Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 51 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Равновесие PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Композиция

РАВНОВЕСИЕ

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.


Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.

Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы,
сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» яркое цветное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник добился такого равновесия? Какими средствами
он достиг этого?


«Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов.
Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.
Так же гармонично решено и движение.
Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины, утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности».

Нам бывает порой сложно разобраться в замысле авторов тех или иных произведений. Может быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пятна, увеличивали их размер, насыщали деталями, которые помогали завершить произведение, добиться его равновесия. Что касается программных произведений, то авторы в основном осуществляют свои композиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.


Существуют законы композиции, средства, способствующие созданию гармоничных композиций, различные приемы, использование которых поможет в дальнейшем доработать произведения, упорядочить их структуру, понять значимость классического наследия. Но все это никогда не сможет заменить творческое «я».


Творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом — теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творческого познания — открытия. Если рассмотреть на исторической вертикали развитие того или иного вида искусства, можно обратить внимание, что за творческим взлетом очень часто следует период застоя или даже падения, в процессе которого активно ведется работа по осмыслению предшествующих достижений, создается теоретическая база, выявляются закономерности, которые подготовят следующий подъем.
Но вернемся к законам композиции.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях.

Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.
Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения.

Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным.


Выбор построения или структуры произведения зависит от художественного видения автора, от его желания найти более выразительную композицию для создания конкретного художественного образа.


Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже — в станковой живописи, графике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предельно сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса православного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, которые, как на стержень, насажены на ось. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.


Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлекающей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центричной в ней создается движение. Движение к центру — центростремительное, движение от центра — центробежное. Такой композиционный прием широко применялся и сейчас применяется в декоративно-прикладном искусстве: при росписи керамических блюд, платков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.


Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя надо отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетворенности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной композиции. Использование асимметрии позволяет более активно относиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов — в зависимости от задач, стоящих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить композицию, но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.


Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и непременном условии — равновесии — привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д.


Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.
Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм.

 

Практические задания

Вырежем из бумаги либо кар­тона силуэты геометрических фигур разных форм и разме­ров, например, круг, квадрат, многоугольник. Составим не­сколько вариантов расположе­ния силуэтов на небольших лист­ках. Главная задача -опреде­лить пропорциональные соотно­шения между пространством ли­ста и размером фигуры, выяс­нить впечатление, производимое каждым из вариантов.

Если внимательно посмотреть на схему, можно за­метить, что слишком малая фи­гура в большом пространстве вы­зывает чувство неудобства, неу­ютности, одиночества, а чрез­мерно великая - стесненности. Ощущение тяжести, приземленности - при расположении си­луэта ниже горизонтальной оси листа, а выше ее — чувство легкости, приподнятости. Точное расположение в центре, на перек­рестке осей, создает впечатле­ние уравновешенности, спокой­ствия, и, наконец, фигура, поме­щенная в верхний угол, вызыва­ет желание переместить ее на другое место либо вообще выне­сти за пределы листа, а опущен­ная в нижний угол таит возмож­ности свободного передвижения по всему полю.


А можно ли на основе этих схем выполнить тематическую композицию? Попробуем. Возь­мем несколько листов тонирован­ной тонкой гладкой бумаги, нож­ницы, клей. Вырежем силуэты животных, птиц, насекомых. На листах, передвигая фигурки в разных направлениях, найдем им место. Совсем необязательно следовать схемам, возможны свои решения, но здесь важно по
нять те бесконечные композици­онные резервы, таящиеся в про­стейшем сочетании чистого поля листа и всего-навсего единого «действующего лица». В случае несоответствия пропорций увели­чиваем или уменьшаем силуэт фигуры или пространства листа, добиваясь при этом ощущения устойчивости, уравновешенной композиции.

Добавим еще одну или не­сколько фигур, а также изменим соотношения силуэта и поля бу­маги не только по размерам, но и по тону, например темный лист на светлом или светлый силуэт на темном.

С добавлением к фигурам ли­ний, пятен и с применением раз­личных технических приемов, таких, как аппликация, трафа­рет, тушь, акварель, гуашь, с помощью печатания, а также ки­сти и перьев получим иную гамму состояний, раскрывающих во­ображаемую композицию.

А еще лучший способ овладе­ния азбукой композиции — пе­реход от форм, взятых с нату­ры, к переработке их в простые геометрические силуэты, то есть в условный графический язык.

Как же это делать? Вниматель­но посмотрите на натуру: отбе­рите три-пять предметов, пред­ставьте их в простых геометри­ческих фигурах, вырежьте из картона или бумаги и распо­ложите в формате.

С этой минуты вы превращае­тесь в волшебников, начинаете создавать мир в пространстве ли­ста. Передвигая силуэты, меняя их положение относительно друг к другу -  получаете варианты композиций. Зафиксируйте наи­более интересные в блокноте или тетради. Фигуры по желанию можно расположить в листе на разных дистанциях друг от дру­га вплоть до соприкосновения и даже наложения одного силуэта на другой. И наконец, исполни­те композиции. Наклейте или же закрасьте фигурки акварелью, тушью, гуашью.


Другие эскизы можно соста­вить из элементов природы, ра­стений, трав, цветов, листьев. Фон желательно брать однотон­ным, темным или светлым. Те­мы самые разные: «Лето», «Лесная сказка», «Первый снег», «Вид из окна». Причем главное здесь не сама тема, а ее компо­зиционное воплощение, соот­ветствие поставленной задаче
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.