Музыкальные инструменты в искусстве Печать
Рейтинг пользователей: / 24
ХудшийЛучший 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИСКУССТВЕ

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — изображаются в качестве атрибутов муз и в аллегориях Мира, "доброго правления", в этом значении музицирующие персонажи считаются "детьми Венеры", олицетворяющей мир, любовь, согласие, что ассоциируется с музыкальным согласием.

В классическом искусстве чаще изображаются струнные инструменты — символы гармонии, "изящных искусств": арфа, лира, кифара, лютня, форминга.

Духовые — авлос, свирель, флейта, сиринкс, шалмей — являются атрибутами дионисийского культа, страстного, оргиастического начала в искусстве.

Атрибутом египетской богини Исиды был систр. Реже изображали тамбурин, трубу, волынку, псалтерион.

В христианской иконографии с музыкальными инструментамиорганом, клавикордами, арфой или лютней — представляли Св. Цецилию, покровительницу музыки.

В живописи XVII—XVIII вв. камерные настроения в изображении уютных интерьеров и семейных сцен, например в картинах малых голландцев, создавались с помощью изображения домашних музицирований.

Музыкальные инструменты, струнные и духовые, сохраняют символическое значение в декоративных композициях интерьеров и экстерьеров архитектуры Классицизма, Барокко и Рококо, Модерна.

Эваристо Башенис - Музыкальные инструменты

 


 

 

 


 

АВЛОС

 

АВЛОС (греч. aulos — "трубка") — музыкальный инструмент античности. Представляет собой две отдельные конические или цилиндрические трубки из тростника (bombyx), дерева, позднее кости или металла, с тремя-пятью отверстиями, которые при игре прикрываются пальцами. Такие трубки, длиной ок. 50 см, держали во рту расходящимися под острым углом. В отличие от струнных инструментов — кифары и лиры, авлос, издающий резкий, пронзительный звук, считался инструментом не утонченной гармонии, а "низкой", оргиастической музыки Дионисийских мистерий.

Название инструмента связывают с именем мифического фригийского музыканта, игравшего на Олимпе, но изгнанного за "искажение гармонии".

По другому преданию, авлос изобрела богиня Афина, но в негодовании выбросила его, когда увидела в своем отражении в ручье, как безобразно при игре на этом инструменте надуваются щеки.

Латинское название инструмента — тибия.

Игру на авлосе (auletika) часто изображали в древнегреческой вазописи; на этом инструменте в основном играли силены, менады — спутники Диониса.

Позднее суровое отношение к этому инструменту было смягчено и авлос стал атрибутом музы Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии.

Сольное пение в сопровождении игры на авлосе в Древней Греции называлось авлодией (aulodia). Флейтист, аккомпанирующий хору, — авлетом (auletos), позднее, в средневековье, — хоравлом. Отсюда происхождение латинского слова aulicus — дворцовый, придворный.

Другие близкие инструменты: волынка, каламос, мюзетта, пиффаро, сиринга, шалмей.


 

 


 

АРФА

 

АРФА (итал. агра, франц. Harpe, нем. Harfe, англ. Harp от др.-евр. ‘arpa) — один из древнейших музыкальных инструментов на земле. Представляет собой деревянную раму треугольной формы с натянутыми струнами. Количество струн, размер и форма инструмента менялись на протяжении веков.

Изображения арфы встречаются в искусстве Древнего Египта.

Арфа была известна в Месопотамии и Иудее. На арфе играл царь Давид.

В античности арфа была распространенным музыкальным инструментом.

Небольшая арфа, висевшая на ремне, — атрибут Терпсихоры, музы танца и пения. Бог Аполлон также играл на арфе и на схожих инструментах — лире и произошедшей от нее кифаре.

Древние эллины придавали арфе магическое значение.

Арфу использовали Средневековые трубадуры и майстерзингеры.

В христианском искусстве с арфой изображается царь Давид и музицирующие Ангелы. В Апокалипсисе каждый из двадцати четырех старцев Откровения имеет по арфе.

Этот инструмент — эмблема Уэлса, а у древних кельтов бог огня Дагда игрой на арфе управлял сменой времен года.

В мистических учениях арфа олицетворяет лестницу между небом и землей, путь в иной мир, поэтому играющий на арфе символизирует смерть.

Герои Эдды (средневекового исландского эпоса) желали быть погребенными вместе с арфой, облегчающей доступ в Высший мир.

В мистической картине И. Босха "Сад радостей земных" есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни.

В картине П. Брейгеля "Безумная Грета" изображение арфы, по струнам которой ползет паук, символизирует чревоугодие.

Изображения арфы встречаются также в искусстве Сасанидского Ирана и в мусульманских памятниках.

Арфа, обвитая виноградной лозой, — атрибут бога виноделия Диониса, символ того, что музыка, вино и песни, а не только страдания, сопровождают жизнь человека.


 

 


 

БАРАБАН

 

БАРАБАН (возм. из тюркск., татарск. daraban) — один из древнейших ударных музыкальных инструментов, наряду с тамбурином, цимбалами, бубном. Его круглый корпус изготавливали из деревабамбука, керамики и обтягивали шкурой животных.

