Рисование интерьера
Интерьер - внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения.
Подобрать подходящую для работы натуру несложно, куда труднее найти удачную точку зрения - чтобы интерьер воспринимался содержательным, максимально полно отвечал вашему замыслу. Это может быть квартира, в которой вы живете, зал краеведческого или художественного музея, спортивное помещение, заводской цех, вестибюль метро, фойе кинотеатра, вагон электрички и так далее.
Научитесь компоновать изображение на картинной плоскости, осваивайте правила линейной, воздушной и световой перспективы, законы светотени. Хорошо почувствуете пропорции - отношения длины, высоты, ширины предметов, положение их в пространстве, научитесь передавать фактуру различных материалов - дерева, камня, бумаги, металла, стекла, ткани.
Не обязательно изображать всю внутренность помещения, можно запечатлеть лишь его часть. Хорошо, если в вашем интерьере будут показаны люди, животные, элементы натюрморта. Неплохо придумать интерьер и к какой-нибудь сказке - тут уж придется поработать вашей зрительной памяти, воображению, фантазии!
Желание грамотно нарисовать и написать интерьер должно сочетаться со стремлением добиться образности, выразительности работы, а это возможно лишь в том случае, если Вас это действительно по-настоящему заинтересовало, создало творческий настрой.
Рисуйте карандашом, углем, соусом, цветными мелками, пишите акварелью, маслом, другими материалами.
Низкие сводчатые потолки, железные двери, сундуки с драгоценностями, груда богатого воинского снаряжения. На причудливом троне - страшный старик в короне, с кривым мечом, и юная красавица Василиса Прекрасная. Конечно, сами персонажи необычны, но представьте: В. Васнецов показал их вне стен мрачного Кащеева жилища. Содержательная сторона картины явно проиграла бы. А сейчас оба героя, как им и положено, находятся в атмосфере сказки благодаря фантастическому интерьеру.
Что же такое интерьер? В переводе с французского interieurозначает "внутренность, внутренняя часть". Этим словом называют внутреннее архитектурное пространство, а в декоративно-прикладном искусстве - оформление помещения. Как жанр изобразительного искусства он сложился в Голландии XVII века, после буржуазной революции, которая привела к установлению республики. Художники избавились от основных заказчиков - католической церкви и влиятельных меценатов-феодалов. Теперь их остро интересовала окружающая действительность, человек, его внутренний мир, вдохновляла поэзия повседневности, красота и удобство предметов обихода, уют жилища.
Элементы интерьера можно увидеть в помпейских росписях, в византийских и древнерусских иконах, восточных миниатюрах, старинных японских свитках; начиная с эпохи Возрождения он становится важной частью многих произведений, относящихся к различным жанрам. Взять, например, портрет. Недаром великий Рембрандт писал героев своих полотен в интерьере, где всегда можно создать такое освещение, которое активно помогало бы воплотить внешность, характер, переживания людей, сообщало картинам особую динамичность. И пейзаж, батальный и исторический жанры очень часто сочетаются с интерьером.
Вот полотно, посвященное великому историческому событию. На мраморном полу стоят двое. Солдат в шинели, с котомкой, флягой у пояса, и рабочий в кожанке. Оба с винтовками. Вдали, рядом с пулеметом, сидит боец. Читает газету. Просторно и пусто, но по всем признакам здесь был недавно бой: всюду гильзы, куски штукатурки, на ступенях валяются пулеметная лента, фуражка. Изобрази В. А. Серов героев картины вне стен дворца, и смысл ее был бы неясен. А сейчас, даже не читая подписи, мы догадываемся: "Зимний взят".
Роль, которую отводят художники интерьеру в произведениях на исторические, бытовые, сказочно-мифологические сюжеты, всегда была одной из важнейших. Посмотрите внимательно на картину Жана-Луи Лагрене "Федра, обвиняющая Ипполита перед Тезеем". Живописец ее создавал в период развития классицизма во французской художественной культуре, когда королевская власть нуждалась в поддержке "величественного стиля". События происходят во дворце знаменитого аттического героя - Тезея, который является центром композиции. Вся группа действующих лиц расположена по двум диагоналям и вытянута посреди зала параллельно картинной плоскости. Но как создать подобающую происходящему среду и показать всю сцену в пространстве?
Лагрене избирает для этого интерьер античного дворца, на который мы смотрим фронтально, как бы находясь против входных арок. Все уходящие от зрителя параллельные линии имеют одну точку схода. Они, а также воздушная дымка, создают ощущение пространства. Широкие полосы, украшающие пол, ведут наш взгляд к персонажам картины. Их театральные жесты и позы, сложные складки одежды контрастируют с ясной, подчеркнутой геометричностью помещения. Этим приемом Лагрене усилил впечатление значимости действия. Таким образом, интерьер играет в произведении ответственную роль. Чтобы сделать его убедительным, мастер применил основательные знания линейной перспективы.
