Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 76 гостей онлайн

Мы в контакте


Пигмент - краска - Синие пигменты PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 61
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Пигмент - краска
Виды пигментов
Красные пигменты
Оранжевые пигменты
Желтые пигменты
Зелёные пигменты
Голубые пигменты
Синие пигменты
Фиолетовые пигменты
Белила
Черные пигменты
Все страницы

СИНИЕ ПИГМЕНТЫ

Наиболее распространенная синяя краска, которую использовали еще в античности, — медный купорос (франц. couperose, из ср.-лат. cupri-rosa — "медная роза"), кристаллогидрат сернокислой соли меди. Растворением меди в серной кислоте или обжигом медного колчедана и медной руды можно получить кристаллы синего цвета.

Известна также "сирийская краска", синь, на Руси — синило, или лазорь. Эту синюю краску называли также "крутик" (вероятно, искаженное "индыкъ", от лат. indicum — "индийский"). Привозную краску "индиго" на Руси заменяли местной, которую приготавливали из отвара листьев растения "вайды". Крутик, или синило, использовали в иконописи, фреске, книжной  миниатюре (еще одно название этой краски фарбовник), а также для крашения тканей. В старину синие краски не отделяли от голубых. Самым дорогим из темно-синих пигментов был ультрамарин (соединения серы). Его привозили в Европу из Азии, главным образом через Венецию, эта краска чаще всего встречается в живописи художников венецианской школы XV—XVI вв. Дорогой ультрамарин стремились заменить пигментом на основе кобальтового стекла, соединением глинозема с закисью кобальта (темный кобальт) или искусственным ультрамарином (обжигом без доступа воздуха смеси из каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля).

В начале XIX в. в результате Наполеоновских войн в Европу прекратилось поступление краски "индиго" из Индии. Тогда изобрели синтетическую синюю краску, которую назвали "французской пастелью". Отчасти этой причиной объясняется распространенность в произведениях искусства французского стиля Ампир (прежде всего в красочных тканях) интенсивного темно-синего цвета.


 


АЗУР, АЗУРИТ (через польск. lazur от итал. azurro, франц. azur ) — "медная лазурь", минерал синего цвета, карбонат меди. Иногда встречается в виде кристаллов. Его землистый агрегат ярко-голубой окраски с древности использовался в качестве минерального красителя. В античности его называли киан (синь) либо "скифский киан", "кипрский киан" — по месту добычи. Азурит известен также под названиями "медная синь" или "горная лазурь".


 


АРМЕНИУМ, "АРМЯНСКАЯ КРАСКА" (лат. armenium, armeniacum — "армянская") — под этим названием в античности было известно как минимум два разных красителя. Первый — ультрамарин (краска ярко-синего цвета), добываемый из минерала лазурита, или ляпис-лазури, другое название "армянский камень". Возможно, это — азурит (карбонат меди). Иногда "армянский камень" неверно отождествляют с болюсом, цветной глиной других оттенков. Ляпис-лазурь в Армении не добывали, но привозили из Скифии ("скифский киан"), а через Армению краску доставляли в Грецию и Рим, отсюда и происходит ее латинское название "армениум". Другая "армянская краска" — то же, что сандик, смесь окиси свинца и окиси железа ярко-красного цвета. Добывалась в рудниках Армении, отсюда, по сообщению Страбона, ее название. Позднее название краски связывалось с кармином, красителем, получаемым из кошенили или корня морены, а потом и вообще любой красной краски. Краситель из кошенили добывали и в Араратской долине у берегов Аракса. Отсюда армянское название: "вортан кармир" ("червячок красный").


 


АТРАМЕНТ (лат. atramentum от ater — "черный") — черная краска, чернила. В античности — черная краска, получаемая из медного купороса. Но, возможно, этим словом называли и другие лессировочные краски. Так, по Витрувию, "индийский атрамент" — это синяя краска, то же, что "индийская лазурь", позднее ее стали называть индиго. У древних греков похожая краска халкант (греч. chalkanthos — "цветок меди"), поскольку она представляет собой смесь медного купороса (вещества ярко-синего цвета) и железного купороса (зеленого цвета) — вместе с дубильной кислотой она дает глубокий черный цвет. Другое название такого "атрамента" — мелантерия (от греч. melas — "черный").


