Плывёт утица
С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.
Деревянная посуда — один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм, что изготовленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры. А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные вещи становились явлением подлинного искусства, в котором сказались и неисчерпаемая фантазия русского народа, и его особое понимание красоты.
Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII — уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. Например, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X—XII веков!
Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы — скажем, изображение коней, птиц, солнечных розеток — живут в нем с глубокой древности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколение мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.
Посуда наших предков необыкновенно разнообразна. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки — трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыслом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занимались чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.
Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры — в Московской, Калужской, Тверской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.
В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут — красочная роспись, там — искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.
Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жертвовали в церкви и монастыри. Нередко их преподносили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.
Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-наливки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» — что это? «Прямизной» называли древесину ствола, а «коренные» сосуды выполнялись из мощных корневищ. Крестьянин использовал все, что давала ему природа: в ход шли древесные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа — нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.
Многие столетия верой и правдой служила русскому человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабричная — фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удивительном искусстве наших предков. За редким исключением, мы не знаем имен мастеров — даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам — всем последующим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.
Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архангельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.
Ковш
Ковш — самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составляли цельный ансамбль — главное украшение стола.
Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Северной Двине. Название его — скобкарь — очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северодвинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.
Ковш с изображением конских голов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре — геометрическая розетка — древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плывущей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тысячелетием до нашей эры.
Хлебница
Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Недаром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»
Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черствел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, расписана рукой талантливого крестьянского художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народных мастеров прошлого, имена которых удалось установить.
Солоница-стульчик, солоница-уточка.
Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна — стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древнего княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.
Братина
Название, вероятно, происходит от «братчин» — праздничных застолий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогнутыми краями.
Перед вами одна из самых старых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним — полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядевшись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».
Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представляют даты, тоже иногда встречающиеся. Если ж их нет, то по манере написания букв ученые-палеографы помогают приблизительно датировать предметы. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.
Ендова, кубки
Другой старинный сосуд для напитков — ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточенная на станке. А вот носик-слив мастер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные — от совсем маленьких до ведерных.
Ендова на иллюстрации — едва ли не красивейшая в собрании Государственного Исторического музея, богато украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малыми ковшами, стаканами, чарками кубки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.
Два ставца, две ложки
Ставец - наиболее распространенная посуда для еды — вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служила крышкой, но можно было использовать и каждую половину в отдельности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуальная посуда.
Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа — да еще в серебряной оправе; художественной работы — с росписью или резьбой; с укороченным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удобной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми популярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (теперь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.
О. СТРУГОВА
научный сотрудник Государственного Исторического музея
|