Применение туши
В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур. Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки.
Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, которой также разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака. Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент — сажа — химически инертна. Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике сухая кисть.
Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию.
На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской.
Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.
Благодаря свойствам свето- и водостойкости туши она широко применяется для внесения записей в документы (паспорта, военные билеты, дипломы).
Ханецуки — национальная новогодняя японская игра, похожая на бадминтон, в которую играют исключительно девочки прямоугольными деревянными лопатками (хагоита, hagoita) и ярко-оперенным воланом. Волан должен оставаться в воздухе настолько долго, насколько это возможно. Девочке, пропустившей волан, делают на лице отметку тушью.
Тушью выполняют татуировки в домашних условиях. Поверх рисунка, нанесенного тушью на кожу, делаются уколы острой швейной иглой.
Тушь применяется также в микробиологии для образования негативного пятна — тушь позволяет затемнить фон, при этом наблюдение за бактериями облегчается из-за более светлого цвета клеток бактерий. Такая техника применяется чаще всего для получения капсульных пятен, в которых фон представляет собой пятно туши, клетки бактерий окрашиваются в пурпурный или фиолетовый, а вокруг клеток бактерий образуются прозрачные участки.
История туши
В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой, к примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса.
По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году д.н. э.
Гохуа - китайская живопись тушью.
Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски — пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы (в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур, для извлечения 1,5 гр. красящего вещества ему пришлось переработать 12 тыс. моллюсков), потому была запрещена для использования вне пределов императорского дворца.
Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В конце XI века Патриарх Иерусалимской Римско-католический Церкви Ираклий (Eraclius) в своем манускрипте De Coloribus et Artibus Romanorum («О красках и искусствах римлян») предложил несколько способов приготовления туши, в том числе один несложный метод получения туши из сажи, получаемой при сжигании дерева. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.
В состав туши не обязательно входили связующие вещества — в описанном Теофилиусом в 1581 году рецепте приготовления туши отсутствует упоминание о них. В туши, приготовленной таким образом, молекулы углерода находятся в коллоидной связи с уксусом и образуют после высыхания нерастворимый в воде слой, хотя все же связующие вещества (шеллак) в тушь добавлялась практически всегда. В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века.
Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворённость линий, пятен, размывов, дымки. Но какие же краски жизни в черной туши? Выразительные возможности очень многообразны и увлекательны. Именно черная тушь способна играть цветами бирюзового летнего неба, пышной зелени леса, желтой солнечности лимона, красной спокойности заходящего солнца. Оттенки черной туши заставляют мир играть всеми красками так, как если бы это были реальные цвета. Этот эффект создается умелой игрой контраста цвета и тени, обладающего почти электрической жизненностью. Тушь может быть "старой" и "новой", "влажной" и "сухой", "толстой" и "тонкой", "блестящей" и "тусклой". Различные пигментные добавки придают ей те или иные оттенки, и всё это имеет огромное значение для конечного результата. Выбор черно - белой гаммы обуславливается многими причинами:
- Эта гамма нейтральна. Даже в сознании она не имеет особенных характеристик, не имеет ассоциативной связи с реальностью Один цвет помещает изображаемое на один уровень с нашим восприятием, символизируя Единство
- Предметы не отгораживаются визуальной похожестью, полная похожесть недостижима, поэтому предмету дается возможность развиваться в своей сущности, а не быть объектом человеческого взора. Художник не копирует, а пытается понять истину, сущность вещей, которая безразлична к краскам мира. Черно-белый эскиз всегда схематичен, он лишь намек зрителю, в сердце которого рождается ответный образ. "Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка-это птица, а линия - гора".
Перед вами рисунок французского художника Жозефа Парроселя (1646 —1704). Тонкие и уверенные росчерки пера лаконично передают большие формы и мелкие детали, движение в незатейливом сюжете. Впечатление объема, формы достигается не только посредством «живой» линии, но и тоновой красно-коричневой заливкой. Этот рисунок выполнен тушью — пером и кистью.
Доступная и неприхотливая, выразительная и гибкая в технических приемах, тушь и сейчас широко используется художниками в зарисовках, эскизах, оформлении книг, станковых графических произведениях.