КИСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
Кисть - инструмент для нанесения на поверхность краски и других жидкостей, выполненный в виде пучка мягких волосков, скреплённых у основания и насаженных на рукоятку.
Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.
Кисть - один из древнейших инструментов, живописцев. При простоте конструкции это весьма совершенный инструмент. В живописной технике бывают, такие задачи, в выполнении которых кисть имеет решающее значение, и подчас удача зависит в значительной мере от качества кисти и от того, насколько художник Хорошо знает и чувствует возможности этого инструмента.
Художественные кисти состоят из трех основных частей:
- волосяного пучка
- металлической обоймы (капсюля)
- деревянной ручки.
Волосяной пучок
Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера.
Это самая главная, рабочая часть кисти.
Универсальных кистей нет, у каждой — свое предназначение.
Обойма
Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов.
Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны.
У качественной кисти она должна быть бесшовной, изготовленной из меди или латуни, покрытой хромом или никелем.
Обойма должна крепко обхватывать ручку и не оставлять пустот внутри.
Еще совсем недавно все кисти в России выпускали из белой жести с запаянным местом соединения. Это приводило к тому, что волос не имел ровной формы, а сама обойма под воздействием воды ржавела.
Для прочности волосяной пучок должен клеиться к ручке, но клеевой состав не должен быть виден.
Ручка
Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...).
Материала лучше дерева для ручки не придумать. Желательно, если это будет дерево твердых лиственных пород, например, береза.
Любая древесина разбухает при воздействии влаги, от этого соединение ручки и обоймы может ослабнуть. Многие производители выходят из положения тем, что красят ручку, предохраняя ее от набухания. Однако большинство художников отдают предпочтение кистям без покрытия.
«Выполнить пожелания художников частично позволяет замена березы на бук» — сообщает нам крупнейший производитель российских кистей — Кировский завод. Бук почти не впитывает воду и меньше пачкается.
В настоящее время производители активно используют пластиковые ручки.
Исходя из того чем Вы будете рисовать (масло, акварель, гуашь), выбирают кисть.
Акварельные кисти
Акварельные кисти оцениваются по трем важным показателям: способности образовывать острый кончик, упругости волосяного пучка, контролю над текучестью краски. Именно степень этих характеристик отделяет настоящие кисти от дешевых подделок.
Данные характеристики могут оказать огромное влияние на конечный результат вашей работы. Например, острый кончик даст возможность нанести краску очень точно. При отрыве кисти от поверхности бумаги, ее пучок должен принять исходную форму, быть готовым к следующему мазку.
Но наиболее важным показателем для всех жидких живописных материалов (водоосновных) является контроль над текучестью краски, которая должна стекать с кисти предсказуемо и в нужной консистенции.
Колонковая кисть - это королева среди акварельных кистей. Колонок - хищный пушной зверек из семейства куньих, в неволе не живет. Его родина - Сибирь, Китай и Корея - регионы с суровыми зимами. Волос колонковых кистей имеет коническую форму, выпирающее "брюшко" посередине длины волоса, которое заостряется до тончайшего изумительного кончика. Помимо этого, пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной кисти с поверхностью, создают капиллярный поток. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с превосходной консистенцией. На рынке художественной продукции существует несколько видов колонковых кистей. Однако, лучшие из волоса колонка - сибирского происхождения. Для изготовления кисти используется волос из хвоста. Унция высококачественного колонкового волоса дороже унции золота. Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета.
Кисть из волоса белки имеет кончик, напоминающий острие рапиры (подобно колонковой кисти), отличные показатели контроля над текучестью (опять же как у колонковой кисти), но низкую эластичность. Высококачественный беличий волос получается от сибирской белки. Беличьи кисти разнообразны в использовании и дешевы в сравнении с колонковыми.
Кисти из пони хороши для гуаши и туши. Обратите внимание: кисти из пони очень мягкие, не собираются в «хвостик». Нужен навык для рисования такими кистями. Для маленьких детей не рекомендуют их покупать.
