МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИСКУССТВЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — изображаются в качестве атрибутов муз и в аллегориях Мира, "доброго правления", в этом значении музицирующие персонажи считаются "детьми Венеры", олицетворяющей мир, любовь, согласие, что ассоциируется с музыкальным согласием.
В классическом искусстве чаще изображаются струнные инструменты — символы гармонии, "изящных искусств": арфа, лира, кифара, лютня, форминга.
Духовые — авлос, свирель, флейта, сиринкс, шалмей — являются атрибутами дионисийского культа, страстного, оргиастического начала в искусстве.
Атрибутом египетской богини Исиды был систр. Реже изображали тамбурин, трубу, волынку, псалтерион.
В христианской иконографии с музыкальными инструментами — органом, клавикордами, арфой или лютней — представляли Св. Цецилию, покровительницу музыки.
В живописи XVII—XVIII вв. камерные настроения в изображении уютных интерьеров и семейных сцен, например в картинах малых голландцев, создавались с помощью изображения домашних музицирований.
Музыкальные инструменты, струнные и духовые, сохраняют символическое значение в декоративных композициях интерьеров и экстерьеров архитектуры Классицизма, Барокко и Рококо, Модерна.
|
АВЛОС
АВЛОС (греч. aulos — "трубка") — музыкальный инструмент античности. Представляет собой две отдельные конические или цилиндрические трубки из тростника (bombyx), дерева, позднее кости или металла, с тремя-пятью отверстиями, которые при игре прикрываются пальцами. Такие трубки, длиной ок. 50 см, держали во рту расходящимися под острым углом. В отличие от струнных инструментов — кифары и лиры, авлос, издающий резкий, пронзительный звук, считался инструментом не утонченной гармонии, а "низкой", оргиастической музыки Дионисийских мистерий.
Название инструмента связывают с именем мифического фригийского музыканта, игравшего на Олимпе, но изгнанного за "искажение гармонии".
По другому преданию, авлос изобрела богиня Афина, но в негодовании выбросила его, когда увидела в своем отражении в ручье, как безобразно при игре на этом инструменте надуваются щеки.
Латинское название инструмента — тибия.
Игру на авлосе (auletika) часто изображали в древнегреческой вазописи; на этом инструменте в основном играли силены, менады — спутники Диониса.
Позднее суровое отношение к этому инструменту было смягчено и авлос стал атрибутом музы Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии.
Сольное пение в сопровождении игры на авлосе в Древней Греции называлось авлодией (aulodia). Флейтист, аккомпанирующий хору, — авлетом (auletos), позднее, в средневековье, — хоравлом. Отсюда происхождение латинского слова aulicus — дворцовый, придворный.
Другие близкие инструменты: волынка, каламос, мюзетта, пиффаро, сиринга, шалмей.
|
АРФА
АРФА (итал. агра, франц. Harpe, нем. Harfe, англ. Harp от др.-евр. ‘arpa) — один из древнейших музыкальных инструментов на земле. Представляет собой деревянную раму треугольной формы с натянутыми струнами. Количество струн, размер и форма инструмента менялись на протяжении веков.
Изображения арфы встречаются в искусстве Древнего Египта.
Арфа была известна в Месопотамии и Иудее. На арфе играл царь Давид.
В античности арфа была распространенным музыкальным инструментом.
Небольшая арфа, висевшая на ремне, — атрибут Терпсихоры, музы танца и пения. Бог Аполлон также играл на арфе и на схожих инструментах — лире и произошедшей от нее кифаре.
Древние эллины придавали арфе магическое значение.
Арфу использовали Средневековые трубадуры и майстерзингеры.
В христианском искусстве с арфой изображается царь Давид и музицирующие Ангелы. В Апокалипсисе каждый из двадцати четырех старцев Откровения имеет по арфе.
Этот инструмент — эмблема Уэлса, а у древних кельтов бог огня Дагда игрой на арфе управлял сменой времен года.
В мистических учениях арфа олицетворяет лестницу между небом и землей, путь в иной мир, поэтому играющий на арфе символизирует смерть.
Герои Эдды (средневекового исландского эпоса) желали быть погребенными вместе с арфой, облегчающей доступ в Высший мир.
В мистической картине И. Босха "Сад радостей земных" есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни.
В картине П. Брейгеля "Безумная Грета" изображение арфы, по струнам которой ползет паук, символизирует чревоугодие.
Изображения арфы встречаются также в искусстве Сасанидского Ирана и в мусульманских памятниках.
Арфа, обвитая виноградной лозой, — атрибут бога виноделия Диониса, символ того, что музыка, вино и песни, а не только страдания, сопровождают жизнь человека.
|
БАРАБАН
БАРАБАН (возм. из тюркск., татарск. daraban) — один из древнейших ударных музыкальных инструментов, наряду с тамбурином, цимбалами, бубном. Его круглый корпус изготавливали из дерева, бамбука, керамики и обтягивали шкурой животных.
