МИРОВОЕ ДЕРЕВО
"МИРОВОЕ ДЕРЕВО" (лат. Axis mundi — "Ось мира") — мифологическая конструкция, присущая верованиям разных народов и символизирующая строение Вселенной. Происходит от переосмысления симметрии дерева.
Символика дерева связана с мифами о Сотворении мира и образом Адама Кадмона. У многих кочевых народов сохраняется обычай: они возят с собой священный столб и устанавливают его в местах стоянок. Через этот столб (иногда аналогичную функцию выполняет вкопанный в землю меч) осуществляется "связь с небом", оберегающая жизнь от хаоса. У оседлых племен схожую роль играют жертвенник, алтарь, храм.
В древнем египетском искусстве связь космогонических представлений с формой дерева выражают анх и джед. В мифологических представлениях и изобразительном искусстве древней Месопотамии магическое "древо жизни" располагается в центре мироздания. По нему можно перейти в "верхний мир". Корни дерева символизируют подземное царство, крона — небо. Поэтому в ветвях "Мирового дерева" часто изображаются по одну сторону Солнце, по другую — Луна. У подножия дерева, симметрично, — звери, в корнях — рыбы (воплощение подземного мира).
"Мировое (или космическое) дерево — образ некоей универсальной концепции, определявшей в течение долгого времени модель мира человеческих коллективов Старого и Нового Света".
Образ дерева сохраняется и в буддийском искусстве, и в символике христианства.
В архитектуре башня, столп, колонна, обелиск, ступа, шпиль также наследуют древнюю символику дерева. Об этом, в частности, свидетельствуют стилизованные под растительные формы колонны египетских храмов. В архитектурных формах архетип дерева соединяется с фаллической и солярной символиками.
Как в мифах, так и в мифологических изобразительных композициях пространство часто членится на три зоны по вертикали. Эти зоны олицетворяют птицы (либо Ангелы), копытные звери, змеи и рыбы.
Вместо дерева иногда представляют фигуру человека с распростертыми руками.
Изобразительно акцентируется центральное место, правая и левая стороны.
В древнейших мифах и примитивных изобразительных композициях "эпохи Мирового дерева" выделяют семь основных координат: центр, верх, низ, север, восток, юг, запад (три вертикальные зоны плюс четыре стороны света). Отсюда "семь небес" и семь этажей подземного царства. Герои мифов разных народов путешествуют по семи мирам, причем не только по вертикали, вдоль ствола "Мирового дерева", или по горизонтали, но также по диагонали в разных направлениях.
Вокруг этой сложной симметричной структуры разворачивается сюжет. Таковы сказания американских индейцев, их многомерная структура объясняет изобразительную композицию тотемных столбов.
Священный светильник древних евреев — менора — представляет собой "перевернутое древо жизни". Семь рожков трактуются как семь нижних сефирот, укоренившихся в небесах, ствол связывает землю и небо. Изображения дерева Иггдразил, соединяющего "нижний мир", мир людей, и небесное царство богов, известно в скандинавском искусстве.
На персидских коврах XII—XIII вв. можно видеть схематическое изображение четырех райских рек,символизирующих четыре части света; они вытекают из корней "Мирового дерева".
В христианской иконографии образ "Мирового дерева" связан со строками заключительной главы Апокалипсиса о "древе жизни, двенадцать раз приносящем плоды" и листья "для исцеления народов" (Откр. 22:2). В "Физиологе" древо жизни соотносится с крестом Распятия, символом искупления первородного греха, упоминаются также голуби, обитающие на этом дереве, и змей, который "боится дерева того". На мозаике конхи апсиды церкви Сан Клементе в Риме изображен крест Распятия, как бы вырастающий из "Мирового дерева". По сторонам — предстоящие Богоматерь и Иоанн Креститель; голуби в ветвях креста символизируют двенадцать Апостолов, пребывающих в Раю (нижний голубь наполовину скрыт в зелени). У корня дерева — извивающийся змей, птицы питаются плодами Райского дерева, внизу олени пьют из источника жизни — четырех райских рек. В верхней части композиции показана десница Божия, держащая полумесяц — символ небесной Славы.
В мозаике конхи апсиды собора Сан Джованни ин Латерано в Риме изображен Новый Иерусалим — гора Меру, в основании которой — феникс (символ воскресения), внизу — река Иордан, полная рыб и водоплавающих птиц. Из горы, как дерево, вырастает латинский крест, от корней которого берут начало четыре райские реки. Над крестом — голубь, выше — Иисус Христос. По сторонам от креста — олени, овцы (символ животного мира) и фигуры предстоящих. В картине Иеронима Босха "Корабль дураков" мачта корабля также уподобляется "Мировому дереву".
|