У древних народов АфрикиКитаяИндии барабан использовали на полях сражений, в ритуальных плясках, магических обрядах. Его мощный звук считался "громом небес", вызывал трепет и экстаз.

В Древней Греции — инструмент оргий, вакханалий; был атрибутом Кибелы, Матери Богов.

В индуизмеатрибут богов-разрушителей Шивы и Кали, символ грозы, в буддизме — "Голос Закона".

В архитектуре барабаном называют многие элементы конструкции цилиндрической формы.

В композиции древнегреческого храма мраморные колонны составляли из отдельных барабанов, поставленных один на другой и скрепленных деревянными штырями (с IV—V вв. до н. э. также бронзовыми скобами, известковой или свинцовой заливкой).

В христианских базиликах и храмах крестово-купольного типа барабаном называется подкупольная цилиндрическая часть здания, обычно прорезанная окнами. Тяжесть купольного перекрытия через барабан передается на паруса, или тромпы, которые, в свою очередь, передают нагрузку на подпружные арки, аркосолии и четыре столба, опоры подкупольного пространства.


 

 


 

БИЛЕНЬ

 

БИЛЕНЬ, БИЛО, БИЛЬНИЦА (от било — "колотушка, бить", ст.-слав. "бити") — язык колокола.

Било — старинное приспособление, металлическая или деревянная доска, заменяющая колокол. Малораспространенное значение этого же слова — деревянная доска, прикрывающая щель на стыке створок Царских Врат древнерусского иконостаса.

Бильницаколокольня, звонница, реже — башенный, или колокольный, храм.


 

 

 


 

БУБЕН

 

БУБЕН (греч. bombos — "низкий, глухой звук, производимый полетом пчел"; др.-инд. bambharas — "пчела") — один из древнейших музыкальных инструментов ударного типа. Небольшой барабан с одной мембраной и колокольчиками (бубенчиками) по периметру.

Так же как тамбуринцимбалы, использовался в ритуальных действах, магических плясках, заклинаниях.

Бубен — важнейший инструмент Элевсинских мистерий в Древней Греции.

На изображениях античных вакханалий бубны можно видеть в руках у танцующих менад, или вакханок.

Эратомуза эротической поэзии, изображается с бубном.

В композиции "Выбор Геракла", или "Геркулес на распутье", фигура порока в качестве атрибута имеет бубен.

В оргиях, посвященных Аттису и Кибеле, также используется бубен.

У народов Центральной Азии бубен — инструмент шаманов и колдунов.


 


 

ВЁРДЖИНЕЛ

 

ВЁРДЖИНЕЛ, ВИРГИНАЛ (англ. virginal от лат. virginis — "девичий", virgo — "девушка" либо от virgula — "палочка") — музыкальный инструмент, появившийся в XVI—XVII вв. в Англии и Нидерландах. Род небольшого клавесина, представляющий собой прямоугольный ящик на подножии, с откидывающейся крышкой.

Ян Вермеер "Дама, сидящая за вёрджинелом"Струны в музыкальном инструменте располагаются под прямым углом к клавишам. На вёрджинеле обычно играли женщины, отсюда название.

Это был камерный, комнатный инструмент, его украшали росписью, инкрустацией слоновой костью и перламутром по черному дереву.

Как и другой похожий на него клавишный инструмент — спинет, вёрджинел часто изображали в интерьерах на картинах немецких, фламандских, английских и голландских живописцев; прежде всего он известен по картинам Яна Фермейра (Вермера) Делфтского.


 

 


 

ВИОЛА

 

ВИОЛА (итал. viola от лат. viola — "цветок фиалки, фиолетовый, лиловый цвет ") — струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи Возрождения и Барокко, распространенный в XV—XVIII вв. Предшественник скрипки, виолончели.

Этот инструмент звучит нежно, "матово", "фиолетово", отсюда название. Является атрибутом аллегорической фигуры Музыки, одного из семи свободных искусств, а также Терпсихоры, древнегреческой музы танца, иногда — Эрато, музы лирической поэзии.

Виола имеет красиво изогнутый корпус — деку с "талией" посередине и резонаторными отверстиями в форме буквы "С". Играли на виоле, держа инструмент грифом вниз; гриф заканчивается скульптурной деталью, чаще изящной женской головкой либо маскароном.

Один из прототипов виолы — небольшая лира да браччьо (итал. lira da braccio — "ручная лира"). На картинах живописцев эпохи Возрождения с этими инструментами изображается хор Ангелов; лиру Аполлона, Орфея или Ариона тоже может заменить лира да браччьо.

Альтовая виола называется виолеттой. Чуть больше размером, теноровая, — виола да гамба (итал. viola da gamba — "виола ножная"), при игре ее опирали на левое колено. В отличие от всех прочих, виоль д’амур, или виолу д’аморе (франц. viole d’amour, итал. viola d’amore — "виола любви"), держали при игре горизонтально, как скрипку.

 

ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel от лат. Fides — "струна") — старинный струнный  музыкальный инструмент, предшественник виолы. Имеет грушеобразный корпус с отверстиями — резонаторами звука и гриф с пятью струнами. В VIII—XVI вв. такой инструмент использовали бродячие певцы — менестрели.


