ЖИВОПИСЬ НА ПЛЕНЭРЕ
Пленэрная живопись родилась под кистью пейзажистов. И это естественно: сам характер жанра требовал выхода художника из мастерской на природу (хотя и сейчас пейзажисты пишут большие картины в мастерской, сверяясь с натурными этюдами). Термин «пленэр» не случайно французского происхождения, ибо именно во Франции родилось в конце прошлого века направление, получившее название «импрессионизм». Созданию этого направления во многом содействовал Клод Моне, которому его учитель, Э. Буден (1824 — 1898), внушал:
«Все, написанное на месте, всегда обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего невозможно добиться в стенах мастерской».
Этой фразой выражена суть пленэра, а без него не было бы импрессионистов. Один из них, Альберт Сислей, говорил:
- Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, чтобы зритель легко мог уловить его... После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа — движение, жизнь... Все должно способствовать этому: форма, цвет, фактура. Но эту жизнь в картину может вдохнуть только взволнованность ее творца... я стою за различную фактуру в одной и той же картине... Ведь солнце, смягчая одни части пейзажа, в то же время усиливает другие, и эти световые эффекты, которые почти материально выражаются в природе, должны быть материально переданы и на полотне. Надо, чтобы предметы изображались в соответствии с их структурой и в особенности, чтобы они были окутаны светом, как в действительности.
Во многих пейзажах импрессионистов изображены на первом плане различные предметы, не говоря уже о жанровых картинах, где мы видим целые натюрморты, характерные для быта различных слоев французского общества. Заслуга импрессионистов в том, что они обратились к различным сторонам действительности, запечатлев образы современников, передав и бурную жизнь большого города, и изменчивые состояния многоликой природы. Что, освободив палитру от музейной черноты, добились небывалой чистоты и свежести красок. Что умели увековечить на полотне последний дрожащий луч солнца, тающую морскую пену, трепет листьев под легким дуновением ветра...
Однако стремление к точности передачи мгновенного зрительного ощущения нередко переходило у импрессионистов в самоцель, в фиксирование случайно схваченных эпизодов окружающего и чисто внешних эффектов, которых так много на пленэре.
Достижения импрессионистов оказали заметное влияние на многих художников. Однако пленэрная живопись была открыта отдельными мастерами значительно раньше. В России еще задолго до импрессионистов первые шаги в ее освоении сделал Сильвестр Щедрин (1791 — 1830).
«Пишу все с натуры,— говорил он,— отчего требуется много времени».
Художник даже большие картины создавал на открытом воздухе, работая по многу сеансов. Пристально изучал натуру, пытаясь найти живописные средства, необходимые для передачи воздуха и света. В конце концов отказался от принятого в академических пейзажах условного коричневого тона и стал передавать яркое, раскаленное солнце Италии не интенсивными золотистыми и розовыми красками, а холодными, серебристыми. «Насилу-то я выбился из этих теплых тонов»,— признавался с облегчением Щедрин, найдя те живописные средства передачи полуденного освещения, которыми большинство художников овладеют лишь много десятилетий спустя.
Очень много сделал для развития пленэрной живописи Алексей Кондратьевич Саврасов. И его ученики И. Левитан и К. Коровин свято, безгранично любили природу. Но если Левитан тяготел к пейзажу-картине, то Коровин предпочитал работу над этюдом, доведенным до ясной завершенности и в то же время сохраняющим свежесть первого впечатления.
«Коровин,— пишет Б. Иогансон,— пришел к своей манере естественно и органично, не заимствуя ее у кого-либо механически... Применять к нему понятие импрессионизма можно только в том смысле, что он старался сорвать очарование, которое в данный момент заключено в пейзаже, натюрморте или в облике изображаемого им человека. И в этом Коровин великий художник, у которого можно многому и многому поучиться...
Один раз показывает мне К. Коровин этюд севастопольской бухты,— вспоминает Борис Владимирович.— Надвигаются сумерки, только что зажглись фонари, появились легкие вечерние тени. «Сколько времени писал, как думаешь?» — спрашивает он. «Сеанса три-четыре»,— говорю я. «Как бы не так — две недели; все было готово через пять сеансов, а вот не мог никак тень от фонаря взять, а без нее не живет, не смотрится этюд -жизни нет... Живопись удивительно точное дело. Все держится на чуть-чуть, не попадешь в чуть-чуть, и ее нет. А почему не попадал правильно, потому что до того старался взять верно, что забыл про вечную истину: не тень нужно брать, а соотношение всех тонов вместе с тенью. То есть смотреть единовременно, не нарушать тончайшей взаимозависимости живописных отношений... Опытный художник все видит одновременно, так же как хороший дирижер слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты».