"Чистый" интерьер, в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, животных, встречается не так уж часто. Но если он в картине или рисунке главенствует, то такое произведение принято называть интерьером.
В гравюре У. Хогарта из серии "Модный брак" (графическое повторение созданной им же картины) о жизни графской семьи середины XVIII века повествует внутренность помещения, архитектура которого достаточно строга, а убранство богато. С ним как бы вступает в конфликт происходящая сцена, потому что никак не вяжется с тем беспорядком, который учинили молодые хозяева дома. Интерьер потребовал более сложных перспективных построений, чем в полотне Лагрене, поскольку дан под углом к картинной плоскости. Его разворот по диагонали в глубину позволил шире развернуть действие в пространстве - поднимающего стул заспанного слугу, управляющего, потерявшего всякую надежду услышать от графской четы что-либо путное. В гравюре соединились бытовой жанр и интерьер, без которого ее содержание было бы просто непонятным.
Русская интерьерная живопись зародилась в XVIII веке. Ф. Рокотов в картине "Кабинет И. И. Шувалова" стремился рассказать в отличие от многих своих "погрудных портретов" о духовном мире человека с помощью окружающих его вещей. Многие выпускники Академии художеств запечатлели внутреннее пространство архитектурных сооружений. Знание перспективной живописи являлось тогда одним из требований господствовавшего классицизма: сцены героического характера принято было изображать на фоне величественных построек.
В XIX столетии художники старались передать архитектурные памятники как можно точнее, но при этом воплотить образную сущность, окрашенную настроением, которое возникало при их созерцании.
В 20-е годы появился "интимный интерьер" - под влиянием творчества А. Г. Венецианова. Ученики Алексея Гавриловича умели блестяще применить знания законов перспективы и светотени в картинах, написанных непосредственно с натуры в залах, кабинетах, мастерских художников.
Венецианов, искавший вдохновения в окружающей действительности, в среде крестьян, городских низов, иначе говоря - людей низшего сословия, стал родоначальником русского "трудового" интерьера. Вспомните его полотно "Гумно" (1821 - 1823).
Традиции лучших мастеров нашли продолжение в произведениях советских живописцев и графиков, обогативших интерьерный жанр новой тематикой и разнообразными творческими решениями. Картины и рисунки, созданные в результате поездок на комсомольские стройки, изображение заводских цехов, колхозных ферм, жилищ геологов, целинников, строителей БАМа вносят в понятие интерьера новое содержание.
Интерьер требует от художника многого: основательной изобразительной грамоты, способности отыскать такую точку зрения, при которой с наибольшей полнотой и выразительностью выявляются существенные особенности натуры - ведь у любой постройки, даже типовой, свои отличительные черты, которые привносят живущие в ней люди. Выбор освещения - дневного, искусственного, направленного, рассеянного, умение найти и выделить композиционный центр, опустить ненужные детали, передать колористическое состояние, тональные отношения, воздух - всего этого не добиться без знаний, мастерства. Это дает художнику прекрасную возможность утвердить свою авторскую позицию, проявить творческую индивидуальность.
Интерьер может быть педантично сухим, сугубо документальным, и романтически взволнованным. Проникнутым светлой лирикой и беспокойным, тревожным. Он позволяет обращаться к любой технике и любым материалам. В прошлом веке М. Воробьев, К. Ухтомский, Ж. Тома де Томон и многие другие мастера создали великолепные акварели, представляющие большую историческую и художественную ценность. Эти листы поражают мастерством исполнения, ювелирной точностью, с которой написан каждый предмет, умением передать фактуру дерева, камня, стекла, металла.
Изображая внутренность помещения, каждый художник ставит перед собой определенные задачи, отвечающие его замыслам, вкусам, настроению.
Голландский мастер XVII века Эмманюэль де Витте изобразил внутренний вид церкви. Он стремился передать торжественный, внушительный интерьер старинной постройки, мерцание света, глубину теней, красоту разнообразных архитектурных форм.
И как резко отличается от картины Витте с ее тщательной проработкой деталей, превосходным гладким письмом полотно П. И. Петровичева "Дворец Шереметева. Кусково" Не только особой плотностью красочного слоя и хорошо заметными мазками кисти. Петровичев не стремился проштудировать форму и фактуру различных материалов и предметов, составляющих интерьер, и тем более отдельные его подробности - его захватила царящая в зале атмосфера солнца, простора, прозрачного воздуха. Яркие лучи ложатся на пол словно листы золота. Всюду горячие рефлексы, искры бликов, переливы звонких красок. Картина рождает радостное настроение, восхищая талантом, трудолюбием, безупречным вкусом русских крепостных мастеров, создавших замечательное произведение архитектуры.
