знак ртути, изменения, преобразования вещества из низшего состояния в высшее.

В японских нэцкэ существуют скульптурки в виде трех обезьянок, одна из которых закрывает лапками глаза, вторая — рот, а третья — уши. Их появление объясняют древней легендой, в которой рассказывается о лазутчиках, посланных богами к людям, чтобы выведать о дурных делах. Средством защиты от них служили изображения слепых, глухих и немых обезьян. Позднее появилось иное толкование: "не видеть, не слышать и не говорить ничего дурного". Со временем и эта трактовка претерпела изменения: "лучше всего ничего не видеть, ничего не слышать и ничего не говорить". Изображения трех обезьян в нэцкэ восходят к скульптуре храма Тосё-гу в Никко.

В европейском средневековом искусстве обезьяну изображали в качестве символа всех человеческих пороков. Обезьяна с яблоком во рту (вероятно, трансформация персика) — символ греха, а также аллегория Распутства. Обезьяна, держащая в лапке птицу (символ воздуха), изображает склонного к болтовне и суетности сангвиника. Обезьянка на цепи — символ умеренности, обуздания плотских страстей.

Одна из гравюр А. Дюрера называется "Мадонна обезьяны", на ней показана Мадонна с Младенцем, у ног которой — прикованная цепью обезьянка символ обуздания страстей, спасения души. Аналогичным образом рассматривают изображение обезьяны с двумя сосудами — с вином и водой.

В христианском "Физиологе" обезьяна, как и "дикий осел", — символ дьявола: "И обезьяна есть образ того же дьявола, ибо имеет начало, а конца не имеет, то есть хвоста. И дьявол, не имеющий конца, прямого и доброго, вначале одним из первых ангелов был, концом же своим не оказался хорош". Существует также аллегория дьявола — охотника за обезьянами (отсутствует в славянском тексте "Физиолога"): хитрый охотник закрывал глаза, обезьяна, передразнивая его, делала то же самое, тогда охотник легко хватал ее — таким же образом и дьявол ловит человеческие души.

В живописи XVI—XVIII вв. получили распространение забавные картины под латинским названием "simia naturae" (игра слов: "Обезьяна природы" или "подражание природе"). Картины представляют собой изображения обезьян (иногда и других животных), передразнивающих человека в его обыденных занятиях — на прогулке, на кухне, за обедом, в игре на музыкальных инструментах. Этот шутливый жанр нашел продолжение и в более серьезных аллегориях. Так, изображение обезьяны с зеркалом символ пустого любования и одновременно аллегория живописи как "обезьяны природы", ведь еще древние греки возводили изобразительное искусство к мимесису (греч. mimesis — "подражание"). Подобная аллегория сопровождается девизом: «Ars simia naturae" (лат., "Искусство — обезьяна природы"). Фламандские живописцы XVII в. изображали обезьяну с кистью в руке в роли художника, за созданием портрета. Эту пародию можно также рассматривать в связи с классической аллегорией подражания.

В архитектуре Северного Кавказа деревянную стойку на фасаде здания, поддерживающую коньковый брус кровли, иногда делают наподобие фигурки с разведенными в стороны руками. Она называется "маймул" (обезьянка). Похожие элементы встречаются в архитектуре северной Италии, их называют "бранколино".

У нидерландского живописца П. Брейгеля Старшего есть удивительная картина: "Обезьяны" (1562). Две маленькие макаки прикованы цепями в темнице, а за ними, в проеме стены, видна панорама города Антверпена и реки Шельды. Примечателен контраст свободного пространства дальнего плана и двух грустных, понурых фигурок обезьян похожих на одиноких людей. Считается, что в этой картине Брейгель выразил свою грусть перед расставанием с Антверпеном (в 1563 г. художник переехал в Брюссель). Но картину трактуют и иначе, как своеобразную "аллегорию наоборот"). Здесь уже обезьяны не передразнивают человека, а, напротив, человек видит в этих грустных зверьках себя, свою судьбу, обреченность на одиночество, непонимание, невозможность освобождения души от земных страданий.




 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.