 


 

ВОЛЫНКА

 

ВОЛЫНКА (от Волынь, местность в междуречье Западного Буга и Припяти, между Польшей и Украиной; польск. Wolyń, нем. Wollin — местность в Поморье; не связано с "вол") — один из древнейших духовых музыкальных инструментов. Представляет собой кожаный мех или бычий пузырь, наполненный воздухом, с двумя трубками: через одну воздух нагнетается, а через вторую — язычковую, имеющую отверстия, которые закрываются пальцами, — выпускается. Позднее появились дополнительные — бурдонные (франц. bourdons — "басовые") трубки.

Инструмент типа волынки известен в античности. Он назывался каламос (греч. kalamos — "камыш, тростник") и был близок к авлосу, сиринге. На этом инструменте играл сатир Марсий. По сообщению Светония, с волынкой выступал древнеримский император Нерон.

Французским словом "бурдон" в романскую эпоху называли также посох паломника и большой басовый колокол.

В европейском Средневековье кожаный мех с трубками распространился повсеместно: во Франции назывался мюзетта (от ст.-франц. muse — "дудка", связано с "музыка" от греч. mousike — "искусство муз"), в Италии — пиффаро.

Известна шотландская волынка (англ. Scotch bag-pipe — "шотландский мешок с трубкой"). Этот инструмент был столь популярен, что играющими на волынках стали изображать даже Ангелов.

В Италии сложился обычай играть на пиффаро в праздник Рождества перед изображением Девы Марии с Младенцем. Поэтому на картинах итальянских живописцев на тему "Поклонение пастухов" также можно видеть игру на этих инструментах.

Изображение волынки присутствует в сценах крестьянских праздников на картинах немецких, голландских и фламандских художников XVI—XVII вв.

В ренессансной живописи на светские сюжеты волынка имеет фаллическую символику. Аналогичный, но несколько смягченный, завуалированный смысл приобрела мюзетта в обиходе французского двора XVII—XVIII вв. Персонажи картин в жанре "Галантных празднеств" (франц. «Fêtes galantes") эпохи французских стилей Регентства и Рококо играют на мюзетте.

МЮЗЕТТ, МЮЗЕТТА (франц. musette, от ст.-франц. muse — "дудка", из греч. mousike — "искусство муз") — средневековый духовой музыкальный инструмент, французское название волынки. Мюзетта восходит к пастушьей дудке античности и к "многоствольной" флейте (несколько скрепленных вместе трубок) — инструменту Пана.

 

 

 


 

ГАРМОНИУМ

 

ГАРМОНИУМ (нем. Harmonium) — старинный музыкальный клавишно-пневматический  инструмент. По звучанию напоминает орган, внешне похож на пианино. Звук извлекается с помощью воздуха, нагнетаемого мехами и колеблющего металлические язычки, связанные с клавиатурой. Мехи приводятся в движение двумя большими ножными педалями. Такой инструмент можно видеть на картинах итальянских и нидерландских живописцев XVI—XVII вв.

С начала XIX в. инструмент стали называть фисгармонией (от греч. physa — "мехи").

 


 

ГИТАРА

 

ГИТАРА, ГИТТЕРНА (исп. guitarra от греч. kithara) — струнный щипковый музыкальный инструмент, происходящий от античной кифары. Его средневековая разновидность, несколько напоминающая лютню, — гиттерна (ср.-лат. gitterna). Относительно поздняя форма сложилась в XIII—XIV вв. в Испании — инструмент с плоским корпусом, двумя глубокими выемками по бокам и длинной шейкой, украшенной фигурным грифом.

В картинах живописцев Итальянского Возрождения чаще присутствует лютня.

Ватто Антуан - Праздник в парке

Гитараатрибут Бригеллы, одной из масок итальянского народного театра Коммедиа дель Арте. С актерами итальянского театра гитара появилась в изобразительном искусстве французских стилей Регентства и Рококо XVIII в.

В рисунках и картинах А. Ватто мы видим гитару в руках кавалеров-обольстителей, дам на прогулке, в парке; на гитаре играет актер Меццетин (у Ватто: "Мецетен").

Чувственную форму гитары, как и силуэты древнегреческих ваз, сравнивали с женским телом.

Новое, неожиданное прочтение форма гитары получила в натюрмортах французских кубистов.


 


 

КИФАРА

 

КИФАРА, КИФАРЕД (греч. kithara). Кифарадревнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Происходит от лиры, как и более крупная четырехструнная формига (греч. phormiggos, от phormos — "корзинка"). Близкий инструмент — арфа.

Кифара имеет деревянный корпус, две лирообразно изогнутые стойки с "рожками" вверху и перекладиной, с помощью которой натягивают струны. В VIII в. до н. э. играли на четырехструнной кифаре, в VII в. до н. э. появилось семь струн, затем их число увеличилось до 12—18. С формигами, а затем с кифарами выступали бродячие певцы аэды, аккомпанируя себе во время пения стихов.