 


ИНДИГО (исп. Indigo, от лат. Indicum — "индийский") — краситель интенсивного синего цвета, который привозили в Средние века из Индии, отсюда название. Добывался из листьев тропического растения "индигоноски красильной" (лат. Indigofera tinctoria). Краска местного производства из растения "синильник" (лат. Isatis tinctoria), которое в I—IV вв. разводили в Фаюмском оазисе, была известна и в Египте. Это растение распространено также в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, на Кавказе. В Средневековье культивировалось во Франции и Германии. Отсюда немецкое название "вайда" (Waid). В античной живописи, вероятно, чаще использовали привозную краску из Индии. Отсюда названия: "индийский атрамент", "индийская лазурь". По сообщению Витрувия, индийскую краску достать было трудно, поэтому пользовались и своей ("синильником", или вайдой). Натуральный индиго — темно-синий краситель почти черного цвета. В смеси со свинцовыми белилами дает голубой цвет, с желтой краской зеленый. Индиго несветостоек, поэтому чаще используется в смесях и в качестве цветной подкладки — рефти — под синий ультрамарин. В Индии краситель"индиго" применяли для окрашивания тканей; смешивая с кошенилью, получали насыщенный пурпурный цвет. С XVI в. пигмент "индиго" использовали в живописи маслом, но, выцветая или зеленея со временем, этот краситель навредил многим картинам. С XVII в. в Европу привозили аналогичную краску из Америки (лат. Indigofera argentea). Немецкую "вайду" именовали также "немецкое индиго", или фарбовником. В России — синило, синь — называли кубовой краской (так как использовали для крашения тканей). В начале XIX в. во время наполеоновских войн из-за военных столкновений Англии и Франции поступление краски из Индии прекратилось, тогда же был создан новый краситель — "французская пастель". В акварельной живописи краска индиго несколько прочнее, чем в масляной, но также неустойчива в смесях. В 1897 г. во Франции получен искусственный, синтетический краситель "индиго". Еще одно название искусственной синей краски — лавра (из порт. lavoura — "пахота, обработка, переработка").


 


КИАН (греч. kyanos, лат. cyanus — "синь") — в античности — название различных красителей и материалов ярко-синего и темно-синего (в отличие от лазури) цветов. По легенде, название происходит от имени юноши, который был влюблен в цветок синей окраски (лат. Centaurea cyanus) и сплетал из таких цветков венки. "Египетский киан" — наиболее интенсивная синяя краска, синяя фритта (соединение кремнезема, меди и кальция). Ее приготовляли прокаливанием медной руды, малахита. Из тонко размолотой с водой фритты получали пластичную массу, из которой формовали бусы, амулеты, печати. Затем эти изделия вновь подвергали обжигу. Некоторые специалисты отождествляют "египетский киан" с "египетским фаянсом". До появления этой краски в эпоху IV династии (ок. 2600 г. до н. э.) египтяне пользовались толченым азуритомминералом синего цвета, который добывали на Синае. "Скифский киан", по одной версии, является азуритом, по другой — лазуритом, или ляпис-лазурью. Месторождения того и другого минерала имеются на Кипре, отсюда еще одно название — "кипрский киан".


 


КОБАЛЬТ, КОБОЛЬДЫ (нем. Kobold — "дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам"). Кобальт —металл, окислы которого имеют яркий синий цвет. Название дано в 1735 г. шведским химиком Г. Брандом, которому удалось выделить металл из руды в чистом виде. За свое "упрямство" и "коварство" он назван именем злого духа Кобольда, известного по древним скандинавским сагам. Окись кобальта — единственная минеральная краска, выдерживающая высокую температуру (до 1400°С) и при этом не меняющая свой цвет. Эта способность объясняет распространение окиси кобальта в под глазурной росписи фарфора и фаянса с последующим обжигом. Все другие краски при высокой температуре "выгорают". Поэтому традиционная роспись "синим по белому", по которой легко узнаются классические фарфоровые изделия Китая эпох Сун и Минделфтские фаянсы, изделия Гжели, возникла не из эстетических соображений, а по технологической необходимости. В середине XVI в. кобальт стали использовать в живописи в виде шмальты (порошка синего кобальтового стекла). Но эта краска не получила распространения из-за слабой кроющей способности и непластичности. Сплав окислов кобальта с песком и поташем называют так же, как и железистую синюю краску, — "берлинской лазурью". В 1804 г. разработана синяя кобальтовая краска, а затем зеленая и фиолетовая для масляной живописи.


