Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.
Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.
Большая Энциклопедия Карикатуры дает определение понятию "современная карикатура":
по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, черно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, streap-cartoon).
по содержанию — юмор (funny cartoon), сатира, шарж, чёрный юмор, карикатура как искусство или станковая карикатура, (fine art cartoon), философская карикатура, странные предметы, и т. д.
по технике и жанру исполнения — графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг.
по области применения — различные виды полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.
В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon.
Карикатура, способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).
В более узком смысле карикатура - особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.). Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования - одних из самых массовых в изобразительном искусстве. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики - ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде "летучих листков", журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.
Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII - начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше "парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры. Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские "антинаполеоновские листы" и русские сатирические "народные картинки" И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные "портреты" его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма - отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег.
Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.
Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. - "Искры", "Гудка" и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия - труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ - "социальная маска" - то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими графиками - Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. - обличительные образы "короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим. языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала "Симплициссимус" (основан в 1896), русских журналов "Сатирикон" (1908-14) и "Новый Сатирикон" (1913-1918).
В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты "Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно- массового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в "Окнах РОСТА") (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры - её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров - И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в "Окнах ТАСС"). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
История русской карикатуры
Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.
Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.
В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.
Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.
Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать все больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 гг.), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованые издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене: «Скандал, разгоравшийся вокруг имени талантливой актрисы, с годами приобретал все больший размах. Не проходило и дня, чтобы в столичных газетах не появлялись карикатуры на Асенкову, намекавшие на двусмысленные связи и сплетни».
Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что все это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жестко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.
В середине XIX в. в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов. Многие рисунки в журнале были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя. Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров. Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторе время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. Но именно там появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Федора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева, в этом жанре прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884), Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890), Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев и т. д. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др.
Но все более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.
Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени.
В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.
С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.
В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.
В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного.
Художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только»: «…после 1922 года никаких шаржей и карикатур на больших руководителей в СССР не печатали. Официально говорилось, что главным источником всех несчастий в нашей стране являлся управдом. Ну, в крайнем случае — безымянный чиновник. Очень удобно — и власть делает вид, что к ней это отношения не имеет, и автор не репрессирован».
Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа "Ты записался добровольцем?", а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».
Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных, В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.
Через много времени художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только» иронично скажет об этих художниках и их творчестве: «Недаром иностранные критики в эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: „положительная сатира“!».
Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов:«Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далекая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, веселые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя "Мастфора" Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме.
Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).
Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.
Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра Бориса Ефимова не раз выступал художник следующего поколения Михаил Златковский: «Что за времена такие на дворе, когда „палач от карикатуры“ раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду ещё и ещё за свои неправедные дела?!». Дальше идут обвинения в адрес Бориса Ефимова во всех тяжких грехах. Личность старейшего карикатуриста, прожившего более 100 лет, безусловно, требует непростого отношения и многого осмысления, но это человек, сумевший вырваться из своего прошлого и понять и принять новую волну карикатуры следующего поколения, разительно отличавшуюся от привычных понятий первой половины ХХ века. (А причиной пафоса Златковского стал тот факт, что Ефимов назвал самым лучшим отечественным карикатуристом не Златковского, а Пескова — что широко известно, но не зафиксировано, поскольку Интернета в то время ещё не было.)
Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.
Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.
В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создается новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба "12 стульев" должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей.
Это были великие преобразования и новшества, на которые немедленно откликнулись молодые художники. Только там в то время новая плеяда молодых карикатуристов под рубрикой «Чудаки» ушла от политико-морального назидательства, сделав советскую карикатуру тонкой, философичной, где весёлость граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной карикатуре в конце 1960-х — начале 1970-х годов, немыслимые в работах начала века, позволили полностью уйти к созданию совершенно нового вида карикатуры. Не бичевание пороков персонажей, а душевность и теплота стали основой жанра. Эта карикатура получила название «новой волны». В «Клубе 12 стульев» работали четыре штатных художника-карикатуриста, знаменитую «великолепную четвёрку» составили: Виталий Песков (1944—2002) (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян (1938—2009), Владимир Иванов (1944—1978) и Игорь Макаров (р. 1944). Эти карикатуристы нашли язык иронии и сарказма для передачи современного общества, постепенно перенаправляя остриё пера во внутрисоциальную сторону. Они ушли от, казалось бы, главного в карикатуре — осмеяния. Их работы обрели символику, мудрость и философичность, а злободневность рисунков первой половины ХХ века сменилась внешней безобидной веселостью и болью за этот столь несовершенный мир. Появились и другие карикатуристы, шедшие той же стилистикой: Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие. И хотя на страницах «Литературной газеты» публиковалось то, что никогда бы не прошло цензуру "Главлита" в других советских изданиях, полной свободы не было и там. Карикатура новой волны постоянно должна была бороться за свое существование.
Из интервью редактора газеты "Утюг" Валентина Розанцева "Московскому комсомольцу": Валентин Розанцев (1939 - 2010): « - Расскажите, пожалуйста, как начиналась альтернативная отечественная карикатура соц-арта? Какие у вас корни, связи, история? Как начинали? Как складывались взаимоотношения с официозом? - Я не совсем понимаю сам этот термин - соц-арт, все было проще. Карикатура бывает социальной, экономической, политической — какой угодно. «Крокодил», например, — это карикатура, за которую платит деньги тот самый аппарат, который курирует этот журнал. Карикатуры о том, насколько у нас плохие дороги, сломанные коровники, пьяницы-прогульщики, - весь набор заезженных тем. которые разрешены, продиктованы и добросовестно отрабатываются. Думаю, на своем уровне они это делают честно. Карикатура та - если хочешь, называй её «соц-арт» - чуть-чуть помоложе, чем крокодильская, эта волна возникла в начале семидесятых годов, когда появились такие малознакомые имена, как Бахчинян, Песков, Иванов, Макаров, чуть-чуть позже - Феликс Куриц, ещё чуть позже - Розанцев, Тюнин, потом Златковский, Смирнов, остальные. Но семидесятые начинались с «Литературной газеты». Карикатура того периода была рождена польской школой. «Шпильки» к нам приходили регулярно, это была одна из питающих сред. Второй привходящий момент - косяк международных конкурсов. Притом что у нас в это время не было ничего - в лучшем случае «Крокодил» проводил раз в три, в четыре года «Сатиру в борьбе за мир», где собиралась обычная нормальная карикатура: кровавые псы империализма, голуби мира... Другого не было. «ЛГ» была замечена югославами, и они, а за ними и габровцы, и другие начали активно присылать конкурсные приглашения. Если первые посланные картинки шли «на ура», то потом — таможня, почтамт, душиловка, петли всякие, возвращение работ, не пропускали, теряли, задерживали. Хотя никто не понимал, зачем, почему — вроде, как не положено, вроде бы там работали какие-то инструкции».
Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны Виталия Пескова вспоминала в мемуарной книге-альбоме («Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова»), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…».
Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки.
Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».
С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политические карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей, заполонили все газеты и журналы. Особо много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.