На кифаре играли стоя, держа инструмент перед собой, при этом левой рукой исполнялась мелодия, а правой, в которой был плектр, — ритмическая основа. Согласно мифу, кифару с четырьмя струнами изобрел Амфион. По преданию, первая лира сделана Гермесом из панциря черепахи. Кифара и лира считались инструментами бога Аполлона, авлосДиониса. Отсюда — Аполлон-Кифаред (Kitharodos) как предводитель муз. В эпоху Классицизма Аполлон-Кифаред олицетворял "изящные искусства". Певцов аэдов изображали во фригийских одеждах, Аполлона-Кифареда — в легкой тунике либо (в позднем эллинистическом искусстве) обнаженными.


 

 


 

 

КЛАВЕСИН

 

КЛАВЕСИН (франц. clavecin, из ср.-лат. clavicymbalum, от clavis — "ключ" и cymbalum) — струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент.

Известен с XV в., в Италии — чембало (cembalo). Деревянный корпус инструмента имеет "крыловидную" форму и поднимающуюся крышку. Струны располагаются параллельно клавишам; при нажатии на клавиши они защипываются плектром.

Разновидности инструмента, появившиеся в XVI—XVII вв., — вёрджинел, клавицитериум, спинет.

Особенно красивы клавесины (тогда они назывались чембало), которые делали в XVII в. в Антверпене. Их устанавливали на барочных, резных с позолотой, ножках. Внутреннюю поверхность откидной крышки корпуса расписывали пейзажными, историческими, мифологическими композициями. Эти инструменты можно видеть на картинах итальянских, голландских и фламандских художников XVII—XVIII вв.


 

КЛАВИКОРДЫ (из нем. Klavichord, от ср.-лат. clavichordium, от clavis — "ключ" и греч. chorde — "струна") — струнный клавишный ударный музыкальный инструмент. Появился в XV в. Внешне похож на вёрджинел, род клавесина, но отличается способом извлечения звука. Представляет собой деревянный прямоугольный корпус на подстолье, имеет откидную крышку. От клавикорда произошли клавесин и фортепиано.


 

КЛАВИЦИТЕРИУМ (ср.-лат. clavicytherium — "клавишная кифара") — разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн (франц. clavecin vertical; итал. cembalo verticale). Форма деки для натягивания струн напоминает у этого инструмента арфу. На итальянском клавицитериуме XVII в. из нью-йоркского музея Метрополитен помещено изображение библейского царя Давида, играющего на арфе.


СПИНЕТ (итал. spinetta, от лат. spinae — "шип, колючка") — старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент. Разновидность клавесина в деревянном корпусе трапециевидной формы. Появился в Италии в XV в. Его использовали для домашнего музицирования в XV—XVII вв. в странах "к северу от Альп": в Германии, Франции, Нидерландах.

На картинах малых голландцев можно видеть спинет в качестве символа домашнего уюта, благополучия, мира и спокойствия. Такова, к примеру, картина Эмануела де Витте "Интерьер с дамой у спинета". Корпуса спинетов делали из черного дерева, инкрустировали дорогими материалами — слоновой костью, перламутром. На откидной крышке помещали многозначительные сентенции: «Gloria in excelsis" (лат.) — "Слава в небесах" или «Haec fac ut felix vivis" (лат.) — "Поступайте так, чтобы жить счастливо".

 

 



 


 

КОЛОКОЛ

 

КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ (церк.-слав. клаколъ, из др.-герм. clocke, от лат. calare — "созывать") — в архитектуре колоколом называют сужающуюся книзу "корзину" (греч. kalathos) — основной объем капители коринфского и композитного ордеров, украшенный двумя рядами листьев аканта. В ином значении колокол (ср.-лат. cloca) — музыкальный ударный инструмент в виде перевернутой чаши, кратера.

Древнейшие колокольчики отливали из бронзы в Месопотамии (IX в. до н. э.), Китае (период Шан, XVI в. до н. э.), Японии (IV—III вв. до н. э.), в Древнем Риме. Они использовались для созыва на народные собрания и религиозные церемонии, в праздничных шествиях и для сигнала военной тревоги. В раннехристианскую эпоху для оповещения верующих применяли била и клепала (полосы металла и колотушки).

По преданию, колокола ввел в христианский обиход К. Паулин, епископ Ноланский (353—431), взявший за основу форму цветка — колокольчика (лат. campanula).

Исторически появление колоколов в обряде католической церкви относят к VI в., причем прототипами церковных колоколов называются домашние "звоночки" (лат. tintinnabulum), известные еще в древнем Китае, Тибете (гханта), в Греции и Риме, в Помпеях. В Византии колокола не получили признания, там продолжали использовать била и духовые инструменты — трубы. Церковь видела в колоколах пережиток языческих обрядов. Однако в жизнеописании Св. Бенедикта упоминается колокольчик, которым живший по соседству с отшельником монах, приносивший Бенедикту еду, оповещал о своем прибытии. Поэтому с VI в. изготовлением колоколов для церковных нужд занимались монахи-бенедиктинцы. Такие колокола называли signum (лат. "знак, признак, сигнал, сбор") или signum ecclesiae (лат., "знак церкви").