У древних народов Африки, Китая, Индии барабан использовали на полях сражений, в ритуальных плясках, магических обрядах. Его мощный звук считался "громом небес", вызывал трепет и экстаз.
В Древней Греции — инструмент оргий, вакханалий; был атрибутом Кибелы, Матери Богов.
В индуизме — атрибут богов-разрушителей Шивы и Кали, символ грозы, в буддизме — "Голос Закона".
В архитектуре барабаном называют многие элементы конструкции цилиндрической формы.
В композиции древнегреческого храма мраморные колонны составляли из отдельных барабанов, поставленных один на другой и скрепленных деревянными штырями (с IV—V вв. до н. э. также бронзовыми скобами, известковой или свинцовой заливкой).
В христианских базиликах и храмах крестово-купольного типа барабаном называется подкупольная цилиндрическая часть здания, обычно прорезанная окнами. Тяжесть купольного перекрытия через барабан передается на паруса, или тромпы, которые, в свою очередь, передают нагрузку на подпружные арки, аркосолии и четыре столба, опоры подкупольного пространства.
|
БИЛЕНЬ
БИЛЕНЬ, БИЛО, БИЛЬНИЦА (от било — "колотушка, бить", ст.-слав. "бити") — язык колокола.
Било — старинное приспособление, металлическая или деревянная доска, заменяющая колокол. Малораспространенное значение этого же слова — деревянная доска, прикрывающая щель на стыке створок Царских Врат древнерусского иконостаса.
Бильница — колокольня, звонница, реже — башенный, или колокольный, храм.
|
БУБЕН
БУБЕН (греч. bombos — "низкий, глухой звук, производимый полетом пчел"; др.-инд. bambharas — "пчела") — один из древнейших музыкальных инструментов ударного типа. Небольшой барабан с одной мембраной и колокольчиками (бубенчиками) по периметру.
Так же как тамбурин, цимбалы, использовался в ритуальных действах, магических плясках, заклинаниях.
Бубен — важнейший инструмент Элевсинских мистерий в Древней Греции.
На изображениях античных вакханалий бубны можно видеть в руках у танцующих менад, или вакханок.
Эрато, муза эротической поэзии, изображается с бубном.
В композиции "Выбор Геракла", или "Геркулес на распутье", фигура порока в качестве атрибута имеет бубен.
В оргиях, посвященных Аттису и Кибеле, также используется бубен.
У народов Центральной Азии бубен — инструмент шаманов и колдунов.
|
ВЁРДЖИНЕЛ
ВЁРДЖИНЕЛ, ВИРГИНАЛ (англ. virginal от лат. virginis — "девичий", virgo — "девушка" либо от virgula — "палочка") — музыкальный инструмент, появившийся в XVI—XVII вв. в Англии и Нидерландах. Род небольшого клавесина, представляющий собой прямоугольный ящик на подножии, с откидывающейся крышкой.
Струны в музыкальном инструменте располагаются под прямым углом к клавишам. На вёрджинеле обычно играли женщины, отсюда название.
Это был камерный, комнатный инструмент, его украшали росписью, инкрустацией слоновой костью и перламутром по черному дереву.
Как и другой похожий на него клавишный инструмент — спинет, вёрджинел часто изображали в интерьерах на картинах немецких, фламандских, английских и голландских живописцев; прежде всего он известен по картинам Яна Фермейра (Вермера) Делфтского.
|
ВИОЛА
ВИОЛА (итал. viola от лат. viola — "цветок фиалки, фиолетовый, лиловый цвет ") — струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи Возрождения и Барокко, распространенный в XV—XVIII вв. Предшественник скрипки, виолончели.
Этот инструмент звучит нежно, "матово", "фиолетово", отсюда название. Является атрибутом аллегорической фигуры Музыки, одного из семи свободных искусств, а также Терпсихоры, древнегреческой музы танца, иногда — Эрато, музы лирической поэзии.
Виола имеет красиво изогнутый корпус — деку с "талией" посередине и резонаторными отверстиями в форме буквы "С". Играли на виоле, держа инструмент грифом вниз; гриф заканчивается скульптурной деталью, чаще изящной женской головкой либо маскароном.
Один из прототипов виолы — небольшая лира да браччьо (итал. lira da braccio — "ручная лира"). На картинах живописцев эпохи Возрождения с этими инструментами изображается хор Ангелов; лиру Аполлона, Орфея или Ариона тоже может заменить лира да браччьо.
Альтовая виола называется виолеттой. Чуть больше размером, теноровая, — виола да гамба (итал. viola da gamba — "виола ножная"), при игре ее опирали на левое колено. В отличие от всех прочих, виоль д’амур, или виолу д’аморе (франц. viole d’amour, итал. viola d’amore — "виола любви"), держали при игре горизонтально, как скрипку.
ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel от лат. Fides — "струна") — старинный струнный музыкальный инструмент, предшественник виолы. Имеет грушеобразный корпус с отверстиями — резонаторами звука и гриф с пятью струнами. В VIII—XVI вв. такой инструмент использовали бродячие певцы — менестрели.
|
ВОЛЫНКА
ВОЛЫНКА (от Волынь, местность в междуречье Западного Буга и Припяти, между Польшей и Украиной; польск. Wolyń, нем. Wollin — местность в Поморье; не связано с "вол") — один из древнейших духовых музыкальных инструментов. Представляет собой кожаный мех или бычий пузырь, наполненный воздухом, с двумя трубками: через одну воздух нагнетается, а через вторую — язычковую, имеющую отверстия, которые закрываются пальцами, — выпускается. Позднее появились дополнительные — бурдонные (франц. bourdons — "басовые") трубки.
Инструмент типа волынки известен в античности. Он назывался каламос (греч. kalamos — "камыш, тростник") и был близок к авлосу, сиринге. На этом инструменте играл сатир Марсий. По сообщению Светония, с волынкой выступал древнеримский император Нерон.
Французским словом "бурдон" в романскую эпоху называли также посох паломника и большой басовый колокол.
В европейском Средневековье кожаный мех с трубками распространился повсеместно: во Франции назывался мюзетта (от ст.-франц. muse — "дудка", связано с "музыка" от греч. mousike — "искусство муз"), в Италии — пиффаро.
Известна шотландская волынка (англ. Scotch bag-pipe — "шотландский мешок с трубкой"). Этот инструмент был столь популярен, что играющими на волынках стали изображать даже Ангелов.
В Италии сложился обычай играть на пиффаро в праздник Рождества перед изображением Девы Марии с Младенцем. Поэтому на картинах итальянских живописцев на тему "Поклонение пастухов" также можно видеть игру на этих инструментах.
Изображение волынки присутствует в сценах крестьянских праздников на картинах немецких, голландских и фламандских художников XVI—XVII вв.
В ренессансной живописи на светские сюжеты волынка имеет фаллическую символику. Аналогичный, но несколько смягченный, завуалированный смысл приобрела мюзетта в обиходе французского двора XVII—XVIII вв. Персонажи картин в жанре "Галантных празднеств" (франц. «Fêtes galantes") эпохи французских стилей Регентства и Рококо играют на мюзетте.
МЮЗЕТТ, МЮЗЕТТА (франц. musette, от ст.-франц. muse — "дудка", из греч. mousike — "искусство муз") — средневековый духовой музыкальный инструмент, французское название волынки. Мюзетта восходит к пастушьей дудке античности и к "многоствольной" флейте (несколько скрепленных вместе трубок) — инструменту Пана.
|
ГАРМОНИУМ
ГАРМОНИУМ (нем. Harmonium) — старинный музыкальный клавишно-пневматический инструмент. По звучанию напоминает орган, внешне похож на пианино. Звук извлекается с помощью воздуха, нагнетаемого мехами и колеблющего металлические язычки, связанные с клавиатурой. Мехи приводятся в движение двумя большими ножными педалями. Такой инструмент можно видеть на картинах итальянских и нидерландских живописцев XVI—XVII вв.
С начала XIX в. инструмент стали называть фисгармонией (от греч. physa — "мехи").
|
ГИТАРА
ГИТАРА, ГИТТЕРНА (исп. guitarra от греч. kithara) — струнный щипковый музыкальный инструмент, происходящий от античной кифары. Его средневековая разновидность, несколько напоминающая лютню, — гиттерна (ср.-лат. gitterna). Относительно поздняя форма сложилась в XIII—XIV вв. в Испании — инструмент с плоским корпусом, двумя глубокими выемками по бокам и длинной шейкой, украшенной фигурным грифом.
В картинах живописцев Итальянского Возрождения чаще присутствует лютня.
Гитара — атрибут Бригеллы, одной из масок итальянского народного театра Коммедиа дель Арте. С актерами итальянского театра гитара появилась в изобразительном искусстве французских стилей Регентства и Рококо XVIII в.
В рисунках и картинах А. Ватто мы видим гитару в руках кавалеров-обольстителей, дам на прогулке, в парке; на гитаре играет актер Меццетин (у Ватто: "Мецетен").
Чувственную форму гитары, как и силуэты древнегреческих ваз, сравнивали с женским телом.
Новое, неожиданное прочтение форма гитары получила в натюрмортах французских кубистов.
|
КИФАРА
КИФАРА, КИФАРЕД (греч. kithara). Кифара — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Происходит от лиры, как и более крупная четырехструнная формига (греч. phormiggos, от phormos — "корзинка"). Близкий инструмент — арфа.
Кифара имеет деревянный корпус, две лирообразно изогнутые стойки с "рожками" вверху и перекладиной, с помощью которой натягивают струны. В VIII в. до н. э. играли на четырехструнной кифаре, в VII в. до н. э. появилось семь струн, затем их число увеличилось до 12—18. С формигами, а затем с кифарами выступали бродячие певцы аэды, аккомпанируя себе во время пения стихов.
