БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ
В русской и мировой живописи Борис Михайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вернее, праздничного быта России.
К. Петров-Водкин
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля ( 7 марта ) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Санкт-Петербург) — русский художник.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве, - писал Федор Иванович Шаляпин. - Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой... Все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей... Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической, доблестной».
Кустодиев родился в Астрахани. Семья была небогатая, а после смерти отца и вовсе попала в нужду. Чтобы воспитать, поставить на ноги четверых детей, матери будущего художника приходилось много работать. Шить на заказ, вышивать, играть на рояле в богатых домах.
Мальчик рос наблюдательным. И было на что смотреть - яркие впечатления окружали со всех сторон. Взять, например, красочный быт купца Догадина - семья Кустодиевых снимала скромный флигелек, расположенный во дворе его дома. И на улицах родного города впечатлений хоть отбавляй! Пестрые витрины магазинов, торгующих восточными товарами, яркие вывески натюрмортного и жанрового характера, исполненные мастерами из народа, шумные астраханские базары с толпой инородцев в красочных нарядах, своеобразная живописность праздничных служб в многочисленных церквах и мечетях города, оживленная жизнь пристаней и многое другое.
В семье Кустодиевых любили музыку. Мать, Екатерина Прохоровна, играла на рояле, пела вместе с няней задушевные русские песни. Будущий художник тоже вскоре стал неплохо играть на рояле и петь. Восторженную любовь к музыке Кустодиев сохранил на всю жизнь. Мальчик много читал, и любовь к книге он тоже пронес через годы.
Но главным его увлечением, настоящей страстью было рисование. Увлечение это стало всепоглощающим после того как Боря побывал на выставке передвижников, устроенной в Астрахани в 1887 году. Она заворожила девятилетнего зрителя, в значительной степени определила его судьбу.
Вскоре в Астрахань переселился воспитанник Академии художеств талантливый педагог Павел Алексеевич Власов. Пятнадцатилетний Кустодиев начинает брать у него уроки рисования и живописи. В письмах к сестре он неизменно сообщает:«Теперь все свободное время я употребляю на рисование...» Более двух с половиной лет увлеченных занятий многое дали Кустодиеву. Он овладел первоначальными профессиональными навыками, привык к серьезной работе, без которой не бывает художника.
В 1896 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Через два года его переводят в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Занятия в ней имели огромное значение для Кустодиева. Прославленный учитель высоко ценил дарование молодого художника. Он пригласил его участвовать в работе над грандиозной картиной «Торжественное заседание Государственного совета».
И позже Репин будет пристально следить за творчеством бывшего своего ученика. В 1912 году он так отозвался о художнике:
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность... »
В самом начале века Кустодиев пишет ряд превосходных портретов. Эти работы говорят о пристальном внимании художника к внутреннему миру человека. В то же время молодой Кустодиев стремится сблизить портрет с жанровой картиной, включая в него детали характерной обстановки.
Осенью 1903 года за конкурсную картину «Базар в деревне» Кустодиев был удостоен звания художника и права поездки за границу. Вскоре вместе с семьей он отправляется во Францию. Побывал художник и в Испании, где увлеченно копировал произведения великого Веласкеса. В Париже было написано «Утро» - портрет жены, купающей маленького сына. Утренний свет, льющийся в окно, ласково озаряет их фигуры. Эта картина - проникновенный рассказ о беззаботном детстве, о солнечном утре жизни.
Кустодиев любил изображать детей. Чисто, доверчиво смотрят они на нас с его картин. Работы эти, отмеченные доброй улыбкой художника, отличаются глубоким проникновением в детскую психологию.
Овладев завидным мастерством, получив всеобщее признание как художник прославленной репинской школы, Кустодиев не останавливается на достигнутом. Неустанно, нередко мучительно ищет он свой собственный стиль в искусстве.
В 1915 —1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполненные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ! русского характера - величавое достоинство, цельность и широту натуры, душевную чистоту. Эти картины характеризуют расцвет неповторимого, глубоко национального его творчества, впитавшего задушевную красоту родной природы, декоративность крестьянского искусства, подлинно народные представления о красоте.
Вот прославленная «Масленица» — пленительная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника. С катаньем на расписных санях, с гуляньем под гармошку парней и девчат, с ребячьей игрой, с шумной толпой у балагана и непременной каруселью — широкая русская масленица! Смотрите внимательно — и вы увидите не только изумрудно-зеленое небо и окрашенные заходящим солнцем желто-розовые облака, но и захватывающе красивый отблеск на снегу, на крышах домов, на куполах церквей. Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Но взгляните на веселые румяные лица — люди увлечены гуляньем не скоро еще они соберутся домой, в тепло.
