Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 40 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Музыкальные инструменты в искусстве - Колокол PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 24
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Музыкальные инструменты в искусстве
Авлос
Арфа
Барабан
Билень
Бубен
Вёрджинел
Виола
Волынка
Гармониум
Гитара
Кифара
Клавесин
Колокол
Лира
Лютня
Орган
Пиффаро
Сиринга
Систр
Тимпан
Труба
Шалмей
Флейта
Формига
Цимбалы
Цистра
Все страницы

 

КОЛОКОЛ

 

КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ (церк.-слав. клаколъ, из др.-герм. clocke, от лат. calare — "созывать") — в архитектуре колоколом называют сужающуюся книзу "корзину" (греч. kalathos) — основной объем капители коринфского и композитного ордеров, украшенный двумя рядами листьев аканта. В ином значении колокол (ср.-лат. cloca) — музыкальный ударный инструмент в виде перевернутой чаши, кратера.

Древнейшие колокольчики отливали из бронзы в Месопотамии (IX в. до н. э.), Китае (период Шан, XVI в. до н. э.), Японии (IV—III вв. до н. э.), в Древнем Риме. Они использовались для созыва на народные собрания и религиозные церемонии, в праздничных шествиях и для сигнала военной тревоги. В раннехристианскую эпоху для оповещения верующих применяли била и клепала (полосы металла и колотушки).

По преданию, колокола ввел в христианский обиход К. Паулин, епископ Ноланский (353—431), взявший за основу форму цветка — колокольчика (лат. campanula).

Исторически появление колоколов в обряде католической церкви относят к VI в., причем прототипами церковных колоколов называются домашние "звоночки" (лат. tintinnabulum), известные еще в древнем Китае, Тибете (гханта), в Греции и Риме, в Помпеях. В Византии колокола не получили признания, там продолжали использовать била и духовые инструменты — трубы. Церковь видела в колоколах пережиток языческих обрядов. Однако в жизнеописании Св. Бенедикта упоминается колокольчик, которым живший по соседству с отшельником монах, приносивший Бенедикту еду, оповещал о своем прибытии. Поэтому с VI в. изготовлением колоколов для церковных нужд занимались монахи-бенедиктинцы. Такие колокола называли signum (лат. "знак, признак, сигнал, сбор") или signum ecclesiae (лат., "знак церкви").

С VIII в., по мере увеличения веса и количества колоколов разного тона звучания, стали использовать отдельно стоящие башниколокольни. В Италии они именуются кампанилами, а колокола — кампанами, или кампаноне. В Нидерландах колокольную башню называют белфорт.

С колоколами связывали многие поверья — им приписывалась способность наказывать лжецов и грешников, предвещать беду, терять голос в руках злодеев, отпугивать злых духов.

Лучшие колокола отливали в Зальцбурге, Санкт-Галлене, Фульде. Большие церковные колокола изготавливали по специальному распоряжению императора Карла Великого. Подробное описание технологии литья колоколов приводит в своем трактате монах Теофил (ок. 1120 г.). Он предписывает использовать четыре части меди и одну часть олова с добавками серебра и золота для звонкости (позднее было доказано, что такие добавки не влияют на качество звучания). Тон колокола определяется его формой, профилем и толщиной стенок. Обычно колокольная бронза состоит из 70% меди, 20—22% олова с добавлением серебра.

Колокола, помимо отдельно стоящих колоколен, размещали на башнях западных фасадов романских и готических соборов либо на центральной башне и башнях трансептов. Некоторые романские соборы имели до пяти колоколен. Один из самых больших колоколов — "Глориоза" (лат. Gloriosa — "Славная"), весом 11 367 кг, отлит в 1497 г. голландским мастером Герхардом Bay для Эрфуртского собора.

С XIII в. колокола стали соединять с механизмами башенных часов. Такое устройство получило название курантов (франц. courant — "бегущий", вращающийся барабан, приводящий в движение тросы колоколов).

Способ отливки колоколов в земляных ямах аналогичен "полому" бронзовому литью статуй, который применялся еще в античности. Сначала из глины с помощью токарного устройства делают модель, образующую внутреннюю полость будущего колокола. Ее покрывают слоем сала и новым слоем глины. После прогревания на огне сало вытапливается, а глина обретает прочность камня. В образовавшуюся полость между внутренним и внешним объемами через специальные каналы заливают расплавленный металл.

Ранние колокола с одинаковой толщиной стенок, изготовленные по рецепту, описанному Теофилом, именуют "теофиловыми".

Папа Римский Иоанн XIV (983—984) ввел крещение колоколов, после которого каждому колоколу давали имя какого-либо святого.

На Востоке колокола стали появляться во второй половине IX в. Впервые они были присланы в Константинополь в 865 г. из Венеции.

