ЭНКАУСТИКА
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — искусство выжигания — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Использовалась энкаустика в античности с V в. до н. э. По свидетельству Плиния Старшего "писать восковыми красками и вжигать живопись" придумали задолго до того, как эту технику использовали знаменитые греческие живописцы V в. до н. э.: Полигнот, Никанор, Мнесилай, Эласипп, Памфил, Павсий.
Древнегреческие художники писали по деревянным доскам, терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов.
На основе изучения текста Плиния и косвенных свидетельств (весьма туманных) специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике:
- Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — "прожигатель") — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).
- Второй способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.
- Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей.
По одной из гипотез, каутерий и кестр — один и тот же инструмент (с ложечкой или лопаточкой и иглой на концах). Археологи находят бронзовые ящики с отделениями для красок (сохранились остатки воска, смолы и пигментов), бронзовые палочки с ложкообразными и плоскими окончаниями. Такие ящики служили одновременно и жаровней, они имели решетку с угольями для подогрева.
Смесь воска и смолы называли мальтой (греч.maltha — "мягкая"). Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время (известно также, что кестр применяли для росписи миниатюрных изделий из слоновой кости, которые так и называли — кестротами).
После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов). Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски "прижигали", пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V—IV вв. до н. э. Апеллес, Паррасий, Зевксис.
Техника энкаустики прочна и не страдает от атмосферных воздействий, поэтому ее использовали и для наружного декора зданий, однако она трудоемка. Поэтому в поздней античности ее сочетали с темперой. Так, например, знаменитые помпейские росписи выполнены темперой с ганосисом — нанесением поверхностного слоя воска для лучшей сохранности и блеска.
В большинстве фаюмских портретов вэллинистическом Египте (I—III вв. н. э.) энкаустикой выполнены только ликипо темперной подготовке, а относительно поздние портреты — исключительно темперой. В античных источниках встречается упоминание об "энкаустической темпере", или технике"восковой темперы", однако убедительного объяснения этих терминов не существует (возможно, речь идет о работе темперой с прописью отдельных "выпуклых" частей, например лица в портрете, цветным воском).
В любом случае энкаустикой правильно называть только "горячий способ". В результате "прижигания" по завершении работы частички воска, оставшиеся в суспензии с пигментом, растапливаются, закрепляя пигмент с добавленными связующими веществами, и образуют единую блестящую массу.
Скорее всего, на поздних стадиях этой техники применяли многие приемы в разнообразных сочетаниях. Так, в византийских иконах VI—XII вв. использовали энкаустику в сочетании с темперой, смеси восковых и темперных красок. Постепенно трудоемкая энкаустическая техника была вытеснена темперой, а затем, спустя столетия, масляной живописью.
Долгое время считали, что все античные росписи выполнены энкаустикой. Французский археолог и знаток граф де Кейлюс (1692—1765) был убежден, что роспись древнегреческих ваз также сделана в технике энкаустики. Это заблуждение повлияло на неправильное использование термина, в частности Дж. Веджвудом, называвшим свои имитации античных расписных сосудов в цветном фаянсе "энкаустическими".
Наиболее известные образцы энкаустики — так называемые«фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.
Лучшим по прочности является горячий способ античной энкаустики, выполняемый по подогретому основанию. Приемы и материалы античной энкаустики в деталях не вполне известны. Наряду с горячим способом восковой живописи существует и холодный, приближающийся к обычной живописной технике.
Основанием для энкаустики служат сухие мраморы, известняки, асбестоцементные листы, песчаник, плотные туфы, а также механически прочные известковые и цементные штукатурки.
Горячий способ
Утраченный способ горячей античной энкаустики в настоящее время разработан художником В. В. Хвостенко. Чисто отшлифованное сухое основание предварительно покрывают тонким слоем расплавленного чистого воска и проглаживают электрическим утюгом. Излишки воска снимают с поверхности ножом с тонким лезвием (мастихином), не повреждая основания. Под роспись наносят грунтовки (составы 1 и 2) - мягкую или твердую, в зависимости от пористости материала. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, плотные туфы, а также известковые и цементные штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, а мрамор, гранит и прочие твердые породы - твердой.
1 Состав мягкой грунтовки (г):
- цинковые сухие белила - 10;
- пчелиный воск - 6;
- канифоль - 8.
2 Состав твердой грунтовки (г):
- цинковые сухие белила - 15;
- пчелиный воск - 6;
- канифоль - 85.
Способ приготовления: В фарфоровый тигель, установленный на электрическую плитку, помещают канифоль, а после расплавления - воск. Затем состав перемешивают, вводят пигмент и опять тщательно перемешивают.
Наносят грунтовку в горячем состоянии кистью, подогревая ее на электроплитке. Толщина грунтовки должна быть не более 1...3 мм. При неровных и недостаточно гладких поверхностях грунтовочный слой накладывают вторично. Каждый слой грунтовки проглаживают электрическим утюгом до получения совершенно ровной и гладкой поверхности.
