РОГ
РОГ, РОГА (др.русск. рогъ; др.прусск. ragis; лат. cornus) — изображение рогов либо натуральные рога в качестве головного убора, детали маски, шлема — древнейший символ мощи, силы, воинской отваги.
В древней Месопотамии с рогами изображали бога грозы Адада, в Греции — Зевса и Диониса, а позднее — Александра Македонского.
На о.Крит в Эгейском море существовали древние святилища, в стены которых вмуровывали скульптурные изображения бычьих голов с натуральными рогами и топором между ними. Между рогами помещали изображение солнечного диска или полумесяца, поэтому считается, что рога имеют двойственную — солярную и лунную — символику, причем они являются атрибутом не только мужских, но и женских божеств — Исиды, Хатор, Кибелы. Двойственность этого символа раскрывается в том, что рога — знак божественного происхождения и, одновременно, индивидуальных качеств, проявления отважного духа.
Рога — фаллический символ, у богинь-матерей — символ плодовитости.
В Египте бога Амона почитали в образе человека с головой барана, отсюда амулеты— аммониты в форме свернувшейся змеи, но напоминающие также бараньи рога.
Древние кельты почитали бога Кернуноса в образе человека-оленя с рогами, поражающего змею (символ подземного царства).
Рог с обвивающей его лентой — символ бури.
Рог раструбом вверх — мужской, активный знак, раструбом вниз — женский.
Древнегреческие лесные божества — Пан, Плутон, сатиры, силены — также изображались с рогами.
С обычаем заклания жертвенных животных — быков, баранов, козлов — связано происхождение ритонов, конусообразных сосудов, которые вначале представляли собой натуральный рог.
С древнегреческим мифом о козе Амалтее, вскормившей бога Зевса, связано происхождение рога изобилия.
Мощь водной стихии в образе бородатого старца Океана также обозначали изображением рогов.
Ветхозаветный пророк Моисей изображается рогатым, но в данном случае подобный образ сложился в результате неточного перевода Библии с древнегреческого на латинский язык (вместо "сиять лучами" переведено "рогатый" — лат. cornutam).
Рога как атавизм языческих божеств стали атрибутом демона, дьявола, Сатаны. Однако в Евангелии от Луки говорится: "И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего" (Лк. 1:69), что, вероятно, связано с ветхозаветным текстом Третьей книги Царств: "И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их" (3 Цар. 22:11; см. также Втор. 33:17; рога трактуются как символ силы). В Откровении Иоанна Богослова создан образ славы Агнца Божьего: "И вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю" (Откр. 5:6).
Число семь возводит древний языческий символ до уровня "Духа Божьего". В другой главе книги Откровения рога являются символом дьявола, Сатаны, дракона из Океана Хаоса, которого должен победить в последней битве Архангел Михаил: "Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" (Откр. 12:3).
Рога являются атрибутами святых Евстафия и Губерта, однако в этом случае они имеют иное происхождение, также как и рога в качестве символа супружеской неверности.
Св. Корнелия иногда изображают с рогами на голове вследствие сходства его имени со словом "рог" (лат. cornus).
Фаллическая символика рога оживает в средневековых сказаниях о звере единороге, однако эта символика переосмысливается в рыцарском, куртуазном духе и единорог рассматривается в качестве символа девственной чистоты.
В Древнем Китае, Бирме, Таиланде рог носорога использовали в качестве материала для небольших скульптурок. Этот материал обладает, подобно нефриту, слоистой структурой и поэтому легко поддается обработке.
Рога буйвола, носорога применяли и в качестве сосудов для питья.
В Индии, странах Ближнего Востока и Эллады рог служил музыкальным инструментом и горном во время охоты. Из-за скорбного звучания рог стал одним из атрибутов древнегреческой музы трагедии Мельпомены.
Подкрашенный рог в середине и второй половине XIX в. применяли для имитации панциря черепахи в мебели стиля "буль".
|