КОЛОКОЛ
КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ (церк.-слав. клаколъ, из др.-герм. clocke, от лат. calare — "созывать") — в архитектуре колоколом называют сужающуюся книзу "корзину" (греч. kalathos) — основной объем капители коринфского и композитного ордеров, украшенный двумя рядами листьев аканта. В ином значении колокол (ср.-лат. cloca) — музыкальный ударный инструмент в виде перевернутой чаши, кратера.
Древнейшие колокольчики отливали из бронзы в Месопотамии (IX в. до н. э.), Китае (период Шан, XVI в. до н. э.), Японии (IV—III вв. до н. э.), в Древнем Риме. Они использовались для созыва на народные собрания и религиозные церемонии, в праздничных шествиях и для сигнала военной тревоги. В раннехристианскую эпоху для оповещения верующих применяли била и клепала (полосы металла и колотушки).
По преданию, колокола ввел в христианский обиход К. Паулин, епископ Ноланский (353—431), взявший за основу форму цветка — колокольчика (лат. campanula).
Исторически появление колоколов в обряде католической церкви относят к VI в., причем прототипами церковных колоколов называются домашние "звоночки" (лат. tintinnabulum), известные еще в древнем Китае, Тибете (гханта), в Греции и Риме, в Помпеях. В Византии колокола не получили признания, там продолжали использовать била и духовые инструменты — трубы. Церковь видела в колоколах пережиток языческих обрядов. Однако в жизнеописании Св. Бенедикта упоминается колокольчик, которым живший по соседству с отшельником монах, приносивший Бенедикту еду, оповещал о своем прибытии. Поэтому с VI в. изготовлением колоколов для церковных нужд занимались монахи-бенедиктинцы. Такие колокола называли signum (лат. "знак, признак, сигнал, сбор") или signum ecclesiae (лат., "знак церкви").
С VIII в., по мере увеличения веса и количества колоколов разного тона звучания, стали использовать отдельно стоящие башни — колокольни. В Италии они именуются кампанилами, а колокола — кампанами, или кампаноне. В Нидерландах колокольную башню называют белфорт.
С колоколами связывали многие поверья — им приписывалась способность наказывать лжецов и грешников, предвещать беду, терять голос в руках злодеев, отпугивать злых духов.
Лучшие колокола отливали в Зальцбурге, Санкт-Галлене, Фульде. Большие церковные колокола изготавливали по специальному распоряжению императора Карла Великого. Подробное описание технологии литья колоколов приводит в своем трактате монах Теофил (ок. 1120 г.). Он предписывает использовать четыре части меди и одну часть олова с добавками серебра и золота для звонкости (позднее было доказано, что такие добавки не влияют на качество звучания). Тон колокола определяется его формой, профилем и толщиной стенок. Обычно колокольная бронза состоит из 70% меди, 20—22% олова с добавлением серебра.
Колокола, помимо отдельно стоящих колоколен, размещали на башнях западных фасадов романских и готических соборов либо на центральной башне и башнях трансептов. Некоторые романские соборы имели до пяти колоколен. Один из самых больших колоколов — "Глориоза" (лат. Gloriosa — "Славная"), весом 11 367 кг, отлит в 1497 г. голландским мастером Герхардом Bay для Эрфуртского собора.
С XIII в. колокола стали соединять с механизмами башенных часов. Такое устройство получило название курантов (франц. courant — "бегущий", вращающийся барабан, приводящий в движение тросы колоколов).
Способ отливки колоколов в земляных ямах аналогичен "полому" бронзовому литью статуй, который применялся еще в античности. Сначала из глины с помощью токарного устройства делают модель, образующую внутреннюю полость будущего колокола. Ее покрывают слоем сала и новым слоем глины. После прогревания на огне сало вытапливается, а глина обретает прочность камня. В образовавшуюся полость между внутренним и внешним объемами через специальные каналы заливают расплавленный металл.
Ранние колокола с одинаковой толщиной стенок, изготовленные по рецепту, описанному Теофилом, именуют "теофиловыми".
Папа Римский Иоанн XIV (983—984) ввел крещение колоколов, после которого каждому колоколу давали имя какого-либо святого.
На Востоке колокола стали появляться во второй половине IX в. Впервые они были присланы в Константинополь в 865 г. из Венеции.
