ПЕРО
Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Великие мастера всех поколений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Делакруа, Менцель, Доре, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель и многие другие - оставили нам неповторимые и бесконечно разные образцы перовых рисунков.
Перо является отличной школой воспитания руки и глаза. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером особенно следует рекомендовать молодым художникам как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза.
Четкость линии в перовом рисунке делала его наиболее удобным для графического искусства, и в частности для книжной графики.
Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера прошлого и современного изобразительного искусства.
Для перового рисунка применяются различные виды перьев гусиные, тростниковые, стальные и другие.
Значительно позже, когда появились стальные перья разной твердости, техника перового рисунка получила свое дальнейшее развитие.
Появление «вечной» ручки повлекло к еще большему разнообразию технических приемов перовых рисунков.
Тем не менее стальное перо как инструмент получает наибольшее распространение. Стальные перья бывают разных размеров и разной твердости. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Рисунок можно исполнять перьями разной твердости и размера. Меняя нажим, можно из любого пера извлечь линии разной толщины. Используя в одном и том же рисунке различные приемы перовой техники, добиваются исключительного разнообразия и большой выразительности изображения. Стальное перо дает тонкую, сухую линию; линия же гусиного или тростникового вера отличается мягкостью.
Работу пером можно комбинировать с любой другой техникой рисунка кистью, карандашом.
Существуют разнообразные чернила и тушь, которые можно рекомендовать для работы пером. Особенно хороша тушь во флаконах. Она быстро сохнет и после высыхания не размывается. При работе тушью можно применять и размывку ее кистью, что быстро дает желаемый в рисунке тон. Кроме чёрной, существует тушь и других цветов — коричневая, синяя.
Годен для рисунка пером и бейц (продается в виде порошка и пасты), он дает очень красивый и теплый тон. У старых мастеров, таких, как Тициан, Тьеполо, Рембрандт, бейц был любимым материалом рисунка. Кроме названных материалов, существуют так называемые орешковые чернила, которые обладают своими особыми качествами. Для рисунка пером могут быть использованы также разные по цвету чернила для авторучек. Они имеют несколько холодноватый цветовой оттенок и при размывке в сочетании с обильным наслоением штриха в отдельных местах рисунка дают приятный бархатистый тон.
Пером рекомендуется рисовать на гладкой, хорошо проклеенной, непромокающей, плотной бумаге. На бумаге типа ватман, имеющей шероховатую поверхность, работать пером необычайно трудно. Линии на ней выглядят прерывистыми, свобода движений руки стеснена, но опытный художник все же может ее использовать. Хорошо рисовать на мелованной бумаге, где ошибки иной раз можно исправить, пользуясь лезвием бритвы (художники мало используют эту бумагу из-за блеска и белизны).
Можно рисовать пером и на тонированных бумагах. Линия и штрих, погружаясь в тон бумаги, создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.
Говоря о бумаге, следует помнить, что художнику необходимо пробовать рисовать на всевозможных бумагах, изучать их различные свойства с тем, чтобы при удобном случае умело применять их в своей практической работе. Порою качественные недостатки материалов опытному художнику не мешают в работе.
Линия и штрих перового рисунка должны быть разнообразными, особенно при заполнении больших плоскостей.
Тому, кто занимается книжной графикой или офортом, владеть техникой пера совершенно необходимо. Рисование пером - это прежде всего воспитание верности глаза и профессиональной дисциплины художника.
При работе пером над листом большого формата или длительным рисунком с живой модели требуется определенная последовательность. Наклеив плотную гладкую бумагу на доску и обезжирив ее, надо слегка нанести карандашом линейный рисунок, после чего по нему приступать к работе пером.
Различные задачи перового рисунка определяют собой те или иные приемы ведения рисунка. Примеры различных технических приемов работы пером дают рисунки выдающихся художников.
Для рисования применяются перья металлические, тростниковые, птичьи. Тростниковое перо известно под названием "калам" (используется на Востоке). Вплоть до середины XIX века наиболее распространенными были гусиные перья.
Для рисунка, выполненного пером, характерной является штриховая манера исполнения. Металлическое перо (известное с XIX в.) дает наиболее тонкую и ровную линию. Работы, выполненные тростниковым пером, отличаются энергичным штрихом, весьма разнообразным по характеру; трудности этой техники - в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. К технике тростникового пера иногда приближается техника гусиного пера, но возможности ее более ограниченны. Гусиное перо очень хороший инструмент для деталировки в акварельной живописи.
