СВЕТЛО́ТНОСТЬ ТО́НА, СВЕТЛОТА́ (от свет) — качественная характеристика тона, которая определяется способностью поверхности предмета отражать световые лучи. Чем выше такая способность и, соответственно, меньше поглощение света, тем выше светлотность. Чем меньше отражение и больше поглощение, тем ниже светлотная характеристика.
В ахроматической (черно-белой) шкале тонов эта закономерность проявляется нагляднее всего: от самого светлого — белого тона до глубокого черного. Белый цвет означает максимальную отражательную способность, черный — наибольшее поглощение света. На этом основываются эстетические качества и символические значения белого и черного тонов.
Светлоту хроматических (цветовых) тонов определить сложнее, и обычно это делают сравнением черно-белой и цветовой шкалы. Самыми светлыми являются желтые и оранжевые тона спектра, красные и зеленые относят к средним, синие и фиолетовые — самые темные. Кроме того, каждый цветовой тон может варьироваться по светлоте изменением его насыщенности, т. е. прибавлением белого или черного. Практически это достигается прибавлением белой или черной краски (в акварельной живописи регулируется количеством воды).
Наибольшую светлотную шкалу дают темные тона, наименьшую — светлые. Художник может высветлять или затемнять цветовой тон, но при этом страдает его насыщенность — качество, выражающее чистоту цветового тона, его ясность, свободу от примесей других тонов. Соединение светлоты и насыщенности обозначается термином яркость.
СВЕТОНО́СНОСТЬ — эстетическое качество тона. Эстетический коррелят ("родственный заменитель") светлоты. Термин употребляется в нескольких значениях. Существуют материалы, от природы светоносные. Они не только хорошо отражают свет, но и несут в себе внутреннее сияние; они "играют светом". Таковы прежде всего материалы, называемые, отчасти за подобную игру, драгоценными: золото, серебро, драгоценные камни, а также сверкающий на солнце белоснежный мрамор или матово-белая слоновая кость.
Кристаллы корунда — ярко-красный рубин, синий сапфир, зелено-голубой аквамарин — создают эффект излучения. Схожие свойства имеют сияющие жемчуг, перламутр.
Светоносность золотых смальт обрела глубокий духовный смысл и символическое значение Божественного света в искусстве мозаики. Такое же значение в искусстве Готики имеют сияющие стекла витражей.
В иконописных ликах светоносность (в духовном смысле) достигается приемами охрения, подбивки, дви́жками; в доли́чном письме — ассисткой.
Светоносные качества материалов рождают поэтические образы.
В живописи светоносность краски можно усилить или ослабить сопоставлением с соседними цветами.
В искусстве фресковой росписи краски "звучат" благодаря мягкому рассеиванию света от известковой поверхности грунта.
В акварели, где яркость и насыщенность тона обычно невелика, светоносность обеспечивается прозрачностью красочного слоя и краски сияют из-за света, отражаемого бумагой.
|