Технология производства керамических изделий
Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:
- Приготовление шликера;
- Формовка изделия;
- Сушка;
- Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);
- Обжиг.
Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик, буру.
Приготовление шликера
Приготовление шликера идёт в три фазы:
- Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
- В первую фазу добавляется глина;
- Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.
Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)
Участок по приготовлению глазури
Глазури — глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на глиняном черепке слоем толщиной 0,12 — 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.
В состав глазури входит тонко измельчённый циркон, мел, белила. В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.
Формование
Перед формовкой шликер загружается в одну из емкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.
Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объёма шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требующегося объема.
После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).
Ручная обработка изделий
После формования изделия поступают в цех ручной обработки.
После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.
После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.
УТИЛЬНЫЙ ОБЖИГ (от лат. utilis — "полезный, необходимый") — первый грубый обжиг керамических изделий, при котором происходит спекание черепка и он становится водонепроницаемым. Утильный обжиг проводят при температуре от 900 до 1300°c. После этого изделие покрывают ангобами, глазурями или расписывают, и затем следует второй — глазуровочный, или политой, обжиг.
ЛОЩЕНИЕ
Лощатый — блестящий, полированный . Лощение — шлифование шероховатой поверхности (не путать с лещадкой). Наиболее известно лощение керамических изделий. Эта техника существовала с глубокой древности и позволяла заменять более сложное глазурование для придания черепку водонепроницаемости.
Лощение производится трением галькой или косточкой — гладилкой, лощилкой, или лоснилом, — о поверхность предмета с помощью растительного масла, жира, воска или графита. В результате лощения, обычно на гончарном круге, поры в глине закрываются и лощеный сосуд может хорошо удерживать жидкость. После обжига на открытом огне, благодаря впитавшемуся маслу, его поверхность приобретает матово-черный блеск, напоминающий "чернолаковые" античные сосуды или керамику буккеро древних этрусков, где использовались схожие приемы.
Лощение применяется по настоящее время в народных промыслах, например в керамике Дагестана — балхарских и кубачинских изделиях. Аналогичная техника обработки поверхности дерева называется вощением.
|