НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК КРАСОТЫ
Человека окружают вещи. Всюду — дома, на улице, на работе. Всякие — посуда, автомобили, станки. Эта «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражает уровень развития общества. В то же время весь предметный мир — от детской игрушки до гигантского промышленного комплекса - влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.
Мы с вами свидетели научно-технической революции. Удивительно ли, что окружают нас в основном вещи, изготовленные на заводах и фабриках громадными партиями и поэтому неотличимые друг от друга. Стандарт. В XX веке весь мир почувствовал, что массовое машинное производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении человека. И люди вновь обратились к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства — рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Рассматривая традиционный хохломской узор — так называемую «травку», мы можем проследить движения кисти художника. На деревянной ложке хорошо видны следы работы мастера. Всякая ложка индивидуальна, непохожа на другую. Форма ее живая, так как родилась, вылупилась именно из этого куска дерева. Ложка была как бы спрятана в нем, и мастер лишь выявил ее форму. Произведение народного искусства всегда сближает человека с живой природой, которой современному человеку подчас так не хватает. Не здесь ли еще одна причина нашего повышенного интереса к народному искусству?
В эпоху широкого межнационального общения усиливается внимание народов друг к другу. Интересует и то, что роднит, и то, что отличает народы, придает каждому неповторимый духовный облик.
И вот вместе с голубой керамикой в наш дом приходит как бы частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости — частица самобытной культуры народов Чукотки. А Хохлома? Разве это не яркий символ России! Да, все это не просто красивые вещи — перед нами многовековая культура народа. Она во всем: в традиционном материале и приемах его обработки, в форме и предназначении предмета, в орнаменте и цветовом строе.
Народное искусство — фундамент национальной культуры. Традиции его складывались веками, любое новаторство проверялось совместным опытом огромного коллектива мастеров. В результате родился изобразительный канон, в котором нашли отражение не только эстетические, но и нравственные представления трудового народа, его национальный характер и миропонимание, фантазия и особое чувство красоты. Народное искусство во всех своих проявлениях: былинах и сказках, песнях и музыке, вышивке и росписи — воспевало лучшие человеческие качества. Все чаще сейчас говорится, что народные художественные промыслы - это своеобразные памятники истории и культуры.
К концу XIX — началу XX века крупное промышленное производство победило кустаря. Народные мастера в условиях капитализма не выдержали конкуренции с машиной. В индустриально развитых странах традиционное искусство стало угасать, многие его очаги заглохли навсегда.
Второе рождение в нашей стране оно пережило с выходом на историческую арену широких народных масс. В 1920 году было принято постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». В последующие годы был возрожден ряд художественных ремесел, народное искусство получило возможности для дальнейшего расцвета. Качественно новый этап открыло принятое в декабре 1974 года постановление «О народных художественных промыслах». В нем говорится:
«Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики».
Восстановлены и успешно развиваются такие уникальные виды народного творчества, как среднеазиатская голубая керамика, пензенская игрушка, грузинская синяя набойка и алванские ковры, узорное ткачество ивановских мастериц, якутские изделия из меха и архангельские — из мореного дерева. В Белоруссии, где во время войны были уничтожены все промыслы, идет их широкое возрождение.
Центральной в народном искусстве стала фигура мастера, художника, у которого свой почерк, своя творческая индивидуальность. Регулярно проводятся выставки их произведений. Большой отряд мастеров — члены Союза художников. Подрастает и достойная смена. При многих промыслах организованы художественные училища, где юноши и девушки овладевают секретами ремесла.
Если вам ближе живопись или графика, скульптура или дизайн, не торопитесь проходить мимо кажущихся вам «простыми» изделий народных мастеров. Вспомните, как любили искусство родного народа А. Венецианов и В. Суриков, В. Васнецов и А. Рябушкин, М. Врубель и Б. Кустодиев. Изучая народное творчество, можно многое понять, многому научиться.
Например, тому, как умело пользоваться выразительными качествами материала. Чтобы камень оставался камнем, дерево — деревом. Народному мастеру свойственно тонкое понимание цвета, его декоративных и эмоциональных качеств. И здесь богатые возможности для постижения живописных решений, применяемых в народном искусстве. Форма изделий проста, но всегда логична и выразительна. Возьмите вятскую игрушку — как торс, юбка и голова просто, даже примитивно сделаны и собраны в фигуру. А в целом образ интересный, типаж очень характерный.
Всегда в народном искусстве подкупают доброта, искренность, непосредственность. И поразительная свобода исполнения! Здесь нет «замученных» вещей. Этой творческой раскрепощенности тоже следует учиться. Она приходит не сразу — через годы упорного труда.
