СВЕТЛОТА
СВЕТЛОТНОСТЬ ТОНА, СВЕТЛОТА (от свет) — качественная характеристика тона, которая определяется способностью поверхности предмета отражать световые лучи. Чем выше такая способность и, соответственно, меньше поглощение света, тем выше светлотность. Чем меньше отражение и больше поглощение, тем ниже светлотная характеристика.
В ахроматической (черно-белой) шкале тонов эта закономерность проявляется нагляднее всего: от самого светлого — белого тона до глубокого черного. Белый цвет означает максимальную отражательную способность, черный — наибольшее поглощение света. На этом основываются эстетические качества и символические значения белого и черного тонов.
Светлоту хроматических (цветовых) тонов определить сложнее, и обычно это делают сравнением черно-белой и цветовой шкалы. Самыми светлыми являются желтые и оранжевые тона спектра, красные и зеленые относят к средним, синие и фиолетовые — самые темные. Кроме того, каждый цветовой тон может варьироваться по светлоте изменением его насыщенности, т. е. прибавлением белого или черного. Практически это достигается прибавлением белой или чернойкраски (в акварельной живописи регулируется количеством воды).
Наибольшую светлотную шкалу дают темные тона, наименьшую — светлые. Художник может высветлять или затемнять цветовой тон, но при этом страдает егонасыщенность — качество, выражающее чистоту цветового тона, его ясность, свободу от примесей других тонов. Соединение светлоты и насыщенности обозначается термином яркость.
СВЕТОНО́СНОСТЬ — эстетическое качество тона. Эстетический коррелят ("родственный заменитель") светлоты. Термин употребляется в нескольких значениях. Существуют материалы, от природы светоносные. Они не только хорошо отражают свет, но и несут в себе внутреннее сияние; они "играют светом". Таковы прежде всего материалы, называемые, отчасти за подобную игру, драгоценными: золото, серебро, драгоценные камни, а также сверкающий на солнце белоснежный мрамор или матово-белая слоновая кость.
Кристаллы корунда — ярко-красный рубин, синий сапфир, зелено-голубой аквамарин — создают эффект излучения. Схожие свойства имеют сияющие жемчуг, перламутр.
Светоносность золотых смальт обрела глубокий духовный смысл и символическое значение Божественного света в искусстве мозаики. Такое же значение в искусстве Готики имеют сияющие стекла витражей.
В иконописных ликах светоносность (в духовном смысле) достигается приемами охрения, подбивки, дви́жками; в доли́чном письме — ассисткой.
Светоносные качества материалов рождают поэтические образы.
В живописи светоносность краски можно усилить или ослабить сопоставлением с соседними цветами.
В искусстве фресковой росписи краски "звучат" благодаря мягкому рассеиваниюсвета от известковой поверхности грунта.
В акварели, где яркость и насыщенность тона обычно невелика, светоносностьобеспечивается прозрачностью красочного слоя и краски сияют из-за света, отражаемого бумагой.
АЛЬБЕ́ДО (лат. albedo — "отражение, сверкание" от albios — "белый, светлый") — в физике и астрономии— величина, характеризующая отражательную способность какой-либо поверхности. Определяется отношением количества отраженного света ко всему световому потоку. Альбедо имеют небесные тела, например, показатель альбедо Земли — 0,39, Луны — 0,07. В науке о цвете — колористике — изучается способность материальных тел и различных веществ, в частности красителей, отражать лучи света, поскольку именно эта способность определяет окрашенность, собственный цвет предмета. От величины альбедо зависит яркость, насыщенность, светлота, тепло-холодные и светотеневые отношения и другие колористические свойства. В средневековой христианской эстетике термин "альбедо" обозначал эффект"светоносных", хорошо отражающих свет материалов — золота, стеклянной смальты, драгоценных камней— всего, что может символизировать неизобразимый Божественный свет (см. также ассист). "Альбедо" иногда называли белый цвет мрамора, алебастра, слоновой кости, символизировавший чистоту Девы Марии (см. "башня из слоновой кости"; одеяния Ангелов).
|