Страница 12 из 44
ГАРПИИ (лат. Harpyia, греч. Arpeia — "Похитительница, хищница" от Arpago — "похищаю") — в древнегреческой мифологии — духи бури, злобные крылатые существа с головой и грудью женщины и телом птицы. Крылья гарпий сделаны из металла, а их стремительный полет сопровождается ужасным клацанием железных клювов.
Гарпии налетают внезапно, как ветер, похищая детей и человеческие души. Это архаические божества ветра, их число колеблется от двух до пяти. В мифах называются имена гарпий: Аэлла (Aella — "Вихрь"), Аэллопа (Aellope — "Вихревая"), Подарга (Podarga — "Быстроногая"), Окипета (Okypetas — "Стремительная"), Келайно (Kelaina — "Мрачная"). Они — дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (или Осомены). От гарпии Подарги и ветра Зефира родились божественные кони Ахилла.
Страшные гарпии обитали в Аиде, под землей, по иной версии — на Строфадских (Плотейских) островах в Эгейском море. Зевс в наказание за разглашение замыслов богов приставил к слепому прорицателю Финею этих страшных птиц.
"Каждый раз, как для Финея накрывали стол, они стремглав спускались с неба и похищали бо́льшую часть еды, а то немногое, что оставалось на столе, заражали таким зловонием, что есть это было невозможно".
Финея спасли аргонавты Зет и Калаид, сыновья Борея. "Будучи сами крылатыми, они обнажили мечи и стали преследовать гарпий в воздухе". Одна из них, Окипета, бежала вплоть до островов, которые по этому случаю и называют Строфадами: "...ибо она там повернулась" (греч. estraphe — "поворачивать"). Другая кинулась в реку, которая с тех пор зовется Гарпис. Убить гарпий аргонавтам помешала богиня Ирида. Она была вестницей Зевса, а гарпий, поскольку на Финея их наслал Зевс, называли "Псами Зевса", римляне — "Псами Юпитера".
В Средневековье сложилось поверье, что гарпии терзают только скупых, жадных людей. Поэтому в готической скульптуре и изображениях "Страшного суда" можно видеть гарпий с завязанными глазами, сопровождающих аллегорическую фигуру Скупости — одного из "семи смертных грехов".
В иконографии эпохи Возрождения и Барокко гарпий интерпретировали в качестве аллегорий вины и наказания, греха и искупления как неизбежного зла, дополняющего гармонию Космоса. Также переосмысливались образы античных эриний и горгон.
Гарпий изображали в геральдике, иногда как знак созвездия Девы.
Л. Ариосто в поэме "Неистовый Роланд" описывает гарпий отвратительными существами: "брюхо вспухшее пахуче, а хвост длинный, как змеиный, и вьются кольцами".
|