Разнообразен сегодня процесс познания. Об окружающем мире ребенок узнает не только из уст матери и бабушки, из песни и сказки. Очень о многом рассказывают ему телевидение, интернет, книги. Но песня и сказка, краски народных росписей и узоры ковра ему по-прежнему необходимы. И наша общая задача: сохранить все это ради настоящего и будущего.
Если бы мне предложили подобрать эмблему для народного искусства, я выбрал бы только Древо Жизни. Прекрасный этот образ — один из наиболее древних и широко распространенных, причем в разные эпохи и у разных народов. Еще важнее другое. Олицетворяя мирное произрастание всего живого на земле, он глубоко раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта — никогда не прекращающееся развитие.
Замечено — в жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенные технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться — таково требование народа. Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты! За ними не одно поколение безвестных мастеров.
Да, народное искусство всегда в движении. Замечательный исследователь его В. С. Воронов любил сравнивать это движение с ходом плота по широкой реке:
«Словно недвижим... дремлющий плот на воде, но это неверно: он движется и преодолевает тысячеверстные пространства».
И на самом деле! В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но поглядите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей.
Многие мотивы вошли в творчество народа в XVII—XIX веках — источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Однако образы эти становились выражением чисто народного мировоззрения, приобретая нередко даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках изб явно перекликаются с каменными львами усадеб XVIII века. Но смотрите, как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой.
Силы его так велики, что некоторые ремесла выстояли в борьбе с фабрикой. Они стали основой, на которой возрождалось народное творчество в наше время. Однако оно содержит и ряд новых черт. Каковы современные формы его бытования? С одной стороны, еще традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой — развиваются художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Например, хохломская роспись по дереву, богородская резная игрушка. А рядом живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел города и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные росписи Ростова Великого.
Декоративно-прикладное искусство дореволюционной России было по преимуществу крестьянским. Долгое время оно «помнило» о своей связи со старинной сельскохозяйственной обрядностью, было полно отголосков древних земледельческих мифов. Правда, в XIX веке крестьянин часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же по-прежнему признавал за ними силу. Они никогда не воспринимались как устаревшие, были органической частью мировоззрения пахаря, так как выражали причастность к труду и природе.
Верили в старой деревне и в силу доброй магии. Вот один пример. На расписных прялках часто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цветов. Сладкогласная эта птица живет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом забытьи проводят долгие годы... Но отчего не рисовали Гамаюна и Алконоста — птиц, предвещающих несчастье? Красивая прялка была, как правило, свадебным подарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья — жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.
В наши дни подобные представления отошли в прошлое. Древняя символика не исчезла из народного искусства и продолжает играть важную роль. Но магический ореол она утратила. Для сегодняшнего мастера традиционные образы стали прежде всего поэтическими мотивами, сказочными темами, которые он часто сочетает с современной символикой. Художники некоторых промыслов охотно обращаются к темам современности. В то же время они не теряют своей «врожденной» склонности к сказочности, к фантастической разработке многих образов и сюжетов.
Яркая примета нашей эпохи - рождение новых видов народного творчества. Например, таких замечательных художественных явлений, как лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстеры, Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, несут новое сложное содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (можно сказать, что содержание постепенно покидало его). Взять хотя бы разработку миниатюристами тем русской истории или их богатейшую Пушкиниану.
Многие перемены можно понять, только сравнив прежнего ремесленника с народным мастером наших дней. Последний ближе современному художнику. Это образованный, с большим кругозором человек. Подчас он сам пишет статьи и книги — вспомним «Искусство Палеха» Н. Зиновьева. Могло ли быть такое где-нибудь в XVIII веке? Современные мастера показывают свои работы на крупнейших выставках. Известность многих из них простирается далеко за рубежи нашей Родины.
Не значит ли это все, что народное творчество в наши дни перестает быть коллективным? Что вековые традиции утрачивают живительную силу? Что современный мастер волен творить, исходя лишь из собственной фантазии и вкуса? Давайте поразмышляем над этими непростыми вопросами вместе.
Прежде народное искусство было неотделимо от быта, ненужных вещей крестьянин не делал - каждая имела практическое назначение. Сегодня соотношение пользы и красоты в изделии несколько иное. Мы не ткем сами холст, не пьем из ковшей меды. И хохломскую чашу покупаем, как правило, не потому, что она нам нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, необычностью «наряда», изяществом росписи. И всегда особым радостным чувством, которое вызывает орнамент. За великолепную эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения ее прямой функции и ставим на полку как украшение интерьера. Декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.