Перед росписью готовят картон с рисунком в натуральную величину, детально выполненный масляными красками. Картон устанавливают на место росписи для проверки ее соответствия композиции интерьера помещения и уточнения масштаба. При необходимости в рисунок вносят поправки.
Роспись внутри помещения выполняют по прогретому основанию, для чего используют лампы инфракрасного излучения. Восковые краски (состав 3) для росписи также подогревают на электрической плитке или песчаной бане. Живопись, выполненная по подогретому основанию, не требует оплавления, так как краски плотно ложатся на грунтованную поверхность и хорошо связываются с ней.
Законченную роспись покрывают масляным лаком (состав 5) для внутренних работ, подогревая его до расплавления.
При наружной росписи перед нанесением восковой грунтовки (составы 1 и 2) поверхности также прогревают лампами инфракрасного излучения, снимая излишки грунтовки после остывания. Нагретые до полного расплавления краски (состав 4) накладывают щетинными кистями. Законченную наружную роспись рекомендуется покрывать масляно-восковым лаком (состав 6) щетинными кистями, нагревая лак до расплавления.
3 Состав восковых красок для внутренних работ (г):
Способ приготовления: В фарфоровой посуде расплавляют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают масло льняное, подогретое для обезвоживания до 110 ... 120°С. Состав хорошо перемешивают, после чего вводят пигменты необходимого цвета в соотношении по массе 1: 0,05 (пигмент: связующее).
4 Состав восковых красок для наружных работ (г):
- пчелиный отбеленный воск - 112;
- смола даммара 40;
- сухие пигменты - в зависимости от цвета.
Способ приготовления: Состав готовят так же, как состав 3. Пигменты вводят в связуещее в соотношении 1:0,05 (пигменты: связующее).
При приготовлении восковых составов используют главным образом следующие сухие пигменты: белила цинковые, охру светлую, стронциановую желтую, кадмий красный, английскую красную, краплак, ультрамарин, кобальт светлый, лазурь малярную, сиену жженую и натуральную, зелень изумрудную, слоновую кость.
При приготовлении восковых красок для наружных работ с применением краплака и ультрамарина в связующее дополнительно вводят 50 г. смолы даммара.
5 Состав масляно-воскового лака для внутренних работ (г):
- пчелиный отбеленный воск - 30;
- льняное масло- 6.
Способ приготовления: Воск подогревают до расплавления и вливают льняное масло, предварительно подогретое для обезвоживания до 110 ... 120°С. Состав хорошо перемешивают.
6 Состав масляно-воскового лака для наружных работ (г):
- пчелиный отбеленный воск - 28;
- льняное масло -14.
Способ приготовления: Состав готовят так же, как состав 3.
Холодный способ
Холодный способ восковых росписей применяют только при внутренних отделках. Основанием служат чисто отшлифованные штукатурки, деревянные и каменные поверхности. Роспись выполняют кистями, применяя восковые краски, в том числе и эмульсионные (составы 7, 8 и 9).
7 Состав восковой краски (г):
- пчелиный отбеленный воск - 4;
- смола (мастикс, даммара, элеми) - 4…8;
- очищенный скипидар – 16-24;
- пигменты — до рабочей вязкости.
Способ приготовления: Расплавленный воск растворяют в 8…12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8…12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пастообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники безопасности, исключая возможность воспламенения.
8 Состав восковой краски (г):
- пчелиный отбеленный воск - 6;
- смола даммара - 12;
- очищенный скипидар - 20;
- пигменты - до рабочей вязкости.
Способ приготовления: Состав готовят так же, как и состав 7.
9 Состав восковой краски эмульсионной (г):
- животный клей 40%-ный - 20;
- вводят пигменты,
- пчелиный отбеленный воск - 20;
- смола даммара -40;
- нашатырный спирт 25%-ный - 10;
- вода - 80...100;
- пигменты - до рабочей вязкости.
Способ приготовления: Готовят водный 40%-ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогревают до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного сметанообразного состояния и раз водят водой, вводя ее небольшими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, предварительно затертые на воде до пастообразного состояния.
Эмульсия лучше сохраняется в не разведенном водой состоянии, поэтому готовить ее следует на весь объем работы, а разводить - по мере необходимости.
При росписи поверхностей холодными восковыми составами краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя (составы 7 и 8) и воды (состав 9).
При применении холодных восковых составов не сложно выполнять орнаментальную роспись по прямым трафаретам в несколько цветовых тонов, давая просохнуть каждому предыдущему. Первым наносят основной фон, который служит одновременно и грунтовкой поверхности, а затем выполняют роспись по остальным трафаретам в зависимости от площади, занимаемой тем или иным цветом, и его значения в росписи. Роспись выполняют щетинными кистями.
|