ПОПУГАЙ
ПОПУГАЙ (др.русск. папагалъ, из нидерл. papegaai; ст.франц. papegai; исп. papagayo, от арабск. babagha) — род птиц, которых завезли в IV—III вв. до н. э. из Индии в Персию, а затем в Грецию, Рим, Северную Африку.
В Индии попугай был ездовой птицей бога Камы, олицетворяющего любовную страсть.
В Древнем Китае существовала легенда о том, как один торговец жемчугом узнал о неверности своей жены от говорящего попугая, поэтому попугай считается птицей, напоминающей женщине о долге верности мужу.
Попугай также считался атрибутом доброй богини Гуань-Инь (в Японии — Каннон). Такого попугая изображали с жемчужиной в клюве. В росписи китайского и японского фарфора часто изображали попугая, сидящего в кольце и сообщающего торговцу жемчугом о кознях его жены. Такие изображения, не подозревая об их значении, копировали европейские мастера: рисовальщики, граверы, мебельщики, мастера росписи делфтских фаянсов и русских изразцов.
В Древней Греции попугая (греч. psittakos — игра слов: "пестрый, разноцветный" и "болтун, шумный") считали вещей птицей. Однако его болтливость высмеивали в античных баснях.
В раннехристианском "Физиологе" (эта часть отсутствует в славянских списках) попугая приводят в пример человеку, который так же, как вещая птица, "должен подражать голосу Святых Апостолов".
Клюв попугая в Средневековье считали амулетом, оберегающим от демонов и лихорадки.
Согласно еще одному древнему поверью, попугай может вызывать дождь. Возможно, в связи с этим в Средневековье считали, что перья этой птицы не мокнут под дождем, и поэтому попугай — символ Девы Марии, сохранившей свою девственность и чистоту. В картине Я. фан Эйка "Мадонна каноника фан дер Пале" попугай изображен в руках Младенца Христа. Такое изображение рассматривали в качестве символа временности воплощения души в материальном теле. В другой руке Богомладенца — лист клевера, символ превращений.
На Руси попугая называли "папагаль" (др.русск., от итал. pappagallo). В 1490 г. римский посланник подарил попугая московскому князю Ивану III. С тех пор птицу "папагаль" изображали в росписи лубяных сундуков, вышивали на конских попонах.
|