 


ЛАЗУРИТ, ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ (лат. lapis — "камень") — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду. В Древнем Египте из лазурита делали бусы, амулеты, изображения скарабеев. Непрозрачный темно-синий минерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита, напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана (Афганистан). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Рим из Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал "скифским кианом" (греч. kyanos — "синь"). Плиний Старший называл этот же камень сапфиром: "Сапфиры тоже лазурные, и редко когда они с пурпуром...", в них "золото сверкает точками". Теперь сапфиром именуется прозрачно-синяя разновидность  корунда.  Средневековая форма названия "ляпис-лазурь" произошла от арабского слова lâzavard, которым на Востоке именовали "синеву неба". В современной минералогии ляпис-лазурь отличают от лазулита (греч. lithos — "камень") — фосфата магния, железа и алюминия. "Немецкая", или "швейцарская ляпис-лазурь" — яшма, которой искусственным образом придана пятнистая окраска, напоминающая золотистые блестки настоящей ляпис-лазури. Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи, в иллюминировании манускриптов, но реже других синих красок из-за ее дороговизны. Лазурит добывают также на Памире, в Сибири, на р. Витим и у южной оконечности о. Байкал. Другие месторождения — в Бирме, Южной Америке, Италии и в Калифорнии.  Лазурит хорошо полируется, поэтому его используют в ювелирном искусстве. В Китае из ляпис-лазури делают краску для росписи фарфора. В буддизме лазурит почитается как одна из "семи драгоценных вещей". В Византии из этого камня делали тессеры — кубики для мозаики. В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для "русской мозаики" — облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня. В Исаакиевском соборе в Петербургедве центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.


 


УЛЬТРАМАРИН (нем. Ultramarin, от лат. Ultra — "сверх, более" и marinus — "морской") — группа красок, пигментов натурального и искусственного происхождения. Наиболее известная краска этой группы — синяя, особенно насыщенного тона, отсюда название ("особенно синяя", "цвета моря"). Натуральный ультрамарин состоит из серы, находящейся в коллоидном состоянии (это и обусловливает насыщенность цвета), а также из кремнезема, извести, глинозема,железа, натрия. В зависимости от количественного соотношения компонентов возникает широкая шкала цветовых оттенков: от светло-голубого до темно-фиолетового. Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Пигмент получали измельчением и очищением лазурита, или ляпис-лазури, — синего минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Недаром многие картиныXV—XVI вв. заказчики оплачивали не только по количеству изображенных фигур, но также (отдельной платой) за количество использованного художником ультрамарина. Краску называли "лазоревым", или "ультрамариновым", камнем (нем. Lasursteinblau; франц. outremer Lapis). C 1820-х гг. во Франции с целью удешевления синей краски стали приготовлять искусственные ультрамарины. Наиболее известный рецепт: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После обжига без доступа воздуха получают яркую зеленую краску: зеленый ультрамарин. Если такой пигмент снова подвергнуть обжигу (на этот раз с доступом воздуха и добавлением серы), то получается синий ультрамарин. Более светлые, голубые оттенки возникают, если в подобную смесь добавить гипс, мел или белую глину. Искусственный ультрамарин хуже натурального, но дешев и удобен в соединении с маслами и растворителями. Известен и желтый ультрамарин (противоречивость названия не принимается во внимание). Его получают из хромовокислого бария. Такая краска дает светло-желтый, лимонный тон, более светлый, чем цинковая желтая.


 


ФАРБА, ФАРБОВНИК (др.русск. фарба из нем. Farbe — "цвет, краска") — краска, краситель; фарбовник — краска синего цвета.


 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.