ЖЁЛТЫЕ ПИГМЕНТЫ
В античности использовался аурипигмент (от лат. aurum — "золото" и pigmentum — "краска") — пигмент золотистого цвета, получаемый из соединений мышьяка и серы. Этот ядовитый краситель применяли и в Средневековье. При значительном содержании мышьяка он назывался минералом реальгаром (франц. от арабск. réalgar), его добывали в горах Богемии и Венгрии.
Реальгар дает оранжево-красный цвет, близкий красному хрому. В Греции похожий краситель именовали "арреник" (греч. arrenikon — "мужской").
Древние греки получали золотистую краску из бычьих желчных пузырей.
Минерал барий в соединении с солями хромовой кислоты также дает интенсивные минеральные красители лимонно-желтого цвета. Недостатком этих красок является то, что под действием света они могут постепенно перерождаться в зеленые соединения хрома.
Двуокись свинца (пережженные свинцовые белила) дает ярко-желтую краску. На Руси ее называли "блягиль" (через польск. Blajgiel из нем. Bleis — "свинец" и gelb — "желтый"). Иначе — желть (праслав. žьltъ; греч. cholos — "желчь, желчный пузырь").
Желтые красители органического происхождения добываются из бархатного дерева, из травянистого растения — желтой резеды (лат. reseda luteola), высушенные листья которой имеют ярко-желтый цвет. В 1832 г. французский химик М. Э. Шеврёй выделил из этого растения красящее вещество лутеолин. Это вещество растворяется в спирте и используется для окрашивания шелковых и шерстяных тканей.
В 1851 г. получен краситель ауреолин (лат. aureolin — "золотистый"). Он состоит из соединения азотисто-калиевой и азотисто-кобальтовой солей, растворяется в воде и поэтому может быть использован как пигмент масляных красок и в технике акварели. Ауреолин непрочен в соединении с цинковыми белилами, но светостоек в акварели. Другое название этой краски: желтый кобальт (нем. Kobaltgelb).
Желтые тона различных оттенков, от светлых до оранжево-золотистых, дают пигменты из натуральных глин — "земляные краски". Соединение раствора железного купороса с "известковым молоком" под действием воздуха приобретает ярко-желтый цвет. Такую краску называют желтым марсом.
Глинозем в смеси с водной закисью железа также создает желтый цвет.
Различные хромовосвинцовые соли дают яркие лимонно-желтые тона. Живописцы эпохи Северного Возрождения, венецианской и богемской школ обычно использовали свинцово-желтую краску (сернокислый свинец).
В XVII в. чаще применяли свинцово-оловянную либо неаполитанскую желтую(нем. Neapelgelb). Эта краска была известна в Италии еще в XV в. под названиемgiallolino (итал., "желтая цвета льна"). Ее добывали поблизости от Везувия, из вулканических пород, содержащих минерал гётит (окись железа с кварцем). Гётит (нем. Goethit), иначе "игольчатая железная руда", минерал красно-бурого цвета, назван в честь немецкого поэта и естествоиспытателя Й. В. Гёте, давшего его описание. Тон неаполитанской краски мягок, от охристо-золотистого до розоватого; ею обычно писали обнаженное тело — карнацию "телесный цвет".
Искусственным способом неаполитанскую желтую приготавливают из азотно-свинцовой соли и сурьмы. Гидрат окиси железа (гётит) входит в состав охр. С 1809 г. применяется "кассельская желтая" (от наименования немецкого г.Касселя), состоящая из хлористых соединений свинца. Лимонного тона "минеральная желтая" краска получается из соединений серы и окиси ртути.
Краску, близкую по составу неаполитанской желтой, используют в росписи фарфора, фаянса и стекла. Интенсивные лимонно-желтые пигменты производят из солей бария, цинка, свинца, сернистого кадмия, стронция.
Хромовокислый барий называют желтым ультрамарином, он дает светло-лимонный тон, светлее, чем у цинковой желтой. Но эту краску нельзя смешивать с неаполитанской желтой и с кобальтовыми красками.
К органическим красителям относится пигмент, добываемый из высушенных пестиков цветка шафрана (лат. crocus sativus), произрастающего в Средиземноморье, в Испании и на юге Франции. Издавна он применялся в Иране и Армении для окрашивания тканей. Известен также "индийский шафран" интенсивного желтого цвета.