С VIII в., по мере увеличения веса и количества колоколов разного тона звучания, стали использовать отдельно стоящие башниколокольни. В Италии они именуются кампанилами, а колокола — кампанами, или кампаноне. В Нидерландах колокольную башню называют белфорт.

С колоколами связывали многие поверья — им приписывалась способность наказывать лжецов и грешников, предвещать беду, терять голос в руках злодеев, отпугивать злых духов.

Лучшие колокола отливали в Зальцбурге, Санкт-Галлене, Фульде. Большие церковные колокола изготавливали по специальному распоряжению императора Карла Великого. Подробное описание технологии литья колоколов приводит в своем трактате монах Теофил (ок. 1120 г.). Он предписывает использовать четыре части меди и одну часть олова с добавками серебра и золота для звонкости (позднее было доказано, что такие добавки не влияют на качество звучания). Тон колокола определяется его формой, профилем и толщиной стенок. Обычно колокольная бронза состоит из 70% меди, 20—22% олова с добавлением серебра.

Колокола, помимо отдельно стоящих колоколен, размещали на башнях западных фасадов романских и готических соборов либо на центральной башне и башнях трансептов. Некоторые романские соборы имели до пяти колоколен. Один из самых больших колоколов — "Глориоза" (лат. Gloriosa — "Славная"), весом 11 367 кг, отлит в 1497 г. голландским мастером Герхардом Bay для Эрфуртского собора.

С XIII в. колокола стали соединять с механизмами башенных часов. Такое устройство получило название курантов (франц. courant — "бегущий", вращающийся барабан, приводящий в движение тросы колоколов).

Способ отливки колоколов в земляных ямах аналогичен "полому" бронзовому литью статуй, который применялся еще в античности. Сначала из глины с помощью токарного устройства делают модель, образующую внутреннюю полость будущего колокола. Ее покрывают слоем сала и новым слоем глины. После прогревания на огне сало вытапливается, а глина обретает прочность камня. В образовавшуюся полость между внутренним и внешним объемами через специальные каналы заливают расплавленный металл.

Ранние колокола с одинаковой толщиной стенок, изготовленные по рецепту, описанному Теофилом, именуют "теофиловыми".

Папа Римский Иоанн XIV (983—984) ввел крещение колоколов, после которого каждому колоколу давали имя какого-либо святого.

На Востоке колокола стали появляться во второй половине IX в. Впервые они были присланы в Константинополь в 865 г. из Венеции.

В Россию колокола "пришли" не из Византии, а с Запада, о чем свидетельствует этимология. Колокола на Руси упоминаются с 988 г. После монголо-татарского нашествия в XV—XVI вв. они были в основном привозными и назывались по-западному — кампанами. Выражение "малиновый звон" также западного происхождения, от французского названия фламандского города Мехелна (франц. Malines), где издавна отливали колокола, и только позднее оно стало связываться с "малиновой" окраской звука.

В Новгороде Великом вечевой колокол был символом независимости города. В 1570 г. московский царь Иван IV Грозный, разгромив Новгород, счел необходимым снять и увезти вечевой колокол.

В Московском Кремле в 1733—1735 гг. отлит самый большой в мире колокол (12 327 пудов — более 200 тонн).

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название огромного колокола, самого большого в мире, весом более 200 тонн (12 327 пудов), отлитого в Москве в 1733—1735 гг. Каждый из русских царей стремился превзойти своего предшественника, создав колокол большего размера и веса и, соответственно, силы звучания, дабы он звонил в его здравие при жизни и за упокой души после смерти. Такие "именные" колокола называли большими Благовестными (главными в звонницах).

Московский Великий князь Иван III Васильевич повелел отлить колокол в 8 тонн, его сыну Василию III в 1533 г. удалось создать вдвое больший — 16-тонный. При Иване IV Грозном отлили колокол весом более 35 тонн. Колокол в 128 тонн (8 тыс. пудов) отлили в Москве в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче из меди с добавлением серебра и подвесили на колокольном храме "Ивана Великого" в Московском Кремле. Однако во время очередного испытания колокол разбился. Тогда мастер Александр Григорьев вызвался отлить новый "пуще прежнего". Поднять огромный колокол не смогли, он упал при подъеме, но не разбился. В 1674 г. "Большой Успенский колокол" подняли на специальной пристройке при башне "Ивана Великого". В 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал на землю и разбился. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна, вступив на престол, пожелала оставить память о своем царствовании и указала перелить разбитый колокол с добавлением металла и довести его вес до 10 тыс. пудов (160 тонн). Для этой работы искали французского мастера, но превзойти указанный вес вызвался русский, Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Отливали в специальной формовочной яме с использованием глиняной формы, "рубашки" и кожуха. Колокольная бронза представляла собой соединение меди, олова, золота и серебра (84,5:13,2:0,036:0,26 с незначительными примесями). Отливку проводили в 1734—1735 гг. (первая попытка оказалась неудачной). Высота колокола 6,14 м, нижний диаметр 6,6 м.

