Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 54 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Борис Михайлович Кустодиев PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Великие художники

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ

 

В русской и мировой живописи Борис Ми­хайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вер­нее, праздничного быта России.

К. Петров-Водкин

Б. М. Кустодиев, автопортретБори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля ( 7 марта ) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Санкт-Петербург) — русский художник.

«Много я знал в жизни интересных, талантли­вых и хороших людей, но если я когда-либо ви­дел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве, - писал Федор Иванович Ша­ляпин. - Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звеня­щая бубенцами и масленой... Все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминани­ям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочно­стью краски в неутомимом его изображении русских людей... Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физиче­ски беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической, доблестной».

Кустодиев родился в Астрахани. Семья была небогатая, а после смерти отца и вовсе попала в нужду. Чтобы воспитать, поставить на ноги четве­рых детей, матери будущего художника прихо­дилось много работать. Шить на заказ, вышивать, играть на рояле в богатых домах.

Мальчик рос наблюдательным. И было на что смотреть - яркие впечатления окружали со всех сторон. Взять, например, красочный быт купца Догадина - семья Кустодиевых снимала скром­ный флигелек, расположенный во дворе его дома. И на улицах родного города впечатлений хоть отбавляй! Пестрые витрины магазинов, торгую­щих восточными товарами, яркие вывески натюрмортного и жанрового характера, исполнен­ные мастерами из народа, шумные астраханские базары с толпой инородцев в красочных нарядах, своеобразная живописность праздничных служб в многочисленных церквах и мечетях города, оживленная жизнь пристаней и многое другое.

В семье Кустодиевых любили музыку. Мать, Екатерина Прохоровна, играла на рояле, пела вместе с няней задушевные русские песни. Бу­дущий художник тоже вскоре стал неплохо иг­рать на рояле и петь. Восторженную любовь к музыке Кустодиев сохранил на всю жизнь. Мальчик много читал, и любовь к книге он то­же пронес через годы.

Но главным его увлечением, настоящей стра­стью было рисование. Увлечение это стало все­поглощающим после того как Боря побывал на выставке передвижников, устроенной в Астраха­ни в 1887 году. Она заворожила девятилетнего зрителя, в значительной степени определила его судьбу.

Вскоре в Астрахань переселился воспитанник Академии художеств талантливый педагог Павел Алексеевич Власов. Пятнадцатилетний Кустодиев начинает брать у него уроки рисования и жи­вописи. В письмах к сестре он неизменно сооб­щает:«Теперь все свободное время я употребляю на рисование...» Более двух с половиной лет увле­ченных занятий многое дали Кустодиеву. Он овладел первоначальными профессиональны­ми навыками, привык к серьезной работе, без которой не бывает художника.

В 1896 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Через два года его пе­реводят в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Занятия в ней имели огромное значение для Ку­стодиева. Прославленный учитель высоко ценил дарование молодого художника. Он пригласил его участвовать в работе над грандиозной карти­ной «Торжественное заседание Государственного совета».

И позже Репин будет пристально следить за творчеством бывшего своего ученика. В 1912 го­ду он так отозвался о художнике:

«На Кусто­диева я возлагаю большие надежды. Он худож­ник, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличитель­ные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная на­циональность... »

В самом начале века Кустодиев пишет ряд превосходных портретов. Эти работы говорят о пристальном внимании художника к внутренне­му миру человека. В то же время молодой Кусто­диев стремится сблизить портрет с жанровой кар­тиной, включая в него детали характерной об­становки.

Б. Кустодиев. Утро. Масло. 1904.

Осенью 1903 года за конкурсную картину «Базар в деревне» Кустодиев был удостоен зва­ния художника и права поездки за границу. Вскоре вместе с семьей он отправляется во Францию. Побывал художник и в Испании, где увлеченно копировал произведения великого Веласкеса. В Париже было написано «Утро» - портрет же­ны, купающей маленького сына. Утренний свет, льющийся в окно, ласково озаряет их фигуры. Эта картина - проникновенный рассказ о беззаботном детстве, о солнечном утре жизни.

Кустодиев любил изображать детей. Чисто, доверчиво смотрят они на нас с его картин. Ра­боты эти, отмеченные доброй улыбкой художни­ка, отличаются глубоким проникновением в дет­скую психологию.

Овладев завидным мастерством, получив все­общее признание как художник прославленной репинской школы, Кустодиев не останавливается на достигнутом. Неустанно, нередко мучительно ищет он свой собственный стиль в искусстве.

В 1915 —1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполнен­ные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ! русского характера - ве­личавое достоинство, цельность и широту нату­ры, душевную чистоту. Эти картины характери­зуют расцвет неповторимого, глубоко националь­ного его творчества, впитавшего задушевную красоту родной природы, декоративность кресть­янского искусства, подлинно народные представ­ления о красоте.