Бодростью, энергией, огромной жизненной силой веет от полотна. Трудно поверить, что создавал его тяжелобольной человек. Да, неизлечимая болезнь позвоночника приковала 38-летнего художника к креслу на колесиках. Для многих, вероятно, это обстоятельство стало бы роковым. Но светлую натуру Кустодиева оно не переменило. Превозмогая себя, создавал художник произведения, которые учили любить жизнь, радоваться ей, как празднику, восхищаться ее вечной красотой!
...Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Горячо откликнувшись на революционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» ряд острых рисунков, бичующих царских сановников, создает несколько значительных произведений, среди которых картины «Манифестация» и «Демонстрация у Путиловского завода». В февральские дни 1917 года художник подолгу наблюдает из окна квартиры за жизнью вскипающей красными флагами улицы. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».
После Великой Октябрьской социалистической революции Кустодиев одним из первых среди ведущих мастеров изобразительного искусства ставит свое творчество на службу победившему трудовому народу.
19 июля 1920 года, в день открытия II конгресса Коминтерна, Кустодиев на предоставленном ему автомобиле объезжает праздничные улицы города. Любуется красочным зрелищем, делает многочисленные зарисовки. Позже он выполнил три рисунка для альбома, посвященного конгрессу, написал большие картины «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна», «Ночной праздник на Неве».
На первой из них - праздничная Дворцовая площадь Ленинграда. Радостные, возбужденные, красными флагами и транспарантами проходят по ней демонстранты. Подобные сюжеты были особенно близки Кустодиеву, влюбленному в яркое многоцветье, горячее бурление жизни. Они давали простор искусству композиции, которым художник владел в совершенстве, позволяли снова и снова изображать радующихся людей. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок. Вот одна из них. У подножия знаменитой колонны, взобравшись на сиденье автомобиля, дирижер руководит хором красноармейцев. Привлеченные пением, сгрудились вокруг люди: одни подпевают, другие слушают, третьи просто так глазеют, но всем интересно, всем весело!.. В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский.
В 1921 году был создан замечательный портрет Шаляпина. Он явился как бы синтезом достижений Кустодиева - портретиста и мастера жанровой картины. Монументальная фигура продавленного артиста дана на фоне яркого масленичного гулянья — этим художник подчеркивает народные истоки могучего таланта певца.
В том же году созданы и 23 акварели «Русские типы» («Русь»). Они составили своеобразную галерею типов уходящей России. Ярких, характерных. С этого времени и до последних дней жизни художник много работает в области графики. Он иллюстрирует детские книги, в том числе о Ленине, создает плакаты, календарные стенки, рисунки на почтовой бумаге.
Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной памятью. С самого раннего детства он умел не только смотреть, но и видеть то, чего не замечают другие. И не только видеть, но и запоминать увиденное на всю жизнь, часто до мельчайших подробностей. Потом он мог «свободно распоряжаться своим материалом, работать легко и свободно без натуры». Подобное «накопление материала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» — эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода.
После революции Кустодиев продолжает творить, постоянно обращаясь к воспоминаниям детства. Он создает радостные, проникнутые светлым чувством произведения, рассказывающие о жизни маленьких приволжских городков. Одновременно художник пишет ряд картин, в которых любование красотой прежнего купеческого быта соседствует с тонкой иронией.
Незадолго до кончины Кустодиев создает одно из самых значительных своих произведений -«Русскую Венеру» (1925—1926). С лукавым вызовом изобразил он здесь русскую женщину — прекрасную, счастливую, задорную. Готовую соперничать со всеми Венерами, известными в мировом искусстве.
Творческий диапазон Кустодиева удивительно широк. Блестящий живописец, он хорошо известен как мастер портрета, жанровой картины и пейзажа, почти всегда обогащенного присутствием человека. Его многочисленные рисунки, книжные иллюстрации, работы в области прикладной графики имеют большую художественную и познавательную ценность. Много и плодотворно работал художник для театра, успешно пробовал силы в монументальном и оформительском искусстве. Нельзя, наконец, не отметить значительную работу в области скульптуры.
В письме своему любимому учителю П. А. Власову, отправленном за год до смерти, Кустодиев писал:
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин...»
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .
Искусство Б. М. Кустодиева всегда будет дорого нашему народу. Обращаясь к его произведениям, мы познаем их огромную художественную силу, вдохновляемся беспредельной любовью художника к Родине, к жизни.
Б. КАПРАЛОВ
|