Царь-Колокол долго оставался в литейной яме, так как поднять его оказалось непосильной технической задачей. 29 мая 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший и деревянную постройку над колоколом. Чтобы колокол не расплавился, его поливали водой, но от неравномерного нагревания металл дал трещины и от колокола откололся кусок весом 11,5 т. Более ста лет гигантский колокол оставался в литейной яме и поднять его не представлялось возможным. Только в 1834 г. О. Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге, смог при помощи особых лесов и приспособлений поднять колокол и установить его на пьедестал. Колокол украшают рельефные изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, пять икон, памятные надписи и узор из пальмовых листьев.

Второй по размеру колокол отлит в конце XVIII в. в Мингуне, Бирма.

В Упсале, Швеция, есть колокола из стекла, в Дрездене, в Цвингере, и в Майссене (Саксония) — фарфоровые (нем. Glockenspiel), сделанные на Майссенской мануфактуре.

На Западе колокола подвешивают на поворотных балках, связанных с рычагом.

На Руси с XVII в. сложился иной обычай — колокол висит на неподвижной балке, а звук извлекается раскачиванием языка и его ударами о стенку колокола изнутри.

Символика колокола в изобразительном искусстве отчасти основывается на сходстве его формы с небесным сводом, так же как колесо связывается с движением Солнца.

В архитектуре Китая колокольчики прикрепляли к карнизам храмов, они звонили, когда дует ветер. Снабженные магическими триграммами, изображениями драконов, колокола отгоняли злых духов.

В индуистской мифологии колокольчик символизировал женское начало природы.

В христианстве полость и язык колокола — уста и язык проповедника. Колокольчик, прикрепленный к посоху или тау-кресту, — атрибут Св. Антония Великого. Средневековые псалтири украшали миниатюрами с изображением царя Давида, играющего на колоколах (хотя его основной инструмент — арфа). Отсюда представления аллегорической фигуры Музыки (одного из "семи свободных искусств"), ударяющей молоточком по колоколам, подвешенным на раме. Такой инструмент называют карийон (франц. carillon — "перезвон", соотв. русск. трезвон — "тройной звон").


 


 

ЛИРА

 

ЛИРА (греч. lyra, возм., связано с lyperos — "печальный, тоскливый") — один из древнейших музыкальных инструментов.

Согласно древнегреческому мифу, бог Гермес прикрепил к панцирю биссы (черепахи) рога антилопы и натянул между ними четыре струны. Панцирь черепахи служил резонатором звука. Такую лиру называли "хелис" (греч. chelys — "панцирь, черепаха").

Певец Терпандр с Лесбоса играл на семи струнах.

Свою лиру Гермес подарил Аполлону, и с тех пор этот инструмент — эмблема "аполлонических", или изящных, искусств.

С игрой на лире связаны мифы об Амфионе, Арионе и Орфее. В орфических мистериях лира — инструмент человеческой души. Ее корпус — физическое тело; струны — нервы; музыкант — божественный Дух, творящий гармонию. Если природа человека развращена, печальные звуки лиры оборачиваются дисгармонией. Отсюда появление иной разновидности лирыбарбитос (греч. barbitos — "грубый, дикий"), инструмента Дионисийских мистерий, с длинными изогнутыми стойками и небольшим резонатором.

Семиструнная лира символизирует гармонию семи планетных сфер.

Пифагорейцы использовали звуки этого инструмента для математического обоснования гармонических интервалов.

От лиры произошел более сложный инструмент — кифара с деревянным или металлическим корпусом.

Лираатрибут Эрато, музы лирической поэзии (от ее инструмента произошло слово "лирика"), иногда — Терпсихоры.

В Средневековье похожий инструмент именовали "роттой" (ср.-лат. rotta, rota — "круглая", ирл. crott).

Так называемая колесная лира, похожая на виолу (в ней звук извлекается вращением ручки), — инструмент средневековых менестрелей.

Художники Итальянского Возрождения часто изображали прототип виолы — лиру да браччьо (итал. lira da braccio — "ручная лира"), форма которой повлияла на конструкцию гитары, арфы, лютни, цитры и многих других струнных музыкальных инструментов.


 

 


 

ЛЮТНЯ

 

ЛЮТНЯ (через польск. lutnia, из средн.-верх.-нем. lûte, от итал. liuto, из арабск. al’ud — "дерево, древесина") — струнный щипковый музыкальный инструмент восточного, арабского происхождения. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

В Западной Европе лютня появилась после Крестовых походов XII—XIII вв. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.

К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Лютня имеет овальный или миндалевидный деревянный корпус, склеенный из отдельных сегментов и закрытый спереди плоской декой с резонансным отверстием в виде ажурной розетки. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы. Шейка с грифом имеет характерный излом. В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Звук извлекается щипком струн пальцем или плектром.

Паррасио Мишель. Венера, играющая на лютне, и Купидон. После 1550

Похожий инструмент с двумя шейками называется китаррон, или китарроне (итал. chitarrone).

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).

По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Лютня была особенно популярна в эпоху Итальянского Возрождения.

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами.

Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

В композиции "Семи свободных искусств" ее изображали в качестве атрибута аллегорической фигуры Музыки (лат. Musica), а также музы Полигимнии.