Хорошо ли это? Прямого разрыва с традицией как будто нет — при желании вещь можно использовать. Она словно хранит воспоминание о службе, которую долго несла. Но ниточка эта столь тонка, что легко может оборваться. Что тогда?
Напомню некоторые неписаные правила — своеобразные законы народного искусства, которым следовали старые мастера.
Первый: форма предмета всегда продиктована его назначением. Поэтому она предельно проста и идеально продумана.
Второй: любая форма — результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфигурацию, таких же размеров деревянный — совершенно другую, медный — тоже свою.
Третий: форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу.
Итак, важнейшие компоненты произведения — материал, форма, декоративное убранство — неразрывно связаны. И форма в этой цепи — центральное звено. А она, как сказано, определяется бытовым назначением изделия. Если не поверять ее вновь и вновь самым простым вопросом: насколько удобно? — тонкая ниточка, о которой мы говорили, порвется...
И тогда на очередной художественной выставке или в магазине сувениров мы встретим вещь, явно перегруженную орнаментом. Взгляните — он существует словно бы отдельно от предмета. Утратив ощущение целого, автор сосредоточил внимание на деталях узора. А это, в свою очередь, привело к дроблению цвета, угасанию колорита. Произведения искусства не получилось... В таких случаях мне вспоминается мой учитель, профессор А. В. Бакушинский. Заказывая в Хохломе или на другом промысле что-либо для музея или выставки, он всегда предупреждал мастеров:
«Делайте как прежде, не перебарщивайте с орнаментом. Пусть форма и узор живут вместе».
Как видите, определенные правила, которым должен следовать каждый, кто называет себя народным мастером, существуют и сегодня. Пусть расширяется его кругозор, усложняется внутренний мир. Все же главное богатство он получил в наследство — это народное понимание красоты. Надо умножить его, насколько хватит сил и способностей, и передать следующим поколениям. Забвение выверенных столетиями эстетических идеалов обернется творческой неудачей. Правда, не всякий и не сразу понимает это, порой на бесплодные поиски уходят долгие годы.
В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. Это понятно: за каждой вещью — будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть — талант и труд многих людей, в идеале целого народа. Национальные представления о красоте, несомненно, отразились в ритмах, пронизывающих русский орнамент. Они неторопливы, плавны, величавы, близки ритмам нашей природы. Может ли сегодняшний мастер, отталкиваясь от более «современных» ритмов -нервных, быстрых, сделать вещь иного строя — мрачную, неприятную для зрителя? В принципе да, это нетрудно. Но к народному искусству она не будет иметь никакого отношения. Самое время сказать, как изменилось в наши дни понятие коллективности этого искусства. Раньше она была стихийным выражением всего крестьянского уклада жизни. Теперь коллективность — сознательное проявление художественного единства мастеров, работающих на одном промысле. Они понимают, что искусство их представляет ценность, и гордятся тем, что входят в число его создателей. Сегодняшние художники вдумчиво изучают наследие старых мастеров, бережно развивают заложенные ими традиции. Они внимательно следят за творчеством своих товарищей и даже зачастую не могут работать вдали от них.
Выходы за пределы традиции всегда вызывают горячие споры в коллективе. В конечном счете именно он решает, как дальше развиваться местному искусству. В середине 1930-х годов некоторые мастера в Мстере начали писать на шкатулках настоящие «картины», очень напоминающие станковые. Это привело к отказу от традиционных приемов росписи и поставило под угрозу самое существование мстерского стиля лаковой миниатюры. И промысел не пошел по такому пути.
Не нужно думать, что традиция — нечто неприкасаемо окаменелое. Сила ее как раз в том, что она постоянно отвечает потребностям жизни и помогает развиться таланту новых поколений. Будь иначе, народное искусство давно превратилось бы в холодную стилизацию, нужную лишь немногим эстетам. Представьте себе, хохломская роспись с ее богатством растительного узора не всегда была такой! Век назад из нее ушла знаменитая «травка» - искусство Хохломы фактически вырождалось. И вот, исходя из более простого орнамента XIX века, здешние мастера в 1930-е годы создали новые орнаментальные формы, развившиеся в великолепное «травное» узорочье, которое мы знаем и любим.
Таких примеров много. Подобные процессы произошли в холмогорской резьбе по кости, в федоскинской лаковой миниатюре, в жостовской росписи подносов, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Удивительно новым и свежим явлением предстает перед нами украинская настенная роспись, нашедшая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о косовской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов.
Народное искусство не знало простой реставрации старых традиций. На их основе создавалось новое декоративно-прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью.
...У Древа Жизни глубокие корни и мощная крона. Оно зеленеет, оно растет в будущее.
К. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
|