Кисти из козы жесткие, не имеют вершинки, а потому хорошо работают с клеями и водорастворимыми красками.
Кисти из собаки упруги и хорошо впитывают краску.
Кисти для масла и акрила
Свиная щетина: Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть — для акварели. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик — он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.
Барсук: Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.
Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.
Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.
Революция в производстве синтетических кистей
Совсем недавно синтетические кисти бесконтрольно разбрызгивали краску по поверхности основы. Но времена изменились: на помощь пришло волшебное синтетическое волокно, в основе которого лежат сложные полиэфиры.
Волокно выдувается под давлением и может образовывать кончик, а также обладает вполне удовлетворительной эластичностью.
Самое интересное, оно может быть собрано в пучки различных диаметров для создания капиллярного действия между нитями волокна. В результате - хороший контроль над текучестью.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом — как густым, так и разведенным.
Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.
В течение последних лет, синтетические кисти покорили рынок художественной продукции, так как они превосходны в работе, а цена достаточно умеренная.
О густых красках
Кисти для "тяжелых красок" (таких, как масло или акрил) оцениваются только по одному параметру: чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Упругость волоса - вот что требуют от кистей эти краски. Слегка разведенные, они нуждается в более мягком ворсе. Художники, работающие в масле или акриле, наиболее часто пользуются кистями из свиной щетины, барсучьего и собольего волоса, а также различными синтетическими.
Форма кистей
Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую. Приводим описание самых общих видов:
Круглая кисть
Самая простая форма кисти, которая есть у любого художника. С помощью такой кисти можно получать ровные мазки , варьировать их толщину с помощью нажима. Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые "недоступные" участки картины.
Круглая кисть с наполненной вершинкой
Такую кисть удобно использовать при заливках, а также детализации рисунка. С ее помощью получаются как толстые, так и тонкие линии, в зависимости от нажима.
Круглая кисть с заостренной вершинкой
Эта кисть схожа с предыдущей, но будет полезна тем художникам, кому в работах важна точность и достаточно тонкие линии.
Плоская кисть с короткой выставкой
У такой кисти плоская обойма и короткий волос. Ширина и длина выставки практически равны. Полезна для коротких контролируемых мазков.
Плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.
Плоская кисть со стандартной выставкой
Также, с плоской обоймой, форма пучка более квадратная, углы прямые. Сочетает в себе волоски разной длины для наилучшей маневренности: делайте смелые мазки широкой частью кисти и тонкие ребром кисти.
Плоская усеченная кисть
Используется для точных мазков, а также для линий и кривых типа «серпантин». Ворс делается из щетины или синтетики.
Кисть формы «лещина»
Обладает достоинствами и плоской, и круглой кисти. Отличный выбор для лучшего смешивания цветов.
«Кошачий язык»
Прекрасно подходит для декоративных росписей. Плоская форма позволяет добиться как тонких мазков, так и округлых широких. Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Это - постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.
Веерная кисть
Имеет плоскую обжимку, формирующую веерный пучок. Кисти, выполненные из натуральных материалов пригодятся в создании тонких цветовых переходов; синтетические подойдут для создания различных текстур. Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.
Специальные кисти
Шлиппер
Кисть для длинных прямых линий. Длинный ворс позволяет удерживать большое количество краски. Просто держите кисть без нажима, почти перпендикулярно поверхности, позвольте краске стекать на бумагу.
Мягкая овальная кисть
Такая кисть предназначена для больших заливок, а так же для смачивания листа водой. Мягкий ворс этой кисти предназначен для живописи акварелью.
Флейц
Плоская широкая кисть, которой удобно охватывать большие пространства картины. В зависимости от материала, из которого изготовлен ворс, подходит для различных техник. Синтетический флейц пригодится в покрытии готовых работ лаком.
Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть «шор» дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски - особенно по маслу - для размывки и смягчения контуров.
