АКВАРЕЛЬ
Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Основное качество акварели - прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Этим она отличается от масла, темперы, гуаши.
Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро облаков, игру водяных струй, нежность цветочных лепестков. Она вырабатывает зоркость глаза, уверенность и смелость руки, тонкое ощущение прекрасного.
Однако кажущаяся простота и легкость, с какой большие художники создают работы в этой технике, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на бумагу краску - от широкой смелой заливки до точного завершающего мазка.
Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать особенности красок и возможности различных сортов бумаги, которая играет роль света и должна быть максимально белой.
Французский художник Э. Делакруа писал:
«То, что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги».
Свет, пронизывающий нанесенную на белую поверхность краску - даже в самых густых тенях, - создает блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи еще и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков.
Широки возможности акварели — ее краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряженны.
Акварель занимает в изобразительном искусстве особое место, потому что ею можно создавать и живописные и графические произведения — в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Она широко используется для иллюстрирования и украшения книги.
Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель.
Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.
Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи —гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол.
Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения. Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета. Если взять группу теплых цветов, например красных, и сравнить между собой по теплохолодности, то заметно, что и в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее.
Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.
Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, восковые мелки, гелевые чернила.
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Для акварельной живописи удобнее всего металлическая коробка-палитра. Она иногда продается вместе с красками. Внутри эта коробка покрыта белой эмалью, на ней удобно подбирать краски. Прозрачность тона на ней мы воспринимаем так же хорошо, как и на бумаге. Обычно крышка этой коробки открывается на две стороны. Одна из них — плоская — используется для подбора тонов, другая — с углублениями, куда можно наливать воду, — для составления красок. Здесь вы можете развести побольше краски, особенно если вам нужно заполнить однородным тоном большое пространство. Сейчас наибольшей популярностью пользуются пластиковые коробки для акварели белого цвета.
Краски, если они в чашечках, постарайтесь закрепить в коробке на определенных местах, чтобы они при случайном наклоне не выпадали. Для этого хорошо воспользоваться резиновым клеем. Это имеет особое значение, когда художник выходит работать на природу и палитру держит на весу. Кроме того, незакрепленные краски, если они сильно увлажнены (как это бывает в процессе работы), могут прилипнуть к верхней крышке и загрязнить палитру.
Если у вас нет специальной акварельной палитры, изготовьте ее сами из металла или пластмассы. Работая акварелью в тюбиках, можно использовать плоскую тарелку, пластинку из толстого стекла или пластмассы. Под стекло можно подклеить белую бумагу или покрыть обратную сторону белилами.
Если вы пользуетесь бумажной палитрой, следите за тем, чтобы цвет ее совпадал с цветом бумаги, на которой пишете. Но на такой палитре краски быстро впитываются в бумагу, высыхают, их приходится больше расходовать.
Промышленность выпускает специальные этюдники для акварельной живописи, но они не приспособлены для работы на открытом воздухе. Поэтому акварелисты пользуются обычно «этюдниками-мольбертами», предназначенными для работы маслом. Удобство этого этюдника заключается в том, что в его дно снаружи удачно вмонтированы три коленчатые ножки. Они легко и быстро раздвигаются. Можно приспособить для работы на природе и самый обычный этюдник, прикрепив к его нижнему основанию три складные ножки из металла или дерева.
Загрязненная палитра, испорченная кисть, некачественная бумага, неудобное рабочее место не будут способствовать удачам в творческой работе.
История акварели.
Советы по работе акварельными красками.
|