Страница 14 из 44
ГОЛУБЬ (праслав. golobь, этимология неясна; есть обратные версии: от "голубой"; лат. columbus) — птица отряда голубеобразных; имеется множество видов.
Древнейшие изображения голубя восходят к 6—5-му тыс. до н. э. (находки в Арпачае, Северная Месопотамия).
В древности считалось, что в голубей вселяются души умерших.
Порхающий голубь — символ очищения души (отсюда одна из версий о происхождении лат. названия columbus от caelum — "небо"). В то же время плодовитость этих птиц сделала их атрибутами богинь любви и плодородия — семитской Астарты и греческой Афродиты. В храмах Афродиты в Пафосе на о. Кипри на о. Кифера голубей разводили как священных птиц: голуби должны были нести колесницу богини любви.
Имя Семирамида переводится: "Горная голубка".
В античной поэзии голубя противопоставляли орлу и ворону; "голу́бками", так же, как и "воробышками", называли гетер; голубка́ми — влюбленных. Согласно греческому мифу, черный голубь опустился на дуб в священной роще Доданы у храма Зевса в Эпире. С тех пор жрицы оракула Зевса, прорицавшие по шелесту ветвей этого дуба, стали называться пелейядами (греч. peleiades — "голубки"). Изображенный рядом с Афродитой (у римлян — Венерой) голубь символизировал Адониса или Эрота (Амура).
В эпоху Барокко богиня Юнона (у греков — Гера) как покровительница брака и семьи изображалась накладывающей золотое ярмо на пару белых голубей.
У древних евреев голубь — образ искупления; голубь и ветвь оливы воплощают мир, обновленную жизнь, знак, данный Ною (участие голубя в истории потопа).
В христианской традиции голубь символизирует святой дух (иногда голубь и нимб или семь голубей); голубь и лилия — благовещение; двенадцать голубей ассоциируется с апостолами.
В Библии голубь — символ земли обетованной, он приносит в Ноев ковчег оливковую ветвь в знак окончания всемирного потопа (Быт. 8:8—12). В Новом Завете возрождается древняя символика очищения души. По закону Моисея, голубь, как чистое существо, служил приношением после рождения ребенка. Поэтому голубя изображают на посохе Св. Иосифа в знак того, что Бог избрал его в мужья Деве Марии. Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в реке Иордан, свидетельствовал: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32). Своих учеников, Св.Апостолов, Христос напутствовал: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16).
В христианском искусстве, в сцене "Благовещения Марии", Св. Дух опускается на Деву в виде голубя в золотых лучах. Так же изображается одна из ипостасей Св. Троицы. Св. Дух в виде голубя нисходит на Павла и на Апостолов в сцене "Сошествия Святого Духа на Апостолов". Поэтому двенадцать голубей символизируют двенадцать Апостолов; такое изображение мы видим на мозаике конхи апсиды церкви Сан Клементе в Риме (XII в.). Голубь — символ просветления, божественного вдохновения; он изображается парящим около уха святых, прославившихся литературным творчеством: Бернардина Сьенского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фомы Аквинского. Душа Схоластики, сестры Св.Бенедикта, изображается летящим голубем. Голубь — атрибут Св. Ремигия, Св.Елисея. Семь голубей символизируют "Семь даров Святого духа" (мудрость, разум, проницательность, твердость, знание, благочестие, страх перед Богом).
В алхимической символике "черный ворон становится белым голубем", что означает просветление вещества, превращающегося в "философский камень".
Голубь участвует в деяниях Св.Екатерины Александрийской, Колумбана, Терезы Авильской. В "Физиологе" говорится:
"Христос наш чрезвычайно красноречивый духовный голубь, наша в правде благозвучная птичка, которая своей благой вестью позволяет звенеть всему, что есть над небесами".
Соединение христианской и древней языческой символики голубя как олицетворения души умершего объясняет встречающиеся в раннехристианском и византийском искусстве изображения голубей в ветвях Райского дерева или пьющих из чаши вечной жизни у основания древа.
Голубь вылетает из уст умирающих мучеников или несет в клюве мученический венец. Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник.
В интерьере христианского храма скульптурное изображение голубя с распростертыми крыльями подвешивается в средокрестии, под куполом, и при взгляде снизу он кажется парящим в подкупольном пространстве. Голубь украшает навершия алтарей, в сиянии лучей он изображается на внутренней поверхности сводов, кивориев, балдахинов, символизируя небо.
Голубь — эмблема рыцарей Св. Грааля, ордена тамплиеров.
В иконографии Девы Марии произошла инверсия, и голубь в руках Младенца Христа, сидящего у Нее на коленях, был заменен щеглом.
В искусстве немецко-австрийского Бидермайера 1815—1848 гг., в иллюстрациях к детским сказкам и непритязательным любовным историям изображения "голубка и горлицы", демонстрирующие кротость, верность и нежность, из христианского символа неуклонно превращались в сентиментальную наивность либо в откровенную пошлость. А. С. Пушкин, откликаясь на эту тенденцию, ловко перефразировал древнеримского поэта Катулла, писавшего о воробышке на лоне своей возлюбленной Лесбии. В дерзкой поэме "Гавриилиада" (1821) Пушкин дал свою версию Благовещения Деве Марии:
В ее окно влетает голубь милый,
Над нею он порхает и кружит
И пробует веселые напевы
И вдруг летит в колени милой девы,
Над розою садится и дрожит,
Клюет ее, копышется, вертится,
И носиком и ножками трудится.
В. Ф. Ходасевич в статье о поэме (1929) сравнил произведение Пушкина с живописью художников Итальянского Возрождения , в частности Веронезе, в которой аскетизм библейского повествования отступал перед красочными фантазиями и жизнелюбивым мироощущением.
В середине XX в. в замечательных рисунках П. Пикассо голубь стал эмблемой мира (в противоположность ястребам). Оливковая веточка в его клюве — напоминание о голубе из Ноева ковчега, возвестившем мир и надежду .
В Китае с голубем связывают идею долголетия, бесстрастного исполнения сыновнего долга и т. п.
|