КРЫЛЬЯ
КРЫЛЬЯ — в изобразительном искусстве — символ возвышения духа и вознесения тела.
Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ самым естественным образом заимствовали крылья у птиц. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах.
В древней Месопотамии бог-творец Ашшур изображался внутри крылатого солнечного диска, так же древние персы представляли своего демиурга — Ахурамазду.
Крылатый солнечный диск — символ египетского бога Ра.
В античном искусстве крылатыми изображали богиню утренней зари Эос (у римлян — Аврору), нимфу Ауру, Психею, Амура, этрусскую Лазу, демонов и гениев, богиню победы Нике и богиню удачи Фортуну. Бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда. По учению Платона, крылья — знак разумности. Они "вскармливаются и взращиваются мудростью, доблестью".
Многих разумных сказочных существ античной мифологии изображали с крыльями. Крылатый конь Пегас — одно из этих существ, он также вестник и психопомп (проводник душ в загробный мир). Гермес (у римлян — Меркурий) — вестник богов и потому предстает в крылатых сандалиях и крылатом шлеме—петасе. Крылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо. Согласно мифу, крылья Арки (олицетворяющей небесную арку), сестры Ириды, были отданы Ахиллу, получившему прозвание "крылоногий". Божество сна Гипнос, слетающий внезапно, как и его сын Морфей, представлялись древним крылатыми существами. Греческие богини судьбы мойры, римские парки, божества ночи, богиня случая Тихе, духи стихий(позднее, в западноевропейской мифологии, — феи) — все они переносятся по воздуху, стремительно и незаметно, с помощью крыльев.
В мифологии Востока крылатые существа, такие как Гаруда, конь Мухаммада Аль Бурак, представляют собой, скорее, исключение. Единственное общее длязападной и восточной мифологии крылатое существо — дракон, воплощающий соединение стихий земли и воздуха. Символическое значение, в зависимости от контекста композиции, приобретают в искусстве изображения реальных птиц наравне с вымышленными существами — грифоном, сэнмурвом, тифоном, сфинксом. Демоническое значение имеют крылья летучей мыши, а крылья Икара являются символом человеческой гордыни. В "Видении Иезекииля" "колёса престола" Бога представляются крылатыми.
С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианстве. Крылаты Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей. Высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
А. Пушкин. "Пророк" (1826)
Иоанн Креститель в пустыне, куда его отвел Ангел, также изображается с крыльями. Один из самых сложных образов христианского искусства — София, Премудрость Божия — представляется в иконах Ангелом с "огневидными крыльями".
Среди алхимических символов встречается изображение крылатой человеческой фигуры. Дьявола показывают не с легкими крыльями, а с жесткими, перепончатыми, как у летучей мыши.
В самом широком значении в аллегориях искусства Классицизма и Барокко крылья и балдахин символизируют ветер, дуновение, а также сень, покровительство, защиту. В геральдике встречается изображение крыльев с девизом : «Non sufficit una" (лат., "Не хватает одного"), в том смысле, что ко всем прочим добродетелям надо прибавить славу и доблесть.
|