Играющими на лютнях показывали Ангелов, звук этого инструмента считался "божественным" (итал. divino).

Лютня — эмблема влюбленных (итал. amorosi), инструмент с порванной струной — символ разлада, несчастной любви.

Иногда с лютней (вместо обычной кифары или лиры) изображаются Аполлон и Орфей.


 


 

ОРГАН

 

ОРГАН (лат. organum от греч. organon — "орудие, инструмент") — духовой клавишный музыкальный инструмент с большой силой звука. Создан Ктесибием из Александрии в III в. до н. э. Мастер взял за образец сирингу (духовой инструмент — многоствольная флейта). Воздух в систему металлических, глиняных или деревянных трубок различной длины поступал из специальной камеры под давлением воды. Отсюда название — гидравлос (греч. hydor — "вода" и aulos — "трубка").

В Древнем Риме использовали орган, приводимый в действие воздушными мехами, на нем играли в театрах и цирках перед началом гладиаторских боев. Изображения таких органов встречаются на античных монетах.

В Византии орган стал инструментом для домашнего музицирования.

С VII в. в Западной Европе орган начали использовать при богослужениях в храмах. На одной из створок знаменитого Гентского алтаря работы братьев фан Эйк один из музицирующих Ангелов изображен играющим на пневматическом органе.

В эпоху Барокко огромные органы, располагавшиеся на хорах у западной стены церкви, превращались в монументальные архитектонические сооружения, украшенные пышной золоченой резьбой и статуями.

Орган стал символом"ангельского концерта", божественной, небесной музыки.

В аллегорических живописных композицияхатрибутом фигуры Музыки. С органом изображали музу Полигимнию, покровительницу высокой, гимнической поэзии.

Орган-портатив (малый, переносной) — атрибут Св. Цецилии, христианской девы-мученицы, покровительницы "небесной музыки".


 

 


 

ПИФФАРО

 

ПИФФАРО (итал. piffaro — "дудка") — итальянский народный духовой музыкальный инструмент, пастушья дудка. Близок античным авлосу, сиринге.

 


 

СИРИНГА


СИРИНГА, СИРИНКС (лат. syrinx, syringa, от греч. syrigx — "трубка") — в древнегреческой мифологии Сиринга — нимфа-гамадриада. Нимфа почитала богиню Артемиду и, подобно ей, хранила девственность. Однажды прекрасную нимфу повстречал Пан, влюбился в нее и стал преследовать. Сиринга бросилась к реке Ладон и упросила своих сестер, наяд, спасти ее. Нимфы реки превратили Сирингу в береговой тростник (поэтому тростник от дуновения издает жалобный звук):

Пану казалось уже, что держит в объятьях Сирингу, —
Но не девический стан, а болотный тростник обнимал он...

(Овидий. "Метаморфозы", 1, 705—706)

Пан сделал из тростника свирель, соединив воском пять (либо семь или девять) трубочек, и назвал этот музыкальный инструмент сирингой. Позднее подобную многоствольную флейту, с которой часто изображали лесное божество, стали называть "флейтой Пана".


Словом "сиринкс" древние греки называли гробницы египетских фараонов Нового Царства, которые начиная со времени фараона Тутмоса I (1538—1525 гг. до н. э.) устраивали в скалах. В гробницы вел длинный потайной коридор, имевший ложные ответвления и изгибы, чтобы сбить с толку грабителей. Древнегреческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.), впервые описавший эти гробницы, нашел в них сходство с устройством пастушеской свирели.


 


 

СИСТР

 

СИСТР (греч. seistron — "погремушка", от seismoo — "встряхиваю"; лат. sistrum) — древнеегипетский музыкальный инструмент.

Вначале представлял собой петлеобразную скобу, сквозь которую пропущены три-четыре металлических стержня. Скобу прикрепляли к длинному жезлу.

Происхождение инструмента связывают с образом богини Хатор, которую представляли в виде священной коровы с рогами, увитыми метелками папируса. Египтяне считали, что умерший в преддверии царства мертвых перебирал такие метелки и создавал звук, будто звонил с просьбой войти. Это представление перенесли на специальный инструмент (др.-егип. sh’m). Когда его несли жрецы, стержни позвякивали от легкого встряхивания.

На бронзовых систрах изображали дважды лик богини Хатор либо маленькую фигурку кошкисимвол богини Бастет. Позднее систр стал культовым инструментом богини Исиды.

Описание египетского систра приводит Плутарх:

"Систр является символом того, что все сущее по необходимости сотрясается и никогда не прекращает круговращения... Рассказывают, что с помощью систров отпугивают и отражают Тифона... К тому же верхняя часть систра кругообразна, и дуга охватывает четыре сотрясаемых предмета; ведь и часть мира, подверженная рождению и смерти, объемлется лунной сферой и все в ней движется и изменяется через четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух. На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом, а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть".

Культ египетских богов Осириса и Исиды распространился в античной Греции, а затем в Риме. Статуи богини Исиды с систром хранятся в Риме, в Капитолийском музее, и в Археологическом музее в Неаполе.