Плоская кисть с косым краем
Уникальная форма для проведения длинных линий. Такие кисти, как правило, имеют очень короткую ручку для наилучшего контроля кисти в руке.
Трафаретная кисть
Кончик волоса тупой и плоской, как правило, изготавливается из жесткого волоса. Краска наносится вертикальными ударами через трафарет.
Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.
Контурная кисть
Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.
Ретушная кисть
Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.
Шрифтовая кисть
Используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти. Работа с этими кистями требует некоторой практики. Как следует из их названия, они прекрасно подходят для нанесения надписей.
Линейная кисть
Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.
Круглая жесткая кисть
Предназначена для работы над большими картинами, пригодится в декоративной работе.
Необычные кисти
Кажется, их создали специально, чтобы удивлять. В любом случае, если вы любите экспериментировать — вам они должны понравиться!
Выбор кистей
Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно.
Вот еще несколько советов, которые помогут сделать правильный выбор:
- Не покупайте кисти наугад.
- Сначала следует тщательно проверить пучок.
- На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден.
- После этого, попробуйте акварельную кисть в деле. Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания. Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть “подержит” воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения — возможно, понадобится наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности.
- Также при испытании сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться.
- При выборе круглых кистей № 1, № 2, № 3 для прорисовки мелких деталей - так же кисть смачивается и на ладони пробуют нарисовать знак восьмерки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно - волос не топорщиться, собраны в остриё и четко повторяют контуры движения. И обратите внимание, по мере высыхания или расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остается с согнутым острием.
- Общее правило для всех кистей — убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке.
- При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину — много ли в ней волосков с расщепленным кончиком?
- Проведите синтетической кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?
Также надо затронуть размер кисти. В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм. Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется “на глаз” сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.
Мойка кистей
При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки, которые представляют собой коническое ведерко с дырчатым или в виде сетки дном. Это коническое ведерко вставляют в ведерко с налитым керосином.
Для отмывания кистей от краски их трут о сетчатое дно вставленного ведерка. Краска отмывается от кистей и осаждается на дно ведерка с керосином. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней. Размеры кистемойки: диаметр 130 мм, высота 190 мм.
Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене, только не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах. При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть теплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.
Хранение кистей
Запасные кисти следует хранить в сухом месте пересыпанными нафталином, обработанными специальной жидкостью от моли или покрытыми крахмальным клейстером.
КАК СДЕЛАТЬ КИСТЬ!
Многие художники интересуются, как сделать кисти? Главное — иметь необходимые материалы и запастись терпением.
Кисти для работы водяными красками должны быть мягкими и эластичными. Хорошо, если дома вы найдете шерсть хорька, белки или колонка. Для масляных красок нужны жесткие плоские кисти, материалом для которых служит свиной волос — щетина.
Предлагаем один из способов изготовления кистей.
Состриженную шерсть тщательно расчесывают гребнем, удаляя подшерсток, затем связывают нитками в небольшие пучки (в размер нужной кисточки) и замачивают в бензине на 8 — 10 часов для удаления жира с поверхности волос. После этого заготовку проветривают на воздухе в течение суток. Чтобы удалить бензин, каждый пучок заворачивают в бумагу и сушат 8— 10 часов в газовой или электрической печи.
Подготовленный волос для эластичности пересыпают зубным порошком, перевязывают тонкой проволокой, подравнивают и снова просушивают в печи еще 4 часа. Затем заготовку отряхивают от зубного порошка, обрезают, придавая нужную форму.
Мягкие и жесткие кисти изготовляются одинаковым способом, но щетину для жестких кистей предварительно выпрямляют и выравнивают в течение 3 — 4 часов, после чего хорошо просушивают.
Теперь необходимо закрепить кисть на деревянном черенке. Материалом для него служит древесина березы или осины. Палочку обстругивают, придавая ей нужную форму, и ошкуривают. Закрепить кисть на ручке можно с помощью изоляционной ленты или полиэтиленовой трубочки, перетянув для прочности тонкой проволокой.
|