ОБЕЗЬЯНА
ОБЕЗЬЯНА (из персидск., турецк. abuzine) — животное, настолько похожее на человека, что воспринимается пародией, карикатурой на его худшие стороны. Отсюда аналогичный смысл названий "обезьяна" в разных языках: греческое pithekos ("похожий, убедительный"), латинское simia ("схожий, подражатель, глупец"), немецкое Affe (кривляка, дурак, глупец).
В древности, например в Древнем Египте, к обезьянам относились с почтением. Нубийцы поставляли обезьян в Египет в качестве дани, считалось, что обезьяны понимают человеческую речь, а визг павианов на рассвете расценивали как молитву богу Солнца. Бога мудрости и письма Тота египтяне обычно изображали с головой птицы — ибиса, но иногда — в образе павиана, который сидит за спиной писца и следит за правильностью его работы. Бога урожая Хапи также представляли с головой павиана.
В Индии почитали бога обезьян Ханумана.
Существовало поверье, что обладание глазом обезьяны делает человека невидимым, но зато различающим "суть вещей".
В древнегреческой мифологии рассказывается, как Зевс превратил людей за лживость и нарушение клятв в обезьяноподобные существа.
Обезьян почитали в древнем Китае как девятое из "Двенадцати земных ответвлений". Считалось, что в древности обезьяны похищали женщин и те рожали от них детей, поэтому культ предков связан с почитанием обезьян.
Обезьяну изображали с персиком — символом продолжения рода. Рисунки обезьяны на лошади или обезьяны на сосне означали пожелание высокого общественного положения.
Знаменитая обезьяна Сунь У-Кун сопровождала буддийского паломника Сюань Цзяна в странствованиях по Индии, поэтому она почитается буддистами.
Обезьяна имеет титул "Великий мудрец, стоящий наравне с Небесами", в то же время обезьяна — "великий обманщик".
Шкуру обезьяны разрешалось носить только членам императорской семьи.
В древних мистериях обезьяна символизировала состояние человека до того, как в него вошла душа.
Встречается изображение собакоголовой обезьяны как спутника египетского бога мудрости Тота, знака Луны (бога Тота считали символом планеты Меркурий).
В символике алхимиков собакоголовая обезьяна — знак ртути, изменения, преобразования вещества из низшего состояния в высшее.
В японских нэцкэ существуют скульптурки в виде трех обезьянок, одна из которых закрывает лапками глаза, вторая — рот, а третья — уши. Их появление объясняют древней легендой, в которой рассказывается о лазутчиках, посланных богами к людям, чтобы выведать о дурных делах. Средством защиты от них служили изображения слепых, глухих и немых обезьян. Позднее появилось иное толкование: "не видеть, не слышать и не говорить ничего дурного". Со временем и эта трактовка претерпела изменения: "лучше всего ничего не видеть, ничего не слышать и ничего не говорить". Изображения трех обезьян в нэцкэ восходят к скульптуре храма Тосё-гу в Никко.
В европейском средневековом искусстве обезьяну изображали в качестве символа всех человеческих пороков. Обезьяна с яблоком во рту (вероятно, трансформация персика) — символ греха, а также аллегория Распутства. Обезьяна, держащая в лапке птицу (символ воздуха), изображает склонного к болтовне и суетности сангвиника. Обезьянка на цепи — символ умеренности, обуздания плотских страстей.
Одна из гравюр А. Дюрера называется "Мадонна обезьяны", на ней показана Мадонна с Младенцем, у ног которой — прикованная цепью обезьянка — символ обуздания страстей, спасения души. Аналогичным образом рассматривают изображение обезьяны с двумя сосудами — с вином и водой.
В христианском "Физиологе" обезьяна, как и "дикий осел", — символ дьявола: "И обезьяна есть образ того же дьявола, ибо имеет начало, а конца не имеет, то есть хвоста. И дьявол, не имеющий конца, прямого и доброго, вначале одним из первых ангелов был, концом же своим не оказался хорош". Существует также аллегория дьявола — охотника за обезьянами (отсутствует в славянском тексте "Физиолога"): хитрый охотник закрывал глаза, обезьяна, передразнивая его, делала то же самое, тогда охотник легко хватал ее — таким же образом и дьявол ловит человеческие души.
В живописи XVI—XVIII вв. получили распространение забавные картины под латинским названием "simia naturae" (игра слов: "Обезьяна природы" или "подражание природе"). Картины представляют собой изображения обезьян (иногда и других животных), передразнивающих человека в его обыденных занятиях — на прогулке, на кухне, за обедом, в игре на музыкальных инструментах. Этот шутливый жанр нашел продолжение и в более серьезных аллегориях. Так, изображение обезьяны с зеркалом — символ пустого любования и одновременно аллегория живописи как "обезьяны природы", ведь еще древние греки возводили изобразительное искусство к мимесису (греч. mimesis — "подражание"). Подобная аллегория сопровождается девизом: «Ars simia naturae" (лат., "Искусство — обезьяна природы"). Фламандские живописцы XVII в. изображали обезьяну с кистью в руке в роли художника, за созданием портрета. Эту пародию можно также рассматривать в связи с классической аллегорией подражания.
В архитектуре Северного Кавказа деревянную стойку на фасаде здания, поддерживающую коньковый брус кровли, иногда делают наподобие фигурки с разведенными в стороны руками. Она называется "маймул" (обезьянка). Похожие элементы встречаются в архитектуре северной Италии, их называют "бранколино".
У нидерландского живописца П. Брейгеля Старшего есть удивительная картина: "Обезьяны" (1562). Две маленькие макаки прикованы цепями в темнице, а за ними, в проеме стены, видна панорама города Антверпена и реки Шельды. Примечателен контраст свободного пространства дальнего плана и двух грустных, понурых фигурок обезьян похожих на одиноких людей. Считается, что в этой картине Брейгель выразил свою грусть перед расставанием с Антверпеном (в 1563 г. художник переехал в Брюссель). Но картину трактуют и иначе, как своеобразную "аллегорию наоборот"). Здесь уже обезьяны не передразнивают человека, а, напротив, человек видит в этих грустных зверьках себя, свою судьбу, обреченность на одиночество, непонимание, невозможность освобождения души от земных страданий.
|