Б.Кустодиев. Масленица. Фрагмент. Масло. 1916

Вот прославленная «Масленица» — пленитель­ная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника. С катаньем на расписных са­нях, с гуляньем под гармошку парней и девчат, с ребячьей игрой, с шумной толпой у балагана и непременной каруселью — широкая русская мас­леница! Смотрите внимательно — и вы увидите не только изумрудно-зеленое небо и окрашенные заходящим солнцем желто-розовые облака, но и захватывающе красивый отблеск на снегу, на крышах домов, на куполах церквей. Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Но взгляните на весе­лые румяные лица — люди увлечены гуляньем не скоро еще они соберутся домой, в тепло.

Бодростью, энергией, огромной жизненной силой веет от полотна. Трудно поверить, что со­здавал его тяжелобольной человек. Да, неизлечи­мая болезнь позвоночника приковала 38-летнего художника к креслу на колесиках. Для многих, вероятно, это обстоятельство стало бы роковым. Но светлую натуру Кустодиева оно не переме­нило. Превозмогая себя, создавал художник про­изведения, которые учили любить жизнь, ра­доваться ей, как празднику, восхищаться ее веч­ной красотой!

...Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Горячо откликнувшись на ре­волюционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская поч­та» ряд острых рисунков, бичующих царских са­новников, создает несколько значительных про­изведений, среди которых картины «Манифеста­ция» и «Демонстрация у Путиловского завода». В февральские дни 1917 года художник подолгу наблюдает из окна квартиры за жизнью вски­пающей красными флагами улицы. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».

После Великой Октябрьской социалистиче­ской революции Кустодиев одним из первых сре­ди ведущих мастеров изобразительного искусства ставит свое творчество на службу победившему трудовому народу.

19 июля 1920 года, в день открытия II конгресса Коминтерна, Кустодиев на предоставленном ему автомобиле объезжает праздничные улицы города. Любуется красочным зрелищем, делает многочисленные зарисовки. Позже он выполнил три рисунка для альбома, посвященного конгрессу, написал большие картины «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна», «Ночной праздник на Неве».

На первой из них - праздничная Дворцовая площадь Ленинграда. Радостные, возбужденные, красными флагами и транспарантами проходят по ней демонстранты. Подобные сюжеты были особенно близки Кустодиеву, влюбленному в яркое многоцветье, горячее бурление жизни. Они давали простор искусству композиции, которым художник владел в совершенстве, позволяли снова и снова изображать радующихся людей. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок. Вот одна из них. У подножия знаменитой колонны, взобравшись на сиденье автомобиля, дирижер руководит хором красноармейцев. Привлеченные пением, сгрудились вокруг люди: одни подпевают, другие слушают, третьи просто так глазеют, но всем интересно, всем весело!.. В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский.

В 1921 году был создан замечательный портрет Шаляпина. Он явился как бы синтезом достижений Кустодиева - портретиста и мастера жанровой картины. Монументальная фигура про­давленного артиста дана на фоне яркого масленичного гулянья — этим художник подчеркивает народные истоки могучего таланта певца.

В том же году созданы и 23 акварели «Русские типы» («Русь»). Они составили своеобразную галерею типов уходящей России. Ярких, характерных. С этого времени и до последних дней жизни художник много работает в области графики. Он иллюстрирует детские книги, в том чис­ле о Ленине, создает плакаты, календарные стен­ки, рисунки на почтовой бумаге.


Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной па­мятью. С самого раннего детства он умел не только смотреть, но и видеть то, чего не замеча­ют другие. И не только видеть, но и запоминать увиденное на всю жизнь, часто до мельчайших подробностей. Потом он мог «свободно распоря­жаться своим материалом, работать легко и сво­бодно без натуры». Подобное «накопление мате­риала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» — эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода.

После революции Кустодиев продолжает тво­рить, постоянно обращаясь к воспоминаниям детства. Он создает радостные, проникнутые свет­лым чувством произведения, рассказывающие о жизни маленьких приволжских городков. Одно­временно художник пишет ряд картин, в кото­рых любование красотой прежнего купеческого быта соседствует с тонкой иронией.

Незадолго до кончины Кустодиев создает од­но из самых значительных своих произведений -«Русскую Венеру» (1925—1926). С лукавым вы­зовом изобразил он здесь русскую женщину — прекрасную, счастливую, задорную. Готовую со­перничать со всеми Венерами, известными в ми­ровом искусстве.

Творческий  диапазон  Кустодиева  удивительно широк. Блестящий живописец, он хорошо из­вестен как мастер портрета, жанровой картины и пейзажа, почти всегда обогащенного присутстви­ем человека. Его многочисленные рисунки, книж­ные иллюстрации, работы в области прикладной графики имеют большую художественную и по­знавательную ценность. Много и плодотворно работал художник для театра, успешно пробовал силы в монументальном и оформительском искусстве. Нельзя, наконец, не отметить значи­тельную работу в области скульптуры.

В письме своему любимому учителю П. А. Власову, отправленном за год до смерти, Кустодиев писал:

«Не знаю, удалось ли мне сде­лать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин...»

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Похоронен на  Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Искусство Б. М. Кустодиева всегда будет до­рого нашему народу. Обращаясь к его произведе­ниям, мы познаем их огромную художественную силу, вдохновляемся беспредельной любовью художника к Родине, к жизни.

Б. КАПРАЛОВ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.