В отличие от просторной для взора, по-своему этичной работы Петровичева, написанный П. Левченко "Интерьер с роялем" - камерный, интимный. Зашторенные окна, узкое пространство комнаты, силуэты рояля, растений, контрасты света и тени - все вводит в среду, доступную лишь для небольшого круга людей. Ноты, раскрытые на пюпитре, свидетельствуют о том, что хозяин комнаты где-то рядом.
Возможности интерьера велики. Он способен протокольно передать облик реально существующей постройки и родиться в воображении художника, поведать о жизни одного человека и о целой эпохе. Перенести нас в кабинет ученого, мастерскую живописца, заводской цех, вестибюль метро, на борт космического корабля. Работая в жанре интерьера, художник воспевает ту часть окружающей нас рукотворной действительности, без которой люди не могли бы существовать.
А. Алехин,
кандидат искусствоведения
В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорции.
Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.
Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.
В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм, здесь также требуется определенная сумма знаний и навыков, необходимых в искусстве рисования.
При изображении интерьера с натуры очень важно правильно выбрать точку зрения (линию горизонта). От того, насколько удачно выбрана точка зрения, зависит правильное композиционное решение задачи рисунка в целом. Каждый интерьер может быть рассмотрен с разных точек зрения, но здесь важно выбрать наиболее выгодную и выразительную для рисующего группу элементов, составляющих интерьер. Это может быть часть или все помещение, взятое целиком. Выбор линии горизонта может колебаться в значительных пределах. Она либо задается преподавателем, либо выбирается самостоятельно, так, чтобы взгляд свободно охватывал интересующий объект интерьера.
Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, необходимо предварительно выполнить несколько эскизных вариантов рисунка с различных точек зрения. На них изображаются уходящие в глубину основные линии стен, пола, потолка, оконных и дверных проемов. Затем, проверив и уточнив перспективное построение и общие пропорции помещения, намечают различные крупные элементы интерьера в обобщенном виде. Одновременно выполняются эскизы, схемы рисунка и планы изображаемого помещения. При этом определяется точка зрения, картинная плоскость и точка схода, что позволяет лучше разобраться в сложном перспективном построении предметных форм и их расположении в пространстве интерьера. Предварительные варианты эскизов, выполненные с различных точек зрения, дадут возможность выбора лучших композиционных решений для основного рисунка.
Соблюдая последовательность усложнения задач, первые учебные задания по рисунку интерьера следует начинать с угловых с включением в них, подобно натюрморту, не более двух-трех крупных бытовых предметов. Такие объекты ставятся на полу у стены (или у стен) в углу, чтобы создать интерьерную среду. Сюда также могут войти такие элементы интерьера, как окно, дверь, выступы на стене, отопительные системы и т.п. По мере усвоения, последовательно усложняя задачу, постепенно переходят к рисункам более сложных интерьеров.
Производя правильное перспективное построение изображения интерьера, очень важно строго соблюдать пропорциональные отношения частей и целого (стен, пола, потолка с предметами, включенными в интерьер). Уточняются планы расположения предметов, расстояния между ними и их объемные величины.
В перспективном построении изображения пространства интерьера, в отдельных случаях можно применять два горизонта, а следовательно, две точки схода. Это тот случай, когда необходимо показать фронтальную стенку (панно, рельеф, мозаику и т.п.) более масштабно, значимо.
Таким образом, выбрав наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера, приступайте к рисованию. При этом формат бумаги должен быть выбран в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции. Для начала намечают основные линии стен, пола потолка.
Проверив и уточнив их, намечают окна, дверные проемы, балки, конструкции и т.п. Только после этого переходят к рисованию основных крупных предметов, не отвлекаясь на детали. Построив в рисунке основные предметы интерьера, проверив их, следует перейти к уточнению деталей и нанесению легкой светотени. Переходя к светотеневой проработке форм, одновременно выявляют их пространственную глубину. Для этого необходимо сопоставление степени проработанности переднего и дальних планов, что способствует правильной передаче перспективных сокращений и воздушной перспективы. Более четко прорабатывают детали переднего плана. Детали дальнего плана прорабатывают мягче и несколько обобщают. При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы, начиная от простых карандашей, тонированной и простой бумаги до угля, соуса, сангины, туши, и многих других материалов.
|