На кифаре играли стоя, держа инструмент перед собой, при этом левой рукой исполнялась мелодия, а правой, в которой был плектр, — ритмическая основа. Согласно мифу, кифару с четырьмя струнами изобрел Амфион. По преданию, первая лира сделана Гермесом из панциря черепахи. Кифара и лира считались инструментами бога Аполлона, авлос — Диониса. Отсюда — Аполлон-Кифаред (Kitharodos) как предводитель муз. В эпоху Классицизма Аполлон-Кифаред олицетворял "изящные искусства". Певцов аэдов изображали во фригийских одеждах, Аполлона-Кифареда — в легкой тунике либо (в позднем эллинистическом искусстве) обнаженными.
|
КЛАВЕСИН
КЛАВЕСИН (франц. clavecin, из ср.-лат. clavicymbalum, от clavis — "ключ" и cymbalum) — струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент.
Известен с XV в., в Италии — чембало (cembalo). Деревянный корпус инструмента имеет "крыловидную" форму и поднимающуюся крышку. Струны располагаются параллельно клавишам; при нажатии на клавиши они защипываются плектром.
Разновидности инструмента, появившиеся в XVI—XVII вв., — вёрджинел, клавицитериум, спинет.
Особенно красивы клавесины (тогда они назывались чембало), которые делали в XVII в. в Антверпене. Их устанавливали на барочных, резных с позолотой, ножках. Внутреннюю поверхность откидной крышки корпуса расписывали пейзажными, историческими, мифологическими композициями. Эти инструменты можно видеть на картинах итальянских, голландских и фламандских художников XVII—XVIII вв.
КЛАВИКОРДЫ (из нем. Klavichord, от ср.-лат. clavichordium, от clavis — "ключ" и греч. chorde — "струна") — струнный клавишный ударный музыкальный инструмент. Появился в XV в. Внешне похож на вёрджинел, род клавесина, но отличается способом извлечения звука. Представляет собой деревянный прямоугольный корпус на подстолье, имеет откидную крышку. От клавикорда произошли клавесин и фортепиано.
КЛАВИЦИТЕРИУМ (ср.-лат. clavicytherium — "клавишная кифара") — разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн (франц. clavecin vertical; итал. cembalo verticale). Форма деки для натягивания струн напоминает у этого инструмента арфу. На итальянском клавицитериуме XVII в. из нью-йоркского музея Метрополитен помещено изображение библейского царя Давида, играющего на арфе.
СПИНЕТ (итал. spinetta, от лат. spinae — "шип, колючка") — старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент. Разновидность клавесина в деревянном корпусе трапециевидной формы. Появился в Италии в XV в. Его использовали для домашнего музицирования в XV—XVII вв. в странах "к северу от Альп": в Германии, Франции, Нидерландах.
На картинах малых голландцев можно видеть спинет в качестве символа домашнего уюта, благополучия, мира и спокойствия. Такова, к примеру, картина Эмануела де Витте "Интерьер с дамой у спинета". Корпуса спинетов делали из черного дерева, инкрустировали дорогими материалами — слоновой костью, перламутром. На откидной крышке помещали многозначительные сентенции: «Gloria in excelsis" (лат.) — "Слава в небесах" или «Haec fac ut felix vivis" (лат.) — "Поступайте так, чтобы жить счастливо".
|
КОЛОКОЛ
КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ (церк.-слав. клаколъ, из др.-герм. clocke, от лат. calare — "созывать") — в архитектуре колоколом называют сужающуюся книзу "корзину" (греч. kalathos) — основной объем капители коринфского и композитного ордеров, украшенный двумя рядами листьев аканта. В ином значении колокол (ср.-лат. cloca) — музыкальный ударный инструмент в виде перевернутой чаши, кратера.
Древнейшие колокольчики отливали из бронзы в Месопотамии (IX в. до н. э.), Китае (период Шан, XVI в. до н. э.), Японии (IV—III вв. до н. э.), в Древнем Риме. Они использовались для созыва на народные собрания и религиозные церемонии, в праздничных шествиях и для сигнала военной тревоги. В раннехристианскую эпоху для оповещения верующих применяли била и клепала (полосы металла и колотушки).
По преданию, колокола ввел в христианский обиход К. Паулин, епископ Ноланский (353—431), взявший за основу форму цветка — колокольчика (лат. campanula).
Исторически появление колоколов в обряде католической церкви относят к VI в., причем прототипами церковных колоколов называются домашние "звоночки" (лат. tintinnabulum), известные еще в древнем Китае, Тибете (гханта), в Греции и Риме, в Помпеях. В Византии колокола не получили признания, там продолжали использовать била и духовые инструменты — трубы. Церковь видела в колоколах пережиток языческих обрядов. Однако в жизнеописании Св. Бенедикта упоминается колокольчик, которым живший по соседству с отшельником монах, приносивший Бенедикту еду, оповещал о своем прибытии. Поэтому с VI в. изготовлением колоколов для церковных нужд занимались монахи-бенедиктинцы. Такие колокола называли signum (лат. "знак, признак, сигнал, сбор") или signum ecclesiae (лат., "знак церкви").
