ПЛА́СТИКА, ПЛАСТИ́ЧНОСТЬ (греч. plastike — "лепка", от plasso — "лепить").
Пластика — термин, имеющий в истории и теории искусства несколько значений. В античности искусство пластики связывали исключительно с лепкой из глины. Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) в подтверждение этого приводит одну из легенд о происхождении искусства. Он пишет, что, как и живопись, обязанная своим происхождением краскам, которые получают из земли, "пластика обязана той же земле". И далее сообщает:
"Лепить из глины портретные изображения первым придумал гончар Бутад из Сикиона, в Коринфе, благодаря дочери: влюбленная в юношу, она, когда тот уезжал в чужие края, обвела тень от его лица, падавшую на стену при светильнике, линиями, по которым ее отец, наложив глину, сделал рельеф и, когда он затвердел, подверг обжигу вместе с прочими глиняными изделиями... Некоторые передают, что пластику самыми первыми придумали на Самосе Ройк и Теодор".
В этом отрывке примечательно осмысление связи искусства рисунка, лепки из глины и керамики. Позднее каждое из них станет самостоятельным, но в ранней античности эти искусства существовали как целостный вид творчества.
Мастер, создававший свои произведения способом лепки из глины (plastike), назывался "пластом" (греч. plastos), латинский эквивалент: fictor (лат. fictilis — "глиняный"; ficticius — "искусственный, поддельный"). "Пласмой" (греч. plasma) именовали фигуру, вылепленную из глины или воска (от. греч. plasso — "лепить"; plastikos — "лепкий", "удобный для лепки"). "Пласма" также: выдумка, изобретение, творение (слова́ пласт, пластина, плоскость иного происхождения).
Однако "пластов", лепивших из мягких материалов, к которым причисляли также "скульпторов по бронзе" (формовщиков, литейщиков), отличали от "скульпторов по мрамору", которые высекали статуи из твердого материала. Это различие является важнейшим, и оно не сводится к приемам обработки материала.
Мастер, занимающийся пластикой, использует способ формообразования, который принято называть формосложением; он прибавляет, прилепляет материал к основе, например к каркасу будущей статуи. Противоположный метод именуют формовычитанием, при котором скульптор отнимает, отсекает от изначальной массы каменного блока лишнее, оставляя то, что необходимо. Специфика двух способов формообразования предполагает различное мышление формой, по-разному формирует зрительное восприятие и вырабатывает различные навыки работы у пластика и у скульптора. Соответственно этому различию пластикой называют один из способов формообразования и основанный на нем вид искусства, который следует отличать от скульптуры, или ваяния, высекания.
Правомерно поэтому определение "мелкая фарфоровая пластика": в этой области творческой деятельности мастер-модельер лепит из мягкого материала модель, с которой затем снимают форму и тиражируют отливки.
Однако "пластика по камню" — невозможное словосочетание, искажающее смысл понятий. Разумеется, в творческой практике два противоположных способа формообразования могут сочетаться и взаимодействовать. К примеру, художник, пользующийся лепкой, может перевести модель в твердый материал и далее дорабатывать ее как скульптуру.
Бронзовые статуи (в основе которых — вылепленные модели) часто повторяют в мраморе. Как правило, бронзовые отливки несут в себе качества, характерные для искусства пластики, — мягкость, плавность переходов, следы ручной лепки, своеобразную фактуру, игру света и тени. Эти особенности определяют второе значение термина "пластика" — зрительное качество формы, заключающееся в связности, текучести, плавности переходов от одной части к другой.
Противоположное качество — тектоничность, более присущее искусству скульптуры и архитектуры. Переходное положение между искусством пластики и скульптуры занимает резьба по камню, дереву, гипсу (ганчу).
Примечательно, что в некоторых исторических типах искусства, стилях или школах закреплялись переходные или смешанные способы формообразования. Например, кочевники южно-русских степей предпочитали не лепить, а вырезать ножом из воска модель, которую затем отливали из золота или бронзы.
Этот обычай объясняет особенный характер формы тела животного, трактованный крупными плоскостями с четкими гранями, сходный в образцах, вырезанных из дерева и отлитых из золота. Различие способов формообразования и зрительных качеств формы в лепке и скульптуре переосмысливается художественно. Так, в отношении скульптурных шедевров греческой классики еще в трудах немецких историков искусства XIX в. утвердились определения: "приданное движение" (нем. "einverleibte Bewegung") и "обуздание развязанного движения" (нем. "fesselung entfesselter Bewegung"). Они подразумевают зрительное движение формы (пластику) в скульптуре, изображающей неподвижную фигуру (в состоянии физического покоя, равновесия). Таковы шедевры скульптора Поликлета из Афин: Диадумен и Дорифор.
Строгая тектоничность (скульптурность) античной архитектуры также дополнена качествами пластики, которые создаются за счет курватуры, энтасиса и каннелюр колонн, игрой света и тени на рельефах, яркой раскраской. Особенно выразительным приемом, придающим качества пластичности скульптуре, является "draperie mouillée" (франц.) — "мокрые складки", плотно облегающие тело.
Взаимодействия качеств скульптурности и пластичности подводят нас к третьему значению термина "пластика" — морфологическому. Качества пластичности в той или иной степени характеризуют произведения разных видов искусства, но более всего они связаны с лепкой, живописью, а также с живописными, атектоничными художественными стилями и стилистическими течениями, например: искусством "пламенеющей готики", Барокко, Маньеризма, Рококо, Ар Нуво, или флореальным течением Модерна, "органической архитектурой". Качества скульптурности и тектоничности в большей степени присущи произведениям искусства Классицизма.
Пластичность следует рассматривать как определенную тенденцию формообразования, по-разному проявляющуюся в отдельных видах искусства. Поэтому неприемлемым является определение "пластические искусства", которое часто используют в качестве синонима "изобразительных искусств". Самые "пластические" виды искусства — танец, пантомима, а отнюдь не живопись, скульптура или архитектура.
В изобразительном искусстве "пластичность" — лишь одно из качеств художественной формы, и оно не может служить термином для определения вида искусства. Когда же художники говорят "пластическое искусство" — это лишь эпитет, акцентирующий определенное формальное качество произведения.
Крайности художественного претворения пластичности можно пояснить сравнением понятий мертвого, бесчувственного, абсолютно неподвижного и живого, трепещущего тела. «Natura non facit saltus" (лат.), "Природа не делает скачков" — афоризм, восходящий к Аристотелю (384—322 гг. до н. э.), иногда переводят: "Природа ничего не делает резко". Образная аналогия этого процесса — метаморфоза. В этом смысле пластика — единство тела и души искусства, а пластичность — проявление на поверхности изобразительной формы внутренних движений души художника и одушевленного им материала. Не случайно говорят о тектоничности как "мужском качестве" формы и о пластичности "женского качества". Подобно тому как мужскому телу более присущи качества тектоничности, а женскому — пластичности, так и мужское, эротическое начало творчества является формообразующим, а женское — облагораживающим.
Многообразие основных и производных значений термина "пластика" делает возможным использование нюансированных определений. К примеру, тончайшая пластика тональных переходов и цветовых нюансов в портрете мальчика работы Пинтуриккьо позволяет говорить о пластике цвета в искусстве итальянского кватроченто.
Особое "двигательное" качество, создаваемое художественным пространством архитектуры, в особенности архитектуры стиля Барокко, делает возможным использование определения "пластическое движение" (несмотря на его тавтологичность). "Пластическое движение" существует не в физическом, а в мысленном, художественном пространстве-времени — это "время восприятия" пространства изобразительной композиции.
|