НЕБО
НЕБО (греч. nephos — "облако"; греч. hapsis — "свод, дуга") — почти неуловимое понятие изобразительного искусства.
В живописи изображение неба является не столько объектом, сколько тональным камертоном — основным тоном, относительно которого выстраивается колорит этюда, картины. В изображении неба особым, мистическим образом соединяются индивидуальные переживания художником света и цвета.
В черно-белой графике небо условно передается белизной бумаги и означает глубину, пространство, дальний план.
В различных культурах небо символизируют голубой и синий цвета, иногда — золотой; в культуре Востока — черный цвет.
Небеса олицетворяет дракон.
В древнем египетском искусстве небесный свод олицетворяет богиня Нут, в архитектуре древних храмов небо изображает потолок, расписанный темно-синим с золотыми звездами.
В древнегреческой мифологии стоглазый Аргос считался воплощением звездного неба, или "глазами божества".
В средневековой иконографии "небесное воинство" представляют Ангелы, а также плат на коленях патриарха Авраама.
Небо символизирует радуга и "Райские кущи".
В архитектуре идея неба выражается направленностью формы, ритмом, зрительным движением, тектоникой и пластикой, доминантой вертикали готических соборов и барочных церквей, башен и шпилей. Купол, свод, гора, ступа, чортэн отражают мысленную устремленность человека к небесам. "Небом" называют также внутреннюю поверхность балдахина, осеняющего в храме алтарь, кафедру или царское место. Такое "небо" расписывали синим с золотыми звездами, в центре изображали голубя в сиянии золотых лучей — символ Св. Духа.
В русской деревянной архитектуре "небом" называют дощатый потолок в форме усеченной пирамиды, закрывающей часть внутреннего объема шатра. В центре такого "неба" находится "замковое кольцо" — деревянный круг, к которому сходятся радиальные тябла, несущие тёсовое покрытие. Тябла расписывали растительным орнаментом. Между тяблами помещали изображения Ангелов, евангелистов, в "замковом кольце" — Пантократора или сцену Евхаристии.
НЕБЕСНЫЙ СЕГМЕНТ в средневековом искусстве, в частности в древнерусской иконописи, — условный прием изображения неба в духовном, символическом значении в виде сегмента в одном из верхних углов формата изображения.
В небесном сегменте изображают полуфигуру Бога Отца или Сына с благословляющим жестом руки либо десницу (правую руку — ст.-слав, деснъ от греч. dexios — правый).
Небесный сегмент с "Десницей Божией" присутствует в изображениях Агиосоритиссы, в сценах "Благовещения Марии", реже — в изображениях Св. Троицы, "Поклонения волхвов". Вместо десницы в небесном сегменте иногда показывают Бога Отца, восседающего на алых Херувимах, в окружении шестикрылых Серафимов, как Вседержителя с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами Саваофа (др.-евр. Ṣeba‘oth — "Силы воинства", "Господь сил"), поскольку "Владычество Его — владычество вечное" (Дан. 7:14). Такое изображение называется "Ветхий Денми" (церк.-слав. "ветхий, т. е. вечный днями").
В формальном отношении небесный сегмент соотносится с композиционным приемом "скоса угла".
В иконах новгородской школы встречается образ Богоматери Знамение в небесном сегменте.
|