С VIII в., по мере увеличения веса и количества колоколов разного тона звучания, стали использовать отдельно стоящие башни — колокольни. В Италии они именуются кампанилами, а колокола — кампанами, или кампаноне. В Нидерландах колокольную башню называют белфорт.
С колоколами связывали многие поверья — им приписывалась способность наказывать лжецов и грешников, предвещать беду, терять голос в руках злодеев, отпугивать злых духов.
Лучшие колокола отливали в Зальцбурге, Санкт-Галлене, Фульде. Большие церковные колокола изготавливали по специальному распоряжению императора Карла Великого. Подробное описание технологии литья колоколов приводит в своем трактате монах Теофил (ок. 1120 г.). Он предписывает использовать четыре части меди и одну часть олова с добавками серебра и золота для звонкости (позднее было доказано, что такие добавки не влияют на качество звучания). Тон колокола определяется его формой, профилем и толщиной стенок. Обычно колокольная бронза состоит из 70% меди, 20—22% олова с добавлением серебра.
Колокола, помимо отдельно стоящих колоколен, размещали на башнях западных фасадов романских и готических соборов либо на центральной башне и башнях трансептов. Некоторые романские соборы имели до пяти колоколен. Один из самых больших колоколов — "Глориоза" (лат. Gloriosa — "Славная"), весом 11 367 кг, отлит в 1497 г. голландским мастером Герхардом Bay для Эрфуртского собора.
С XIII в. колокола стали соединять с механизмами башенных часов. Такое устройство получило название курантов (франц. courant — "бегущий", вращающийся барабан, приводящий в движение тросы колоколов).
Способ отливки колоколов в земляных ямах аналогичен "полому" бронзовому литью статуй, который применялся еще в античности. Сначала из глины с помощью токарного устройства делают модель, образующую внутреннюю полость будущего колокола. Ее покрывают слоем сала и новым слоем глины. После прогревания на огне сало вытапливается, а глина обретает прочность камня. В образовавшуюся полость между внутренним и внешним объемами через специальные каналы заливают расплавленный металл.
Ранние колокола с одинаковой толщиной стенок, изготовленные по рецепту, описанному Теофилом, именуют "теофиловыми".
Папа Римский Иоанн XIV (983—984) ввел крещение колоколов, после которого каждому колоколу давали имя какого-либо святого.
На Востоке колокола стали появляться во второй половине IX в. Впервые они были присланы в Константинополь в 865 г. из Венеции.
В Россию колокола "пришли" не из Византии, а с Запада, о чем свидетельствует этимология. Колокола на Руси упоминаются с 988 г. После монголо-татарского нашествия в XV—XVI вв. они были в основном привозными и назывались по-западному — кампанами. Выражение "малиновый звон" также западного происхождения, от французского названия фламандского города Мехелна (франц. Malines), где издавна отливали колокола, и только позднее оно стало связываться с "малиновой" окраской звука.
В Новгороде Великом вечевой колокол был символом независимости города. В 1570 г. московский царь Иван IV Грозный, разгромив Новгород, счел необходимым снять и увезти вечевой колокол.
В Московском Кремле в 1733—1735 гг. отлит самый большой в мире колокол (12 327 пудов — более 200 тонн).
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название огромного колокола, самого большого в мире, весом более 200 тонн (12 327 пудов), отлитого в Москве в 1733—1735 гг. Каждый из русских царей стремился превзойти своего предшественника, создав колокол большего размера и веса и, соответственно, силы звучания, дабы он звонил в его здравие при жизни и за упокой души после смерти. Такие "именные" колокола называли большими Благовестными (главными в звонницах).
Московский Великий князь Иван III Васильевич повелел отлить колокол в 8 тонн, его сыну Василию III в 1533 г. удалось создать вдвое больший — 16-тонный. При Иване IV Грозном отлили колокол весом более 35 тонн. Колокол в 128 тонн (8 тыс. пудов) отлили в Москве в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче из меди с добавлением серебра и подвесили на колокольном храме "Ивана Великого" в Московском Кремле. Однако во время очередного испытания колокол разбился. Тогда мастер Александр Григорьев вызвался отлить новый "пуще прежнего". Поднять огромный колокол не смогли, он упал при подъеме, но не разбился. В 1674 г. "Большой Успенский колокол" подняли на специальной пристройке при башне "Ивана Великого". В 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал на землю и разбился. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна, вступив на престол, пожелала оставить память о своем царствовании и указала перелить разбитый колокол с добавлением металла и довести его вес до 10 тыс. пудов (160 тонн). Для этой работы искали французского мастера, но превзойти указанный вес вызвался русский, Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Отливали в специальной формовочной яме с использованием глиняной формы, "рубашки" и кожуха. Колокольная бронза представляла собой соединение меди, олова, золота и серебра (84,5:13,2:0,036:0,26 с незначительными примесями). Отливку проводили в 1734—1735 гг. (первая попытка оказалась неудачной). Высота колокола 6,14 м, нижний диаметр 6,6 м.
