ДОПОЛНИ́ТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА́ — цвета спектра, или тона хроматического ряда, которые при оптическом смешении, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются и создают один белый цвет.
При механическом смешении красок, из-за находящихся в них примесей, в тех же случаях получается грязный тон.
Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов (в каждой из названных пар один цвет "теплый", другой "холодный"). Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным.
Другая его разновидность — последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый зеленый. "Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство живописи.
В истории искусства свойства дополнительных цветов и тепло-холодных отношений использовались по-разному и чаще интуитивно, неосознанно. Впервые в качестве принципа использование дополнительных цветов провозглашено французскими импрессионистами, а затем — неоимпрессионистами.
Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики. Независимо от эстетических предпочтений (нравится нам сочетание красного и зеленого или нет), эта гармония связана с тем, что каждая пара дополнительных цветов включает один из так называемых основных тонов спектра (их невозможно получить смешением других тонов): красный, желтый или синий, а другой тон каждой пары является производным от их смешения. Таким образом, в каждой паре есть общий полутон. Красный оптимально сочетается с зеленым, потому что зеленый составлен из "недостающих" к красному двух других основных тонов — желтого и синего. Желтый сочетается с фиолетовым, потому что в фиолетовом находятся еще два основных: красный и синий. Оранжевый состоит из красного и желтого, и потому он по закону одновременного контраста "возникает" рядом с синим. Согласно этой же закономерности гармонизируются и все остальные полу- и четвертьтона́, вплоть до самых тонких оттенков. Отсюда понятия: "хроматическая гамма", темперированный цветовой ряд, — они аналогичны соответствующим понятиям музыкальной гармонии.
|