Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 91 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Птицы в искусстве - Сирин PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 44
ХудшийЛучший 
СИРЕНЫ (греч. seirenes — "привязанные"; лат. sirenas) — в древнегреческой мифологии — дочери Ахелоя, речного бога в Этолии, и одной из муз Мельпомены либо Терпсихоры, в иной версии — Стеропы. Как дочери Ахелоя, они олицетворяли источники. Упоминают двух, трех или бесконечное множество сирен. Среди них: Аглайофона (Аглаопа — "Звонкоголосая", или "Сверкающая голосом"), Молпе ("Певучая"), Пейсиноя ("Льстящая"), Телксиепея ("Чарующая"). Сестры так гордились своими сладкими голосами и искусством пения, что вызвали на соревнование самих муз, дочерей Аполлона. Они, конечно, проиграли, и музы в наказание превратили их в полуженщин-полуптиц (по иной версии, в подобные существа их превратила богиня Афродита за равнодушие к любви).
Стыдясь своего облика, сирены переселились на скалистый остров поблизости от Скиллы и Харибды. Они заманивали моряков своим чарующим пением, а затем безжалостно пили из них кровь (отсюда название морской тревоги: сирена). Когда аргонавты возвращались из Колхиды с золотым руном, их спас Орфей: он заглушил голоса сирен собственным пением и игрой на лире.

 Одиссей залепил уши своих моряков воском, а себя велел привязать к мачте (послушать сирен ему все же хотелось).
Сирен считали воплощением падших душ, явлением загробного мира. Поэтому их изображали на сосудах, саркофагах и надгробных плитах; одних — бородатыми (воплощением душ умерших мужчин), других — безбородыми (души женщин). Верхняя часть у них человеческая, а крылья , хвост и ноги — птичьи. Сирен сближали с гарпиями и Керой, богиней смерти.
Считали также, что сирены обитают на островах Неаполитанского залива напротив Сорренто и на о. Капри. Согласно легенде, тело одной из сиренПарфенопы, выбросило волной на берег залива. Возле ее могилы вырос город, который назвали сначала Парфенопеей, а затем — Неаполем. Древнегреческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.) писал, что видел могилу Парфенопы и игры, которые жители справляли в честь сирены.

В "ОдиссееГомера сообщается, что сирены манили моряков возможностью предсказания будущего ("Одиссея"). Согласно Аполлодору и Гигину, одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте; потерпев поражение от Орфея, сирены бросились в море и превратились в скалы.

В период античной классики представления о сиренах изменились, их изображали полногрудыми девами, воплощением любовной страсти и связывали с образами Афродиты, Эрота, Гименея. Философ Платон (427—347 гг. до н. э.) представлял мудрых сирен, восседающих каждая на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини судьбы Ананке и своим величавым пением создающих гармонию космоса ("Государство").
Образы дев-птиц восходят к древним восточным культам Солнца. Известны их изображения в искусстве древней Персии и Закавказья в конических шапочках или коронах, иногда с нимбами.
Аполлоний Родосский (ок. 300 — после 245 г. до н. э.), филолог александрийской школы, в поэме "Аргонавтика" описал сирен иначе: верхняя часть — как у женщин, а нижняя — как у морских существ. Отсюда, вероятно, представления о сиренах как о полуженщинах-полурыбах. Изображения двухвостых морских сирен известны по рельефам западноевропейских кафедральных соборов XII в. Появление двухвостых сирен весьма спорно объясняют связью с типом адоранта ("молящего"), с той разницей, что вместо двух поднятых рук в данном случае изображают два рыбьих хвоста. По иной трактовке, два хвоста сирены символизируют демоническое искушение, мучительное желание соития, которое не может быть удовлетворено из-за ненормальности нижней части тела. Сирена, таким образом, воплощает порочную страсть, которую она сама же возбуждает прекрасным пением, красотой лица и груди и которая ведет к гибели. При этом порок символизируют водная и лунная стихии.
"Дочери человеческие заманивают сынов неба своей красотой и увлекают их вниз... Именно такой вид колдовства присущ сиренам, которые поют столь чарующе, что слушатель низвергается в океан. Эти искусительницы обязаны своей силой меняющимся фазам Луны, полумесяц которой сияет у них на лбу".
Изображения сирен известны в геральдике. Сирена с одним рыбьим хвостом, щитом и мечом с XIII в. изображается в гербе г. Варшавы.
О встречах с морскими сиренами рассказывают народные легенды Уэлса и Голландии. Стихотворения сиренам посвящали Э. Верхарн и М. А. Волошин.
Индекс материала
Птицы в искусстве
Аист
Алкиона
Алконост
Альбатрос
Бену
Бийняо
Бригантия
Бянь Цяо
Воробей
Ворон
Гарпии
Гаруда
Голубь
Гриф
Гусь
Жар-птица
Журавль
Ибис
Индюк
Керубы
Киннары
Коршун
Кукушка
Ласточка
Лебедь
Орёл
Павлин
Пеликан
Петух
Попугай
Птица счастья
Сирин
Сова
Сокол
Стимфалиды
Страус
Фазан
Феникс
Финист
Харадр
Херувим
Цапля
Ястреб
Все страницы

 

СИРИН, СИРИН И АЛКОНОСТ (др.-русск. сиринъ, из греч. seirenes ) — в древних персидских легендах и славянских сказаниях Сирин (метаморфоза античной сирены) — "Райская птица", происходящая из "царства Маврикиева" на р. Нил.

На русских народных лубках XVII в. птицу Сирин изображали как греческую сирену: голова и грудь женщины, а нижняя часть птичья. Часто встречается надпись: "Сирин птица райская, песни поет царские". Считали, что эта птица живет в Эдеме, человек во плоти не может слышать ее пения, а если услышит, значит, он умер и находится в Раю.

В иной версии, образ сладкоголосой птицы заимствован на Руси из древних индийских легенд в XII в. Когда птица пела, моряки засыпали и их корабли разбивались о скалы, а другие птицы поедали останки моряков. На суше люди, зачарованные пением, шли на звук голоса Сирина до тех пор, пока обессиленные не падали замертво.

Однако в русском народном творчестве вопреки легендам птица Сирин  символизировала благополучие и счастье. Ее изображали в паре с птицей Алконост ("Зимородок"). У Сирина вокруг головы — сияние, это "птица радости", Алконост — "птица печали", у нее на голове корона. Живописец В. М. Васнецов в 1896 г. написал картину "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали". Поэт-символист А. А. Блок откликнулся на картину стихотворением:


Густых кудрей о
ткинув волны,

Закинув голову назад,

Бросает Сирин счастья полный,

Блаженств нездешних полный взгляд...

Другая — вся печалью мощной

Истощена, изнурена...

Тоской вседневной и всенощной

Вся грудь высокая полна...

Вдали — багровые зарницы,

Небес померкла бирюза...

И с окровавленной ресницы

Катится тяжкая слеза...

(1899)


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.