Царь-Колокол долго оставался в литейной яме, так как поднять его оказалось непосильной технической задачей. 29 мая 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший и деревянную постройку над колоколом. Чтобы колокол не расплавился, его поливали водой, но от неравномерного нагревания металл дал трещины и от колокола откололся кусок весом 11,5 т. Более ста лет гигантский колокол оставался в литейной яме и поднять его не представлялось возможным. Только в 1834 г. О. Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге, смог при помощи особых лесов и приспособлений поднять колокол и установить его на пьедестал. Колокол украшают рельефные изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, пять икон, памятные надписи и узор из пальмовых листьев.
Второй по размеру колокол отлит в конце XVIII в. в Мингуне, Бирма.
В Упсале, Швеция, есть колокола из стекла, в Дрездене, в Цвингере, и в Майссене (Саксония) — фарфоровые (нем. Glockenspiel), сделанные на Майссенской мануфактуре.
На Западе колокола подвешивают на поворотных балках, связанных с рычагом.
На Руси с XVII в. сложился иной обычай — колокол висит на неподвижной балке, а звук извлекается раскачиванием языка и его ударами о стенку колокола изнутри.
Символика колокола в изобразительном искусстве отчасти основывается на сходстве его формы с небесным сводом, так же как колесо связывается с движением Солнца.
В архитектуре Китая колокольчики прикрепляли к карнизам храмов, они звонили, когда дует ветер. Снабженные магическими триграммами, изображениями драконов, колокола отгоняли злых духов.
В индуистской мифологии колокольчик символизировал женское начало природы.
В христианстве полость и язык колокола — уста и язык проповедника. Колокольчик, прикрепленный к посоху или тау-кресту, — атрибут Св. Антония Великого. Средневековые псалтири украшали миниатюрами с изображением царя Давида, играющего на колоколах (хотя его основной инструмент — арфа). Отсюда представления аллегорической фигуры Музыки (одного из "семи свободных искусств"), ударяющей молоточком по колоколам, подвешенным на раме. Такой инструмент называют карийон (франц. carillon — "перезвон", соотв. русск. трезвон — "тройной звон").
|
ЛИРА
ЛИРА (греч. lyra, возм., связано с lyperos — "печальный, тоскливый") — один из древнейших музыкальных инструментов.
Согласно древнегреческому мифу, бог Гермес прикрепил к панцирю биссы (черепахи) рога антилопы и натянул между ними четыре струны. Панцирь черепахи служил резонатором звука. Такую лиру называли "хелис" (греч. chelys — "панцирь, черепаха").
Певец Терпандр с Лесбоса играл на семи струнах.
Свою лиру Гермес подарил Аполлону, и с тех пор этот инструмент — эмблема "аполлонических", или изящных, искусств.
С игрой на лире связаны мифы об Амфионе, Арионе и Орфее. В орфических мистериях лира — инструмент человеческой души. Ее корпус — физическое тело; струны — нервы; музыкант — божественный Дух, творящий гармонию. Если природа человека развращена, печальные звуки лиры оборачиваются дисгармонией. Отсюда появление иной разновидности лиры — барбитос (греч. barbitos — "грубый, дикий"), инструмента Дионисийских мистерий, с длинными изогнутыми стойками и небольшим резонатором.
Семиструнная лира символизирует гармонию семи планетных сфер.
Пифагорейцы использовали звуки этого инструмента для математического обоснования гармонических интервалов.
От лиры произошел более сложный инструмент — кифара с деревянным или металлическим корпусом.
Лира — атрибут Эрато, музы лирической поэзии (от ее инструмента произошло слово "лирика"), иногда — Терпсихоры.
В Средневековье похожий инструмент именовали "роттой" (ср.-лат. rotta, rota — "круглая", ирл. crott).
Так называемая колесная лира, похожая на виолу (в ней звук извлекается вращением ручки), — инструмент средневековых менестрелей.
Художники Итальянского Возрождения часто изображали прототип виолы — лиру да браччьо (итал. lira da braccio — "ручная лира"), форма которой повлияла на конструкцию гитары, арфы, лютни, цитры и многих других струнных музыкальных инструментов.
|
ЛЮТНЯ
ЛЮТНЯ (через польск. lutnia, из средн.-верх.-нем. lûte, от итал. liuto, из арабск. al’ud — "дерево, древесина") — струнный щипковый музыкальный инструмент восточного, арабского происхождения. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
В Западной Европе лютня появилась после Крестовых походов XII—XIII вв. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Лютня имеет овальный или миндалевидный деревянный корпус, склеенный из отдельных сегментов и закрытый спереди плоской декой с резонансным отверстием в виде ажурной розетки. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы. Шейка с грифом имеет характерный излом. В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Звук извлекается щипком струн пальцем или плектром.
Похожий инструмент с двумя шейками называется китаррон, или китарроне (итал. chitarrone).
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).
По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
Лютня была особенно популярна в эпоху Итальянского Возрождения.
В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами.
Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.
В композиции "Семи свободных искусств" ее изображали в качестве атрибута аллегорической фигуры Музыки (лат. Musica), а также музы Полигимнии.