Не следует отождествлять пленэрную живопись с импрессионистической так же, как думать, что картина, написанная в мастерской, неизбежно теряет качества произведения, созданного на открытом воздухе.
Картина ученика В. Д. Поленова, замечательного живописца А. Е. Архипова (1862 — 1930) «По реке Оке» написана далеко не в импрессионистической манере. Люди, предметы изображены объемно, материально, полновесно. Композиция тщательно продумана, типажи найдены в результате кропотливых поисков, долгой предварительной работы. В ней соединились сразу три жанра: бытовой, пейзаж и натюрморт.
Архипов великолепно передал утреннее состояние, когда дали тонут в ослепительном мареве, яркие солнечные лучи обесцвечивают все, на что падают, и краскам остается гореть и переливаться только в тенях, где буйствуют рефлексы — холодные от неба, горячие от соседних предметов. В этой картине самая что ни на есть пленэрная живопись. В. В. Стасов, хваля Архипова за глубину раскрытия образов крестьян, в то же время отмечал:
«Вся картина писана прямо на солнце, это чувствуется сразу по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению».
Архипов часто говорил своим ученикам, среди которых были К. Ф. Юон, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. В. Моравов, А. А. Пластов, В. В. Мешков, Ф. С. Богородский:
«Поближе к натуре... Учитесь у натуры».
Этого принципа неизменно придерживался современник и ученик Архипова, автор задушевных лирических пейзажей С. Ю. Жуковский (1873 — 1944).
Художник любил уходить с этюдником из дома на рассвете. В поле, на лесных опушках спешил запечатлеть быстро меняющиеся настроения пейзажа, фиксируя основные отношения земли и неба. Откладывал записанные картоны, брал новые. Это приучало точно схватывать явления природы, которые длятся считанные минуты. Жуковский любил изображать одни и те же мотивы при разном освещении, состоянии дня, времени года. Мастером пленэрной живописи был Аркадий Александрович Рылов (1870—1939). Восхищаясь красотой растении, камней, животных, птиц, он мог подолгу рассматривать, например, ствол дерева, утверждая, что чудесный красочный сплав, который виден на коре, не придумает никакая человеческая фантазия и что если его изображать, взяв за основу красочного строя пейзажа, то все остальное, что войдет в пейзаж, должно будет ему подчиниться и тоже будет казаться фантастическим по краскам, необычным.
- А знаете что,— говорил по этому поводу Рылов,— впервые я подобное явление увидел на этюде Александра Иванова - камни около берега реки. Весь этюд, а камни особенно, разобраны во всю силу сложной и красивой многоцветности. До него так никто не видел. Каждый камень имеет свой облик. Каждый камень по цветам один от другого рознится. А вода около камней! Все наблюдено с большой любовью. Большая правда в этом этюде, почему он и запоминается. С такой же неповторимой выразительностью Иванов изображал богатую листву деревьев, могучие стволы и сложную паутину ветвей. Каждое изображение дерева — это история его жизни. От природы он брал ее неповторимую красоту, глубокую и своеобразную. Он и человека впервые поставил на солнечный свет. Он изучал освещение при любых условиях. Этот путь, им указанный, обогатил живописные возможности художника. Вот кто наш учитель.
Если вы решили стать художником, как можно больше пишите на открытом воздухе. Пленэр облагородит вашу палитру, очистит и оживит ее. Задумав композицию, ясно представьте место действия, в помещении ли оно происходит или под открытым небом, в какое время дня и года, в какую погоду — все это, как мы уже отмечали, сильно влияет на характер живописи, на степень выразительности образов.
Однако не думайте, что настоящая живопись только пленэрная. Если бы это было так, то пришлось бы исключить из числа живописцев Леонардо да Винчи, Рембрандта, Делакруа, В. Перова и многих других мастеров разных стран и эпох.
Нередко художник сознательно отказывается от пленэрной живописи, хотя действие его картины происходит на открытом воздухе, желая сосредоточить внимание зрителей на материальности, плотности, весомости форм, первозданности цвета, не завуалированного многочисленными бликами и рефлексами, не растворенного в воздухе. Пленэр в иных случаях может помешать и портретисту в стремлении передать тончайшие душевные переживания человека, когда основное внимание надо уделить психологической характеристике, выражению лица, мимике, взгляду, а не решению только лишь колористических задач и чисто внешнему изображению пластики форм на открытом воздухе. В то же время есть немало прекрасных портретов разных художников, написанных на открытом воздухе. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой живописец.
А. АЛЕХИН
ЗАКОНЫ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ
Можно без преувеличений сказать, что XIX век явился веком пленэрной живописи. Художники, распахнув двери мастерских, впервые в истории стали работать на открытом воздухе, постигая законы пленэра, воплощая цветовое богатство окружающего мира в своих произведениях. Тем самым они произвели настоящий переворот в древнем искусстве живописи, подняли его на новую ступень.
