ПАЛИ́ТРА (через франц. palette, из итал. paletta, от лат. pala) — приспособление живописца; небольшая тонкая и легкая дощечка прямоугольной или овальной формы, на которой живописец смешивает краски во время работы.
Палитра имеет отверстие для большого пальца руки. В процессе письма художник держит палитру на левой руке, а кисть — в правой. Каждый живописец предпочитает определенное, наиболее удобное ему расположение красок на палитре: либо три основных тона (красный, синий, желтый), белила и черная краска, либо семь тонов хроматической гаммы.
К палитре прикрепляют масленку для разведения красок с помощью масла и растворителя (в масляной технике).
Для масляной живописи палитра обычно делается из дерева; для других видов живописной техники может быть сделана из жести , эмалированного металла , фарфора , фаянса.
В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины , для произведений определенного художника или художественной школы ( синоним такого словоупотребелния — «цветовая гамма»).
Палитра для акварели
Палитра может быть из оргстекла прямоугольной формы, из фанеры - прямоугольной и овальной формы. Выпускаемые палитры имеют следующие размеры (в мм):
497 х 373; 374 х 252; 376 х 228; 376 х 227 и 163 х 169.
Палитра из белого оргстекла применяется для работы акварельными красками, но при этом ее следует покрыть смачивателем № 1 (поверхностно-активной жидкостью-бычьей желчью), который не дает краске скатываться в капли.
При работе акварельными красками удобнее всего пользоваться палитрой, имеющей углубления для разведения красок.
Смешивать краски следует только на палитре, но ни в коем случае не на самих красках, если они в кюветках.
Банку для воды нужно брать побольше, это дает возможность дольше возможность дольше сохранять воду чистой. В воду можно добавлять незначительное количество сахара, что усилит звучание акварельных красок.
Самой простой палитрой для акварели может быть обыкновенная фаянсовая мелкая тарелка. Белизна тарелки (палитры), как и белизна бумаги, позволяет видеть краску на просвет, т. е. такой, какой она будет па бумаге.
На этюдах же удобнее пользоваться металлической палитрой - коробкой, белой изнутри, имеющей углубления для красок.
Пользуясь палитрой, для нахождения нужного цветового тона следует располагать краски в порядке спектра.
Смеси красок составляют в середине палитры или на листе белой плотной бумаги, придерживаясь при этом строгого порядка: определенное место должно быть для зеленых красок, для оранжево-красных, коричневых, сине-фиолетовых.
Белизна и непрозрачность палитры, как и белизна бумаги, не обходима для того, чтобы видеть краску на просвет, т. е. видеть ее такой, какой она будет выглядеть на бумаге. В палитре для акварели должны быть углубления для разведения красок.
Палитры для акварельных красок часто используют и для темперы. Наиболее распространенные размеры палитр для акварели (в мм) 220 х 310 и 340 х 450. Большие палитры удобны для мастерской.
Палитра для масляных красок
Для масляных красок палитры делают деревянные и пластмассовые.
Палитра должна быть удобна и легка. Около отверстия для большого пальца палитра делается более толстой и постепенно утончается к верхнему левому краю. В правый нижний край больших палитр закрепляют свинцовую пластину, служащую противовесом. Такие палитры не утомляют руки, не режут пальца и могут лежать на руке без поддержки.
Деревянные палитры изготовляются из прочной, легкой, хорошо высушенной древесины, главным образом твердых пород (ореха, груши, клена), а также высококачественной фанеры. Деревянные палитры тщательно пропитывают теплой олифой или лаком, нанося пропитку флейцевой кистью. После нанесения пропитки палитру кладут горизонтально на 2-3 дня для проникновения пропитки в дерево. При хорошей пропитке палитра не обезмасливает краски, сохраняя их качество.
По форме палитры бывают овальные, квадратные, прямоугольные и фигурные.
При работе краски кладутся на верхний край палитры, чтобы вся остальная ее поверхность оставалась свободной для смешивания красок.
Смеси составляют в центре палитры, придерживаясь при этом строгого порядка: определенное место должно быть для зелено-синих красок, для оранжево-красных, коричневых, сине-фиолетовых.
Чтобы смеси получались чистыми, палитра всегда должна быть чистой. После работы палитру следует очищать шпателем и вытирать тряпкой. Если палитра запушена, покрыта полузасохшеи краской, ее скоблят ножом, но так, чтобы не срезать дерево.
Когда ножом трудно очистить палитру с засохшей краской, краски размягчают, нагревая их. Для этого на палитру кладут листы бумаги, смоченные керосином или разбавителем № 2 (уайт-спиритом), и зажигают, но следят за тем, чтобы не загорелось дерево. Нагретая краска размягчается и легко счищается шпателем или ножом. Лучше всего нагревать палитру на закрытом огне.
Кроме деревянных палитр, выпускаются палитры из листового оргстекла и полиэтилена.
Палитры из полиэтилена изготовляют главным образом прямогольной формы и выпускают со специальными съемными стаканчиками для работы темперными красками и гуашью, стаканчики могут быть использованы и при работе масляными красками для различных добавок.
Палитры деревянные и из листовой пластмассы изготовляют следающих размеров (в мм): 497 х 373, 374 х 252, 376 х 228, 376x227, 163 х 169.
Известно, что Джорджоне, а после него — Тициан для изображения нагого тела пользовались всего тремя красками: белой, черной и красной и только в последующих лессировках применяли желтую, пурпур и ультрамарин. Старые мастера, как правило, ограничивали смешение красок, чтобы не снижать насыщенность и ясность тона, поэтому пользовались лессировками.
Количество и расположение красок на палитре в значительной степени определяет колорит художественного произведения. Отсюда вторичное значение слова "палитра" — особый цветовой строй, характеризующий творческий метод художника и определяющий особенности произведений его школы.
Например, творчество живописцев Итальянского Возрождения, прежде всего сьенской, умбрийской и тосканской школ, характеризует особая палитра "земляных", минеральных пигментов. Точно так же в древнерусской иконописи преобладают земляные краски: золотистые, охристые, оливково-зеленые тона. Самой дорогой краской был ультрамарин, поэтому его использовали реже (в Средневековье количество использованного ультрамарина заказчик оплачивал отдельно).
Подобно понятию "палитра живописца" существует "геологическая палитра" скульпторов и архитекторов. Так, Микеланжело использовал в одних случаях сахарно-белый, в иных — желтоватый каррарский мрамор. Художники сочетали разноцветный мрамор, красную терракоту и серый камень с раскраской, позолотой и разноцветной майоликой. "Геологическая палитра" Италии в значительной степени способствовала возникновению "инкрустационного стиля" тосканской архитектуры эпохи Возрождения — пестрой мозаики из мелких кусочков белого, синего, желтого, красного, зеленого и черного мрамора. Многие интерьеры классической архитектуры имеют собственную "палитру"; один из самых замечательных примеров — изысканная "палитра мраморов" Орловского зала Мраморного дворца в Петербурге.
|