Играющими на лютнях показывали Ангелов, звук этого инструмента считался "божественным" (итал. divino).
Лютня — эмблема влюбленных (итал. amorosi), инструмент с порванной струной — символ разлада, несчастной любви.
Иногда с лютней (вместо обычной кифары или лиры) изображаются Аполлон и Орфей.
|
ОРГАН
ОРГАН (лат. organum от греч. organon — "орудие, инструмент") — духовой клавишный музыкальный инструмент с большой силой звука. Создан Ктесибием из Александрии в III в. до н. э. Мастер взял за образец сирингу (духовой инструмент — многоствольная флейта). Воздух в систему металлических, глиняных или деревянных трубок различной длины поступал из специальной камеры под давлением воды. Отсюда название — гидравлос (греч. hydor — "вода" и aulos — "трубка").
В Древнем Риме использовали орган, приводимый в действие воздушными мехами, на нем играли в театрах и цирках перед началом гладиаторских боев. Изображения таких органов встречаются на античных монетах.
В Византии орган стал инструментом для домашнего музицирования.
С VII в. в Западной Европе орган начали использовать при богослужениях в храмах. На одной из створок знаменитого Гентского алтаря работы братьев фан Эйк один из музицирующих Ангелов изображен играющим на пневматическом органе.
В эпоху Барокко огромные органы, располагавшиеся на хорах у западной стены церкви, превращались в монументальные архитектонические сооружения, украшенные пышной золоченой резьбой и статуями.
Орган стал символом"ангельского концерта", божественной, небесной музыки.
В аллегорических живописных композициях — атрибутом фигуры Музыки. С органом изображали музу Полигимнию, покровительницу высокой, гимнической поэзии.
Орган-портатив (малый, переносной) — атрибут Св. Цецилии, христианской девы-мученицы, покровительницы "небесной музыки".
|
ПИФФАРО
ПИФФАРО (итал. piffaro — "дудка") — итальянский народный духовой музыкальный инструмент, пастушья дудка. Близок античным авлосу, сиринге.
|
СИРИНГА
СИРИНГА, СИРИНКС (лат. syrinx, syringa, от греч. syrigx — "трубка") — в древнегреческой мифологии Сиринга — нимфа-гамадриада. Нимфа почитала богиню Артемиду и, подобно ей, хранила девственность. Однажды прекрасную нимфу повстречал Пан, влюбился в нее и стал преследовать. Сиринга бросилась к реке Ладон и упросила своих сестер, наяд, спасти ее. Нимфы реки превратили Сирингу в береговой тростник (поэтому тростник от дуновения издает жалобный звук):
Пану казалось уже, что держит в объятьях Сирингу, —
Но не девический стан, а болотный тростник обнимал он...
(Овидий. "Метаморфозы", 1, 705—706)
Пан сделал из тростника свирель, соединив воском пять (либо семь или девять) трубочек, и назвал этот музыкальный инструмент сирингой. Позднее подобную многоствольную флейту, с которой часто изображали лесное божество, стали называть "флейтой Пана".
Словом "сиринкс" древние греки называли гробницы египетских фараонов Нового Царства, которые начиная со времени фараона Тутмоса I (1538—1525 гг. до н. э.) устраивали в скалах. В гробницы вел длинный потайной коридор, имевший ложные ответвления и изгибы, чтобы сбить с толку грабителей. Древнегреческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.), впервые описавший эти гробницы, нашел в них сходство с устройством пастушеской свирели.
|
СИСТР
СИСТР (греч. seistron — "погремушка", от seismoo — "встряхиваю"; лат. sistrum) — древнеегипетский музыкальный инструмент.
Вначале представлял собой петлеобразную скобу, сквозь которую пропущены три-четыре металлических стержня. Скобу прикрепляли к длинному жезлу.
Происхождение инструмента связывают с образом богини Хатор, которую представляли в виде священной коровы с рогами, увитыми метелками папируса. Египтяне считали, что умерший в преддверии царства мертвых перебирал такие метелки и создавал звук, будто звонил с просьбой войти. Это представление перенесли на специальный инструмент (др.-егип. sh’m). Когда его несли жрецы, стержни позвякивали от легкого встряхивания.
На бронзовых систрах изображали дважды лик богини Хатор либо маленькую фигурку кошки — символ богини Бастет. Позднее систр стал культовым инструментом богини Исиды.
Описание египетского систра приводит Плутарх:
"Систр является символом того, что все сущее по необходимости сотрясается и никогда не прекращает круговращения... Рассказывают, что с помощью систров отпугивают и отражают Тифона... К тому же верхняя часть систра кругообразна, и дуга охватывает четыре сотрясаемых предмета; ведь и часть мира, подверженная рождению и смерти, объемлется лунной сферой и все в ней движется и изменяется через четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух. На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом, а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть".