 

 




 

ТИМПАН

 

ТИМПАН (греч. tympanon — "бубен, от tymma — "удар") — древнегреческий музыкальный инструмент восточного происхождения.

Его использовали в оргиастических плясках в честь богини Кибелы.

Так же, как барабан (итал. tamburo, tamburino), бубен, цимбалы, является атрибутом музы комедии и пасторальной поэзии Талии.

В архитектуре тимпаном называют плоскость, внутреннее поле треугольного или лучкового (полукруглого) фронтона.


 

 

 


 

ТРУБА

 

ТРУБА (греч. salpigx, лат. tuba; ср.-лат. trumba, итал. tromba) — духовой музыкальный инструмент, по звучанию самый высокий из группы медных духовых. Один из древнейших. Происходит от охотничьего рога.

В античной мифологии морские существа — тритоны, наяды, гиппокампы — трубят в морские раковины — кохлосы.

КОХЛОС (греч. kochlos — "витая раковина") — один из древнейших музыкальных инструментов. В античности морские раковины использовали вместо рожка или трубы. Поэтому многие мифологические морские существа, например тритоны, изображаются трубящими в раковину кохлос.

Аллегория СлавыСогласно мифу, изобретателем металлической трубы был Гегелей.

Как и другие духовые инструменты: авлос, свирель, флейта, сиринкс, шалмей, издающие резкий и сильный звук, труба была атрибутом дионисийского культа, в странах Востока — военным инструментом.

Предполагают, что длинную металлическую трубу этруски привезли в Италию из стран Востока. Об этом упоминает Вергилий в "Энеиде" (29—19 гг. до н. э.): "Ревом тирренской трубы огласилися неба просторы" (VIII, 526).

В качестве триумфального инструмента трубу, заимствовав ее у этрусков, стали использовать древние римляне.

У аллегорической фигуры Славы могут быть две трубы: длинная (символ доброй славы) и короткая (символ дурной славы).

С трубой изображают музКаллиопу (музу эпической поэзии), Клио (музу истории) и иногда Эвтерпу (музу лирической поэзии).

В трубы трубят Ангелы в день Страшного суда (Откр. 8:1—13).


 

 


 

ШАЛМЕЙ

 

ШАЛМЕЙ (нем. Schalmei, франц. chalemie, итал. ciaramella от греч. kalamos, лат. calamus — "тростник") — духовой музыкальный инструмент, похожий на дудку, продольную флейту.

Согласно древнегреческим мифам, на такой дудке, как и на авлосе, играл сатир Марсий.

Позднейшие разновидности: мюзетт (франц. musette от muse — "дудка"), пиффаро (итал. piffaro).


 

 

 

 


 

ФЛЕЙТА

 

ФЛЕЙТА (из голландск. Fluit, нем. Flöte, итал. Flauto) — "деревянный духовой" музыкальный инструмент.

Прототип флейтыдревнегреческий авлоc (двойная флейта).

У древних римлян — тибия.

Многоствольная флейта, связанная из нескольких трубок тростника различной длины, — пастушеский инструмент, или "флейта Пана".

Согласно древнегреческому мифу, авлос изобрела богиня Афина, флейту изобрел Ардал.

В поздней античности играли и на поперечной флейте, в которой мундштук расположен сбоку, а вдоль трубки сделаны отверстия.

Деревянные поперечные флейты известны в Китае с IX в. до н. э.

В Древней Греции в сопровождении игры на флейте исполняли спондеические мелодии.

СВИРЕЛЬ (др.-русск. свирѣль, от свирати — "свистеть") — духовой инструмент типа продольной флейты. Не путать с "флейтой Пана".


 

 


 

ФОРМИГА

 

ФОРМИГА, ФОРМИКС, ФОРМИНГА (греч. phormiggos, phormigx от phormos — "корзинка") — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Древнейшая разновидность лиры; трех- четырех- или семиструнная лира особо крупного размера с полукруглыми боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. Такой инструмент упоминает Гомер, он известен также по древнегреческим рельефам и росписям.

Согласно мифологической традиции, вначале была изобретена лира, а формига, как и кифара, — позднейшие разновидности.

В V—IV вв. до н. э. крупная и тяжелая формига вытеснялась усовершенствованными формами лиры и кифары.


 

 


 

ЦИМБАЛЫ

 

ЦИМБАЛЫ (лат. cymbalus, греч. kymbalon от kymbos — таз, тарель) — один из древнейших музыкальных ударных инструментов.

В Древней Греции "кимвалы" состояли из двух медных чаш полусферической формы, которыми ударяли друг о друга.

Цимбалы использовали в дионисийских празднествах, вакхических оргиях.

С XVI в. цимбалами стали называть струнный ударный инструмент с деревянным трапециевидным корпусом, на который натянуты струны.


 


 

ЦИСТРА

 

ЦИСТРА (франц. cistre от лат. cista — "ящик, ларец") — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным грушевидным корпусом, имеющим круглое резонаторное отверстие. Считается предшественницей гитары. Цистра известна с XV в., на ней играли, сопровождая пение, майстерзингеры и трубадуры.


 

В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.