ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Деревянную посуду ладили на Руси с незапамятных времен. Ковши и братины, миски и ложки, поставцы и солоницы — веками ел и пил из них русский человек, поминая добрым словом мастеров, что делали эти красивые и нужные вещи. В любом лесном уголке они резали, точили, расписывали...
И все же Хохлома одна! Потому что даже среди необыкновенного разнообразия традиционной русской деревянной посуды хохломская — самая нарядная. Никакая другая не сравнится с ней в праздничном великолепии. Вы, наверно, слышали такое выражение: «Золотая Хохлома» Поглядите, как сверкает сквозь переплетение узора ее вошедшее в поговорку «золото», и согласитесь - правильно называют. Ведь этот жаркий блеск, этот торжественный свет, пронизывающий и омывающий знаменитые хохломские травы, во многом определяет своеобразие здешнего искусства. Веселая, солнечная посуда будто прячет в своих теплых бликах улыбку мастера. Но наряду с радостным земным несет она в себе и иное настроение: торжественное, чинное, преисполненное особого смысла. В этих вещах заключено то «благолепие», которое почиталось на Руси в старину «паче красоты» Выставь такую посуду на стол — и воцарится в доме праздник!
Зарождение искусства Хохломы тесно связано с историей России. В конце XVII века на нижегородской земле стали селиться старообрядцы, скрывавшиеся в лесном Заволжье от гонений. Среди них были и иконописцы, знавшие секрет «золочения» дерева без применения дорогостоящего металла. Фон иконы покрывали порошком серебра, затем слоем олифы при закалке в печи олифа темнела, приобретала янтарный оттенок, и серебряный фон под ней казался золотым. Земли в Заволжье скудные, и переселенцы по примеру местных жителей взялись за посудный промысел. Так и родилась посуда, какой прежде не знали: из дерева, да золотая! Поначалу, правда, «золотили» ее частично, так как серебро тоже было слишком дорого. Но потом стали заменять его оловянным порошком — «полудой», и посуда сплошь становится «золотая» Сегодня используют алюминиевый порошок.
В раскинувшихся по берегам рек Узолы и Керженца деревнях навсегда поселился густой запах олифы. От мала до велика здесь все точили и расписывали посуду, а потом везли на самую большую торговую площадь в Заволжье — в село Хохлому. И хотя там ее только продавали, название перешло на весь промысел. Из Хохломы купцы везли выгодный товар на крупнейшие ярмарки, а оттуда изделия расходились по всей России и даже за границу
Ах, хороша Хохлома! После закалки в печи роспись чудодейственно преображалась: цвета вспыхивали, узор наливался сочными красками и становился таким выразительным, словно в нем потекли настоящие травные соки. Кстати, откуда эти бесконечно разнообразные сказочно-реальные растительные узоры?
Корни орнаментальных традиций Хохломы уходят в травное барокко, распространенное в русском декоративном искусстве XVII века. Раскольники привезли с собой иконы в дорогих окладах, украшенных чеканным или расписным узором, рукописные книги с рисованными заставками, старинные узорные ткани. Отсюда растительный орнамент в своеобразной народной интерпретации переходил в хохломскую роспись. Массовое производство требовало быстроты, и крестьянская кисть упрощала замысловатые узоры. Зато выполняла их проникновенно-лирично, сближая с мотивами родной природы. Так художественные традиции Древней Руси и традиции народного творчества слились в искусстве Хохломы воедино.
Главные виды здешней росписи — «верховая» и «фоновая» - основаны на противоположных приемах использования золотого фона. В первом случае орнамент наносится мазками поверх него. Во втором, наоборот, узор, наведенный контуром, остается золотым, а фон вокруг закрашивают черным или киноварью. К «верховому» письму относится исконная хохломская «травка»: сквозь ее ажурное кружево все изделие сияет золотом! Роспись «под фон» возникла уже в советское время. К ней восходит и распространенная сегодня «Кудрина», заставляющая вспомнить заставки старинных книг.
Искусство Хохломы — типично нижегородское, с преобладанием живописного начала над графическим. Тут, как писал выдающийся исследователь русского народного творчества В. С. Воронов, «кисть приобрела первенствующее значение, она не окрашивает безучастно... ограниченные контуром детали, но самостоятельно ведет, строит и располагает всю красочную архитектонику». Даже держат кисточку хохломские мастера по-особому — так, чтобы она свободно вращалась меж большим и указательным пальцами.
Свободная кистевая техника предопределяет импровизацию. Даже типовую композицию художница распишет по-своему - кисть сама поведет, изменчивыми мазками передавая настроение автора, особенности его манеры. То едва касаясь поверхности, то с легким нажимом кружит она по токарной форме, во вдохновенном ритме меняя цвета классической хохломской гаммы: красный и черный по золоту. С недавних пор стали умеренно вводить зеленый, и желтый. Необычайно живописна ритмическая игра красок!
В конце девятнадцатого столетия промысел пришел в упадок. Дешевая фабричная посуда быстро вытесняла с рынка деревенскую — рукотворную. Стремясь поднять на нее спрос, в искусство Хохломы бесцеремонно пытались внести безжизненный трафарет. «Травка» — «мужицкий рисунок» — почти исчезает с изделий. Лишь на самой дешевой посуде, больше для себя, продолжали писать мастера любимый узор. Именно эта тонкая, но упрямо пульсировавшая жилка подлинного творчества и помогла в 30-е годы возродить уникальное искусство.
О. НЕФЕДОВА
|