Страница 6 из 27
ВОЛК (греч. Lykos, лат. lupus — "растерзывающий"). В Древней Греции Lykeios("волчий, истребитель волков") — прозвание бога Аполлона. Гимнасий, расположенный близ храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин, стали называть Ликеем (Lykeion).
Античный герой Лик — также "волк".
Основатели Рима, братья Ромул и Рем, считались сыновьями бога войны Марса. Они были вскормлены волчицей, и потому волки почитались римлянами, а Марс изображался на колеснице, которую везут волки.
В скандинавской мифологии гигантский волк Фенрир, хтоническое чудовище, скованное в недрах земли, в конце Света разрывает оковы и проглатывает солнце.
Древние этруски в образе волка представляли бога смерти Калу.
Волка считали зверем-призраком, один взгляд которого парализует человека. "Волчий взгляд" означает недоверие и ужас. В некоторых сказках волки выхаживают брошенных детей. Они выступают в роли родовых тотемов — волчья голова изображается на штандартах. Но чаще волк — олицетворение зла, жестокости, жадности. Лишь в Древнем Риме он символизировал воинскую доблесть.
В средневековой геральдике изображение волка означает злость, жадность, хищность (франц. ravisseur — "похититель") — такой волк держит в пасти добычу. Другое изображение (франц. allumé — "горящий, разъяренный") — волчья голова с красными горящими глазами.
В мифологии славян волк, являющийся врагом стад, связан с темными тучами, закрывающими солнце, и "находится в распоряжении" покровителя скотоводов Св. Георгия, или Юрия. На Украине волка называют "Юрова собака". Есть и пословица: "Что у волка в зубах, то Георгий дал".
В представлениях христиан волк — символ дьявола и ересей, угрожающих "стаду верующих". Отсюда композиция: собаки, нападающие на волков, — аллегория битвы монахов доминиканского ордена (лат. Domini Canes — "Псы Господни") с еретиками. Лишь святым дана сила превращать свирепость в набожность. Так,Франциск Ассизский приручил волка, поэтому он является атрибутом этого святого.
Волк также олицетворение коварства. В "Физиологе", сборнике средневековых притч и легенд, сказано: "Волк есть хитрый и коварный зверь", который при встрече с человеком прикидывается мертвым, чтобы потом совершить нападение.
"Святой Василий сказал: таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными... но сердце их полно ожесточения и коварства".
Отсюда традиционные сюжеты "Волк в овечьей шкуре", "Волки и овцы".
В гравюрах и народных картинках изображается, к примеру, волк на кафедре, проповедующий овцам. Здесь же надпись: «Verba mutat, non animus" (лат. "Слова притворны, в отличие от намерений"). Это — аллегория лжепророков, цель которых — погубить простодушных.
Волк — атрибут Св. Вольфганга и Св. Лупуса, но только из-за их "говорящих" имен (нем. Wolfgang — "волчья походка", лат. lupus — "волк").
Ведьмы изображались скачущими на волках или оборачивающимися волками.
Трехголовое чудище — статуя египетского бога Солнца в Мемфисе с головами волка, льва и собаки — трактовалось в античности и в эпоху Возрождения как аллегория Благоразумия. Со словом "волк" связаны слова Вулкан, Лувр.
|