Пользование гусиным или иным птичьим пером, например индюшачьим, глухариным, вороньим и др., относится к глубочайшей древности, упоминание об этом встречается уже в VII веке нашей эры. Как для письма, так и для рисунка гусиное перо особым образом подготавливали, умело обрезали и оттачивали. Особенно важно было сделать правильный очин и расщеп, для этого существовали специальные расщепные ножи. Для рисунка перо должно было быть с тонким расщепом. Лучшими для работы являются перья из левого крыла, а именно второе, третье и четвертое от края; из правого крыла перья менее удобны для держания в руке. Одним из важных моментов подготовки птичьих перьев к работе было их закаливание. Для этого перья вставляли в песок и нагревали примерно до температуры 60°, после чего они становились более твердыми и пружинистыми. Гусиное перо позволяло при рисовании делать линии самой различной толщины.
Гусиным пером написаны и иллюстрированы книги Древней Руси, которые стали памятниками графического искусства.
Гусиным пером А.С. Пушкин не только написал свои великие произведения, но и создал целую серию портретов в минуты творческих раздумий. По данным исследований, им создано более 50 таких портретных набросков. Кроме того, только с 1820 по 1831 год он нарисовал более 60 графических автопортретов. Это некоторые из них.
В начале XIX века обработка гусиного пера была механизирована, появилась машинка для расщепления пера, но большого распространения она не получила.
Изобретение металлического пера по праву можно причислить к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от гусиного пера к металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности.
Уже в Древнем Риме имелись перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были примерно такими, как сегодня. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они «не списывались» и оставались вечно прочными.
В 1798 году в Англии было изобретено металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги.
В 1818 году в Германии было сделано сильное перо для письма на бумаге.
В 1828 году в Германии же снова было сделано стальное перо и приспособлено к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это приспособление для писания не имело успеха у современников.
Начало массового производства стальных перьев относится к 1852- 1856 годам, когда был налажен выпуск стальной ленты, из которой штамповали перья. Однако стальные перья еще не были похожи на современные они имели форму трубки или цилиндрика со сходящимися краями, образующими посредине щель. Боковые стороны были обрезаны как у гусиного пера.
Лишь в 1628-1829 годах в Англии уже после усовершенствования перья, которые стали более эластичными, быстро приобрели широкую известность. Но техника применения стального пера для рисования и писания была освоена не сразу. Переход от гусиных перьев к стальным был очень длительный. Только в середине 1880-х годов металлическое перо постепенно укореняется в учебной практике, хотя для некоторых некоторых надобностей, а тем более рисунка, гусиное перо сохранило свое значение и до настоящего времени.
В практике рисунка наиболее широкое применение имеют стальные перья. Техника работы пером требует стального гибкого пера, плотной, гладкой, хорошо проклеенной бумаги и туши, легко стекающей с пера. Движение пера по бумаге должно быть свободным. Некоторым неудобством при работе пером является то, что не всякие перья могут передвигаться в любом направлении. Если перо имеет очень острый конец, его движение по бумаге весьма ограничено, особенно трудно работать таким пером на шероховатой бумаге.
Лучшей бумагой для рисунка пером является хорошо проклеенная глянцевая и меловая бумага, а особенно фотобумага, глянцевая и матовая, закрепленная (в темноте) в гипосульфите.
Классическим инструментом для рисования является тростниковое перо. Им рисовали Рембрандт, Боттичелли, Пизанелло, Франс Гальс и многие другие художники. Несмотря на примитивность этого инструмента, оно не утратило своего значения для художников-графиков и рисовальщиков и в настоящее время.
Тростниковое перо обычно делают из камыша, бамбука, а также стеблей зрелой пшеницы и риса. Для того чтобы тростниковое перо было эластично, прочно и не хрупко, лучше всего срезать тростник и камыш поздней осенью, когда он вполне созрел. Достоинство тростникового пера состоит в том, что линия ведется им очень легко и может быть очень широкой. Подготавливают тростниковое перо следующим образом: срезав тростник или камыш, выбирают наиболее прочные его части и острым ножом или бритвой срезают очень косой срез. Затем тростник срезают с обоих боков наподобие обыкновенного стального пера и делают небольшой разрез.
|