В чем же заключаются особенности условий, с которыми живописец сталкивается при работе на открытом воздухе? Чтобы в этом разобраться, напомним о главных причинах изменения локального цвета предметов.
Это прежде всего:
- Степень освещенности предмета, зависящая от силы источника освещения и от угла паде
ния светового луча.
- Окрашенность этого луча.
- Степень удаленности предмета, или так называемая «воздушная перспектива».
- Тоновые и цветовые контрасты.
- Солнечные лучи, отраженные от окрашенных предметов, то есть рефлексы. Правда, надо добавить, что у французов слово «рефлекс» чаще означает полутон.
Все эти факторы действуют, разумеется, и в закрытом помещении, но резко активизируются на пленэре. Это и составляет особенности живописи на открытом воздухе.
Вкратце одно важное обстоятельство: цвет тела человека необычайно сложен и богат тончайшими нюансами. Даже в обычных условиях верная его передача под силу лишь живописцу с развитым, хорошо поставленным глазом. Не потому ли изображение человека на пленэре всегда было показателем степени цветового видения художника - его живописного мастерства, пленэрные эффекты еще более расширяют и без того трудную задачу, стоящую перед художником.
На пленэре мы часто имеем дело с прямыми, неотраженными солнечными лучами, значительно усиливающими светлоту тона, как бы выбеливающими его. Но при облачном небе отсутствуют тени, и это в значительной степени осложняет передачу цвета. В условиях мастерской при рассеянном освещении локальный цвет остается в свете, высветляясь в бликах и затемняясь в полутонах, одновременно на пленэре в полную силу сказывается воздушная перспектива, то есть изменение цвета предметов в зависимости от удаленности.
Преобладающее значение в условиях пленэра имеют также рефлексы. Они составляют цветовое богатство пленэрной живописи. Еще Леонардо да Винчи «Книге о живописи» утверждает:
«Различие в ощущении применении рефлекса делит художников на два лагеря, из которых каждый порицает своих противников».
Не случайно рефлекс, а с ним и другие эффекты пленэра стали основной темой теоретической мысли и художественной практики на протяжении всего XIХ века.
Так, Энгр заявляет:
«Знайте никогда не забывайте, что рефлекс всего лишь незначительный господинчик довольно дурного общества, который должен все время смирно держаться в стороне, со шляпой в руке, всегда готовый уйти».
Он же, по свидетельству Делакруа, считал:
«Рефлекс недостоин исторического живописца».
В те времена историческая живопись, то есть картина с глубокой идеей, с сюжетом, отражающим значительные события в жизни человечества, считалась вершиной художественного творчества.
Энгру возражает Делакруа:
«В природе все — рефлекс. Чем больше я размышляю о цвете,— говорит дальше Делакруа,— тем больше убеждаюсь в открытии, что окрашенный рефлексами полутон есть тот принцип, который должен доминировать. В самом деле, это он дает, верный тон, тон, образующий валер, самый важный в предмете и дающий ему существование. Свет, которому нас в школах учат придавать такое большое значение, не что иное, как случайное обстоятельство. Но весь истинный цвет там (в окрашенном рефлексом полутоне). Я имею в виду цвет, дающий ощущение плотности и той коренной разницы, которая должна отличать один предмет от другого».
Мы приводим мнения этих разных мастеров, чтобы подчеркнуть, как остро и противоречиво ставился вопрос о роли рефлекса в живописи вообще и в живописи на пленэре в особенности. Нельзя не отметить, что, выйдя из мастерской на пленэр, сам художник попадает в особые условия. Ведь и на его палитру и этюд тоже проникают рефлексы, что значительно затрудняет поиски достоверного цвета.
Это необходимо учитывать при выборе места для работы на воздухе. Если нельзя найти надежное укрытие, художники берут с собой особый зонт, защищающий их от рефлексов голубого неба и солнечных лучей.
Наступило лето — пора этюдов, работы на открытом воздухе. Желаем вам успехов в вашем творчестве, в освоении на практике сложных законов пленэрной живописи.
Д. ДОМОГАЦКИЙ
ПЛЕНЭР. ЖИВОПИСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЫ
Работая в Риме над картиной «Явление Христа народу», великий русский художник Александр Иванов обратил внимание на то, что многие человеческие фигуры его сложнейшей композиции по сравнению с пейзажем, написанным с натурных этюдов, кажутся бесцветными. Помня слова своего друга Н. В. Гоголя о том, что в картине всегда недостает чего-то, если нет на небе солнца, он в один из солнечных дней взял с собой семерых мальчиков и отправился с ними в окрестности города. Перед ним стояла сложная задача — изобразить человеческое тело, учитывая эффекты освещения, которые были сформулированы еще Леонардо да Винчи в «Книге о живописи», но до этих пор практически не применялись художниками. Верный последователь мастеров эпохи Возрождения прекрасно решил поставленную задачу.
