ФАЯНС
ФАЯНС (франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) — разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования.
Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.). Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи — прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.
Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта, керамика стран Ближнего Востока. Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами.
Изделия из керамики, стекла, люстрирование — традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI—XII вв. в Испанию, а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы.
В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца. Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами".
Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских.
В Руане в 1537—1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен. Однако расцвет искусства руанских фаянсов относится к XVII—XVIII в.
Оригинальный стиль в искусстве фаянса создал Бернар Палисси.
Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II».
В истории искусства Японии славятся фаянсы сацума.
Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору.
Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору. В XVII—XVIII в. голландские мастера, подражая дорогим привозным изделиям из китайского фарфора, изготавливали собственные, из фаянса. Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIII в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже, Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир.
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIII—XIX в. в подмосковной Гжели, в г. Скопине Рязанской губернии.
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом".
|