В Россию колокола "пришли" не из Византии, а с Запада, о чем свидетельствует этимология. Колокола на Руси упоминаются с 988 г. После монголо-татарского нашествия в XV—XVI вв. они были в основном привозными и назывались по-западному — кампанами. Выражение "малиновый звон" также западного происхождения, от французского названия фламандского города Мехелна (франц. Malines), где издавна отливали колокола, и только позднее оно стало связываться с "малиновой" окраской звука.
В Новгороде Великом вечевой колокол был символом независимости города. В 1570 г. московский царь Иван IV Грозный, разгромив Новгород, счел необходимым снять и увезти вечевой колокол.
В Московском Кремле в 1733—1735 гг. отлит самый большой в мире колокол (12 327 пудов — более 200 тонн).
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название огромного колокола, самого большого в мире, весом более 200 тонн (12 327 пудов), отлитого в Москве в 1733—1735 гг. Каждый из русских царей стремился превзойти своего предшественника, создав колокол большего размера и веса и, соответственно, силы звучания, дабы он звонил в его здравие при жизни и за упокой души после смерти. Такие "именные" колокола называли большими Благовестными (главными в звонницах).
Московский Великий князь Иван III Васильевич повелел отлить колокол в 8 тонн, его сыну Василию III в 1533 г. удалось создать вдвое больший — 16-тонный. При Иване IV Грозном отлили колокол весом более 35 тонн. Колокол в 128 тонн (8 тыс. пудов) отлили в Москве в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче из меди с добавлением серебра и подвесили на колокольном храме "Ивана Великого" в Московском Кремле. Однако во время очередного испытания колокол разбился. Тогда мастер Александр Григорьев вызвался отлить новый "пуще прежнего". Поднять огромный колокол не смогли, он упал при подъеме, но не разбился. В 1674 г. "Большой Успенский колокол" подняли на специальной пристройке при башне "Ивана Великого". В 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал на землю и разбился. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна, вступив на престол, пожелала оставить память о своем царствовании и указала перелить разбитый колокол с добавлением металла и довести его вес до 10 тыс. пудов (160 тонн). Для этой работы искали французского мастера, но превзойти указанный вес вызвался русский, Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Отливали в специальной формовочной яме с использованием глиняной формы, "рубашки" и кожуха. Колокольная бронза представляла собой соединение меди, олова, золота и серебра (84,5:13,2:0,036:0,26 с незначительными примесями). Отливку проводили в 1734—1735 гг. (первая попытка оказалась неудачной). Высота колокола 6,14 м, нижний диаметр 6,6 м.
Царь-Колокол долго оставался в литейной яме, так как поднять его оказалось непосильной технической задачей. 29 мая 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший и деревянную постройку над колоколом. Чтобы колокол не расплавился, его поливали водой, но от неравномерного нагревания металл дал трещины и от колокола откололся кусок весом 11,5 т. Более ста лет гигантский колокол оставался в литейной яме и поднять его не представлялось возможным. Только в 1834 г. О. Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге, смог при помощи особых лесов и приспособлений поднять колокол и установить его на пьедестал. Колокол украшают рельефные изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, пять икон, памятные надписи и узор из пальмовых листьев.
Второй по размеру колокол отлит в конце XVIII в. в Мингуне, Бирма.
В Упсале, Швеция, есть колокола из стекла, в Дрездене, в Цвингере, и в Майссене (Саксония) — фарфоровые (нем. Glockenspiel), сделанные на Майссенской мануфактуре.
На Западе колокола подвешивают на поворотных балках, связанных с рычагом.
На Руси с XVII в. сложился иной обычай — колокол висит на неподвижной балке, а звук извлекается раскачиванием языка и его ударами о стенку колокола изнутри.
Символика колокола в изобразительном искусстве отчасти основывается на сходстве его формы с небесным сводом, так же как колесо связывается с движением Солнца.
В архитектуре Китая колокольчики прикрепляли к карнизам храмов, они звонили, когда дует ветер. Снабженные магическими триграммами, изображениями драконов, колокола отгоняли злых духов.
В индуистской мифологии колокольчик символизировал женское начало природы.
В христианстве полость и язык колокола — уста и язык проповедника. Колокольчик, прикрепленный к посоху или тау-кресту, — атрибут Св. Антония Великого. Средневековые псалтири украшали миниатюрами с изображением царя Давида, играющего на колоколах (хотя его основной инструмент — арфа). Отсюда представления аллегорической фигуры Музыки (одного из "семи свободных искусств"), ударяющей молоточком по колоколам, подвешенным на раме. Такой инструмент называют карийон (франц. carillon — "перезвон", соотв. русск. трезвон — "тройной звон").
|