Культ египетских богов Осириса и Исиды распространился в античной Греции, а затем в Риме. Статуи богини Исиды с систром хранятся в Риме, в Капитолийском музее, и в Археологическом музее в Неаполе.
|
ТИМПАН
ТИМПАН (греч. tympanon — "бубен, от tymma — "удар") — древнегреческий музыкальный инструмент восточного происхождения.
Его использовали в оргиастических плясках в честь богини Кибелы.
Так же, как барабан (итал. tamburo, tamburino), бубен, цимбалы, является атрибутом музы комедии и пасторальной поэзии Талии.
В архитектуре тимпаном называют плоскость, внутреннее поле треугольного или лучкового (полукруглого) фронтона.
|
ТРУБА
ТРУБА (греч. salpigx, лат. tuba; ср.-лат. trumba, итал. tromba) — духовой музыкальный инструмент, по звучанию самый высокий из группы медных духовых. Один из древнейших. Происходит от охотничьего рога.
В античной мифологии морские существа — тритоны, наяды, гиппокампы — трубят в морские раковины — кохлосы.
КОХЛОС (греч. kochlos — "витая раковина") — один из древнейших музыкальных инструментов. В античности морские раковины использовали вместо рожка или трубы. Поэтому многие мифологические морские существа, например тритоны, изображаются трубящими в раковину кохлос.
Согласно мифу, изобретателем металлической трубы был Гегелей.
Как и другие духовые инструменты: авлос, свирель, флейта, сиринкс, шалмей, издающие резкий и сильный звук, труба была атрибутом дионисийского культа, в странах Востока — военным инструментом.
Предполагают, что длинную металлическую трубу этруски привезли в Италию из стран Востока. Об этом упоминает Вергилий в "Энеиде" (29—19 гг. до н. э.): "Ревом тирренской трубы огласилися неба просторы" (VIII, 526).
В качестве триумфального инструмента трубу, заимствовав ее у этрусков, стали использовать древние римляне.
У аллегорической фигуры Славы могут быть две трубы: длинная (символ доброй славы) и короткая (символ дурной славы).
С трубой изображают муз — Каллиопу (музу эпической поэзии), Клио (музу истории) и иногда Эвтерпу (музу лирической поэзии).
В трубы трубят Ангелы в день Страшного суда (Откр. 8:1—13).
|
ШАЛМЕЙ
ШАЛМЕЙ (нем. Schalmei, франц. chalemie, итал. ciaramella от греч. kalamos, лат. calamus — "тростник") — духовой музыкальный инструмент, похожий на дудку, продольную флейту.
Согласно древнегреческим мифам, на такой дудке, как и на авлосе, играл сатир Марсий.
Позднейшие разновидности: мюзетт (франц. musette от muse — "дудка"), пиффаро (итал. piffaro).
|
ФЛЕЙТА
ФЛЕЙТА (из голландск. Fluit, нем. Flöte, итал. Flauto) — "деревянный духовой" музыкальный инструмент.
Прототип флейты — древнегреческий авлоc (двойная флейта).
У древних римлян — тибия.
Многоствольная флейта, связанная из нескольких трубок тростника различной длины, — пастушеский инструмент, или "флейта Пана".
Согласно древнегреческому мифу, авлос изобрела богиня Афина, флейту изобрел Ардал.
В поздней античности играли и на поперечной флейте, в которой мундштук расположен сбоку, а вдоль трубки сделаны отверстия.
Деревянные поперечные флейты известны в Китае с IX в. до н. э.
В Древней Греции в сопровождении игры на флейте исполняли спондеические мелодии.
СВИРЕЛЬ (др.-русск. свирѣль, от свирати — "свистеть") — духовой инструмент типа продольной флейты. Не путать с "флейтой Пана".
|
ФОРМИГА
ФОРМИГА, ФОРМИКС, ФОРМИНГА (греч. phormiggos, phormigx от phormos — "корзинка") — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
Древнейшая разновидность лиры; трех- четырех- или семиструнная лира особо крупного размера с полукруглыми боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. Такой инструмент упоминает Гомер, он известен также по древнегреческим рельефам и росписям.
Согласно мифологической традиции, вначале была изобретена лира, а формига, как и кифара, — позднейшие разновидности.
В V—IV вв. до н. э. крупная и тяжелая формига вытеснялась усовершенствованными формами лиры и кифары.
|
ЦИМБАЛЫ
ЦИМБАЛЫ (лат. cymbalus, греч. kymbalon от kymbos — таз, тарель) — один из древнейших музыкальных ударных инструментов.
В Древней Греции "кимвалы" состояли из двух медных чаш полусферической формы, которыми ударяли друг о друга.
Цимбалы использовали в дионисийских празднествах, вакхических оргиях.
С XVI в. цимбалами стали называть струнный ударный инструмент с деревянным трапециевидным корпусом, на который натянуты струны.
|
ЦИСТРА
ЦИСТРА (франц. cistre от лат. cista — "ящик, ларец") — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным грушевидным корпусом, имеющим круглое резонаторное отверстие. Считается предшественницей гитары. Цистра известна с XV в., на ней играли, сопровождая пение, майстерзингеры и трубадуры.
|
В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.
|