НАСЫ́ЩЕННОСТЬ ЦВЕ́ТА — качество чистоты, ясности хроматического (цветового) тона. Определяется отсутствием примесей других тонов. Поэтому более насыщенными являются основные цвета спектра: красный, синий и желтый. Наименее насыщенны ахроматические тона — черный и белый, поэтому они обладают максимальной способностью поглощать тона хроматического ряда. Добавление в цветовой тон черного или белого снижает его насыщенность.
В технике живописи или росписи эквивалентами цветовых тонов являются краски. Следовательно, добавление в ту или иную краску черного либо белого пигмента снижает насыщенность цветового тона, которая в данном случае называется светлотой. Белила увеличивают светлоту тона, но снижают его насыщенность (разбеливают краску), черная краска уменьшает светлоту, но также снижает насыщенность.
Соотношение пигмента и связующего вещества красок меняет насыщенность цвета аналогичным образом. Например, увеличение количества воды в акварели или масла в масляной живописи разбеливает тон, увеличивая его светлоту, снижает насыщенность. Любое смешение красок также снижает насыщенность цвета. Поэтому старые мастера стремились избегать смешения красок, они пользовались чистыми пигментами, а для расширения палитры, получения оттенков применяли многократные лессировки. Подобная техника позволяла сохранять чистоту, сияние красок и насыщенность тона.
В эстетическом смысле насыщенность цветового тона определяет его выразительность, глубину, звучность; в художественном — значительность. Использование черных и белых красок приводит к "глухой живописи", снижению выразительности цвета.
СВЕТОСИ́ЛА — качество материала изобразительного искусства, коррелирующее (соответствующее) насыщенности цвета в природе. Чаще всего этот термин относят к отражающей способности красок и красочного слоя в живописи. В целом светосила красок значительно слабее цвета в природе. Это различие лежит в основе творческого подхода к изображению путем установления необходимого отношения тонов.
|