В Россию колокола "пришли" не из Византии, а с Запада, о чем свидетельствует этимология. Колокола на Руси упоминаются с 988 г. После монголо-татарского нашествия в XV—XVI вв. они были в основном привозными и назывались по-западному — кампанами. Выражение "малиновый звон" также западного происхождения, от французского названия фламандского города Мехелна (франц. Malines), где издавна отливали колокола, и только позднее оно стало связываться с "малиновой" окраской звука.

В Новгороде Великом вечевой колокол был символом независимости города. В 1570 г. московский царь Иван IV Грозный, разгромив Новгород, счел необходимым снять и увезти вечевой колокол.

В Московском Кремле в 1733—1735 гг. отлит самый большой в мире колокол (12 327 пудов — более 200 тонн).

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название огромного колокола, самого большого в мире, весом более 200 тонн (12 327 пудов), отлитого в Москве в 1733—1735 гг. Каждый из русских царей стремился превзойти своего предшественника, создав колокол большего размера и веса и, соответственно, силы звучания, дабы он звонил в его здравие при жизни и за упокой души после смерти. Такие "именные" колокола называли большими Благовестными (главными в звонницах).

Московский Великий князь Иван III Васильевич повелел отлить колокол в 8 тонн, его сыну Василию III в 1533 г. удалось создать вдвое больший — 16-тонный. При Иване IV Грозном отлили колокол весом более 35 тонн. Колокол в 128 тонн (8 тыс. пудов) отлили в Москве в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче из меди с добавлением серебра и подвесили на колокольном храме "Ивана Великого" в Московском Кремле. Однако во время очередного испытания колокол разбился. Тогда мастер Александр Григорьев вызвался отлить новый "пуще прежнего". Поднять огромный колокол не смогли, он упал при подъеме, но не разбился. В 1674 г. "Большой Успенский колокол" подняли на специальной пристройке при башне "Ивана Великого". В 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал на землю и разбился. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна, вступив на престол, пожелала оставить память о своем царствовании и указала перелить разбитый колокол с добавлением металла и довести его вес до 10 тыс. пудов (160 тонн). Для этой работы искали французского мастера, но превзойти указанный вес вызвался русский, Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Отливали в специальной формовочной яме с использованием глиняной формы, "рубашки" и кожуха. Колокольная бронза представляла собой соединение меди, олова, золота и серебра (84,5:13,2:0,036:0,26 с незначительными примесями). Отливку проводили в 1734—1735 гг. (первая попытка оказалась неудачной). Высота колокола 6,14 м, нижний диаметр 6,6 м.

Царь-Колокол долго оставался в литейной яме, так как поднять его оказалось непосильной технической задачей. 29 мая 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший и деревянную постройку над колоколом. Чтобы колокол не расплавился, его поливали водой, но от неравномерного нагревания металл дал трещины и от колокола откололся кусок весом 11,5 т. Более ста лет гигантский колокол оставался в литейной яме и поднять его не представлялось возможным. Только в 1834 г. О. Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге, смог при помощи особых лесов и приспособлений поднять колокол и установить его на пьедестал. Колокол украшают рельефные изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, пять икон, памятные надписи и узор из пальмовых листьев.

Второй по размеру колокол отлит в конце XVIII в. в Мингуне, Бирма.

В Упсале, Швеция, есть колокола из стекла, в Дрездене, в Цвингере, и в Майссене (Саксония) — фарфоровые (нем. Glockenspiel), сделанные на Майссенской мануфактуре.

На Западе колокола подвешивают на поворотных балках, связанных с рычагом.

На Руси с XVII в. сложился иной обычай — колокол висит на неподвижной балке, а звук извлекается раскачиванием языка и его ударами о стенку колокола изнутри.

Символика колокола в изобразительном искусстве отчасти основывается на сходстве его формы с небесным сводом, так же как колесо связывается с движением Солнца.

В архитектуре Китая колокольчики прикрепляли к карнизам храмов, они звонили, когда дует ветер. Снабженные магическими триграммами, изображениями драконов, колокола отгоняли злых духов.

В индуистской мифологии колокольчик символизировал женское начало природы.

В христианстве полость и язык колокола — уста и язык проповедника. Колокольчик, прикрепленный к посоху или тау-кресту, — атрибут Св. Антония Великого. Средневековые псалтири украшали миниатюрами с изображением царя Давида, играющего на колоколах (хотя его основной инструмент — арфа). Отсюда представления аллегорической фигуры Музыки (одного из "семи свободных искусств"), ударяющей молоточком по колоколам, подвешенным на раме. Такой инструмент называют карийон (франц. carillon — "перезвон", соотв. русск. трезвон — "тройной звон").


 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.