Страница 42 из 44
ХЕРУВИМ (др.-русск. херувимъ из греч. cheroubim от др.-евр. kerubim; ассир. karibu, шумер. kerub — "тот, кто молится, обращается к Богу"; арабск. el karubian — "приближенный к Аллаху").
В Библии впервые слово "херувим" встречается в Книге Бытия: после изгнания из Рая Адама и Евы поставил Бог "на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся" (Быт. 3:24).
Пророк Моисей видел херувимов коленопреклоненными на горе Синай перед престолом Иеговы. Поэтому так они изображены на крышке Ковчега Завета.
О херувимах говорится в связи с устройством Скинии и при создании храма Соломона в Иерусалиме (об их коленопреклоненном положении в этом случае не упоминается; Исх. 25:10—22). Херувимы, согласно толкованиям экзегетов, удостоены особой близости к Богу, они служат Ему и готовы всегда исполнить Его волю. Отсюда эзотерическое толкование слова "херувим" ("Полнота Божественного знания").
Описание херувимов дается в Книге пророка Иеэекииля. Согласно Дионисию Ареопагиту, Херувимы входят в первую ангельскую триаду; вместе с Серафимами и Престолами они — ближайшие к Богу. Их особенность заключается в том, что они являются "умными силами".
В средневековом искусстве, в книжных миниатюрах, иллюстрирующих Книгу Иезекииля, Херувимов изображали, согласно тексту, в виде четырех апокалиптических животных, с четырьмя ликами. Красный лик обозначает "престольную сферу" (Божественную мудрость), зеленый символизирует физический, тварный мир, голубой цвет — ангельский (в древнерусской иконографии — символ мудрости), белый — небесную чистоту.
В Ветхом Завете говорится также о "Господе Саваофе, сидящем на херувимах" (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:15). Отсюда традиционная иконография "Ветхий Денми" — изображение Бога Отца (Саваофа) седобородым старцем, окруженным Херувимами, которые образуют нечто вроде престола.
В новозаветной иконографии Херувимы — стражи гробницы Христа, поэтому их показывают в навершиях глав в изображениях храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Вначале Херувимов представляли четырехкрылыми, а Серафимов — шестикрылыми. Однако в древнерусском искусстве XV—XVI вв. на основе текста молитвы Иоанна Златоуста сложился собирательный образ "литургических серафимов-херувимов" как Сил бесплотных, славящих Господа. Их изображения вокруг "Спаса в силах" или Пантократора дополняли надписью по-гречески: АГИОС, АГИОС, АГИОС ("Свят, свят, свяь"; Откр. 4:6—8). "Херувимская песнь" (по начальному тексту литургии) — название композиции, изображающей Ангелов, славящих Вседержителя (Пантократора).
|