В XIX в. многие органические красители желтого цвета называли английской "викторианской краской", или "фосфином" ("светоносной" от греч. phosphaino — "слепить"). Такие краски экспортировали из Англии. Главный недостаток "виктории" — слабая светостойкость, поэтому с распространением к концу XIX в. анилиновых красителей "английская желтая" применялась реже.
Другие красители: "виктория зеленая" — щавелевая соль (хлористоводородная соль с хлористым цинком) и "виктория синяя" — пигмент, содержащий соль хлористого цинка. Все эти красители разводятся водой при нагревании и применяются для окрашивания шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.
АУРИПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, АРРЕНИК, ОПЕРМЕНТ (лат. auripigmentum от aurum — "золото" и "pigmentum" — краска) — минерал, двусернистый мышьяк золотистого цвета. Название получил в античную эпоху по сходству с цветом золота. Как и сандарак, использовался для получения лимонно-желтой краски. Существовало поверье, что из этого минерала можно добыть настоящее золото. Греческое название арсеникон, или арреник (arsenikon, arrenikon — "мужской"), возможно, связано с этим. Аурипигмент привозили в Грецию и Рим из Персии. Недостаток краски заключается в том, что мышьяк чернеет в соединении со свинцовыми белилами. На Руси эта краска была известна под названием "аврипигмент" или искаженными "урипиментъ, оперментъ, орпиментъ", иначе — желть, каменка, ледцанка. В XVIII в. появилась ее разновидность — реальгар.
АННАГЕЛЬБ, АННАГРЮН (от нем. Anna и gelb — "желтый"; Anna и grün — "зеленый") — разновидность опалового цветного стекла желтого и зеленого оттенков, изготавливающегося с 1742 г. в г. Полубны, Чехия, в качестве бижутерии — имитации полудрагоценных камней. Стекло было изобретено богемским мастером Йозефом Ридлем и названо им в честь жены Анны.
БЕЙГЕЛЬБ (искаж. нем. beigelb — "желтоватый") — желтый цвет, желто-охристая краска, близкая бежевой.
БЕРГГЕЛЬБ (нем. Berggelb от Berg — "гора" и gelb — "желтый") — минеральный краситель желтого цвета.
КРОН (нем. Kron) — общее название красителей, минеральных пигментов на основе соединений хрома. Чаще под этим названием имеется в виду желтый крон, хромово-свинцовая соль. Эта краска обладает хорошей светостойкостью и кроющей способностью. В зависимости от различных добавок получают крон-оранж (светлую оранжевую краску) и крон-рот (нем. rot — "красный"). В смеси с берлинской лазурью желтый крон (нем. Krongelb) дает яркий зеленый цвет. Желтый крон называют иначе "английской желчью", или "английской землей".
МАССИКАТ, МАССИКОТ (франц. Massicot, от лат. Massicus — гора в северо-западной Кампании, ныне Monte Massico) — желтая свинцовая краска, получаемая из руды в этой местности. Позднейшая ассоциация, по сорту красного массийского вина из этой области, — красный цвет.
РАУШГЕЛЬБ (нем. Rauschgelb, от Rausch — "опьянение, упоение" и gelb —"желтый") — желтая краска, интенсивного, насыщенного тона. По химическому составу — двусернистый мышьяк. Ядовита. Отсюда название, появившееся в Средневековье. В античности такая краска известна под названием аурипигмент, или арреник. На Руси — желть, каменка, ледцанка, рахгиль, или ражгиль (искаж. раушгельб). Близкое название — реальгар.
САНДАРАК (греч. sandarake, от др.-инд. candraraga — "имеющий блеск луны") — в античности так называли минерал реальгар (франц., от арабск. realgar) — сернистый, или красный, мышьяк, который встречается в природе в виде кристаллов яркого жёлтого или оранжево-красного цвета. Сандарак использовали для приготовления красителей желтого цвета. Близкий минерал — аурипигмент. Сандараком также называли свинцовый сурик. Древнеримский писатель Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) подробно описывает технологию получения "псимития", или свинцовых белил (лат. psimytion, из греч. psimythion, от psilos — "пустой, голый, бесцветный"), из свинца с уксусом. Прокаливанием свинцовых белил получают вещество пепельного цвета, а пережиганием при высокой температуре —пигмент рыжеватой окраски, который называли сандик (жженые белила). Позднее сандараком по сходству окраски стали называть другое вещество — желтую смолу можжевелового дерева семейства кипарисовых. Из этой смолы перегонкой получают бесцветный спиртовой лак для масляной живописи.
|