Своих натурщиков А. Иванов разместил таким образом, что условия, в которых они расположены, были аналогичны условиям, изображенным в его картине. Шесть мальчиков разделены на группы по два человека. Одну группу он поместил на первом плане. Вторая группа находится в тени холма, третья — на солнце, но значительно удалена от первой группы. Седьмой мальчик — отдельно на дальнем плане. Попробуем же проследить на данном этюде те особенности, которые присущи живописи, созданной на пленэре.
Первое, на что нам следует обратить внимание,— особое освещение, возможно только на открытом воздухе,— группа мальчиков на первом плане освещена прямыми солнечными лучами. Обнаженная фигура и синий плащ сидящего сильно высветляются. Но в то же время золотистый цвет солнечного луча добавляется в светах к цвету тела, делая его розовато-желтым. Плащ под тем же воздействием приобретает зеленоватый оттенок.
И еще одна особенность пленэра: в тенях на восприимчивых к цвету белых поверхностях отчетливо виден голубоватый цвет воздушного слоя. В этюде это хорошо заметно на белой простыне в руках мальчика, в складках чалмы сидящего.
В противоположность первой группе мальчиков, вторая находится в тени, и на нее не падают прямые солнечные лучи. Поэтому в ней сохраняются ло кальные цвета синего плаща и красной чалмы, но белая рубашка целиком окрашивается воздухом в голубой цвет.
Особую роль играют в этюде рефлексы. Они представляют собой лучи отраженного света и приобретают окраску того предмета, от поверхности которого отражены. В светах они почти не оказывают на цвет никакого влияния, так как сила отраженного света меньше силы прямого. Зато в тенях их действие очень заметно. В этюде они значительно смягчают густоту тени холма. Синие рефлексы от плаща играют на лице мальчика, сидящего на свету; свет, отраженный от руки, делает лицо обнаженного более красным.
Отдельного рассмотрения требуют удаленная группа мальчиков и фигура на дальнем плане. Первая за счет расстояния начинает терять четкость очертаний, исчезают полутона. Фигура мальчика на заднем плане превращается в темное пятно. На открытом воздухе к действию линейной перспективы, влияющей на уменьшение величин тела на расстоянии, добавляется действие воздушной среды, слоев воздуха, насыщенных влагой, пылью и так далее. Это приводит, с одной стороны, к потере интенсивности цвета предметов, а с другой — к уменьшению отчетливости фигур и границ тел на расстоянии. Такой эффект называется «воздушная перспектива ».
В этюде запечатлены все изменения цветов в тени и на солнце, вблизи и вдали. Тонко взяты соотношения голубых тонов. Самый яркий — тень на освещенной простыне, глуше— тон рубашки в тени холма.
В чем же особая заслуга А. Иванова как живописца? В его этюдах людей, освещенных солнцем, открываются подлинные краски природы, появляются рефлексы, делающие тени более светлыми и окрашенными. Отсюда новизна в цветовых и тоновых отношениях. Эти открытия художник применил в работе над картиной, на которой человеческие тела заиграли цветными тенями, на лицах появились оранжевые и зелено-голубые рефлексы. Но, применив законы пленэров, он, по словам советского художника С. Чуйкова, сохранил во всей объемности и материальности форму предметов, эллинскую пластику человеческих фигур, то есть разрешил самую трудную задачу.
До конца 20-х годов XIX века художники, казалось, не обращали внимания на пленэрные эффекты, хотя, как уже говорилось, подробные наблюдения световых и цветовых изменений на открытом воздухе были сделаны еще Леонардо да Винчи. Дело в том, что мастера классического направления, считая своим учителем Рафаэля, в первую очередь ставили задачу изображения объема, рельефности и формы тела. Даже в том случае, когда фигура в картине помещалась на открытом воздухе, как, например, в работе Энгра «Источник», художник в первую очередь занимался формой фигуры, игнорируя особенности освещения.
Интерес к пленэрным эффектам возникает с зарождением в искусстве течения романтизма. Взяв лозунгом слова наиболее яркого его представителя Делакруа «Высшая цель всякого искусства — это эффект», художники-романтики обращали в первую очередь внимание на все внешне необычное, красочное. Не случайно поэтому получает тогда распространение стиль «ориен-таль», то есть изображение экзотической жизни стран Востока. Одной из отличительных черт было особое внимание к эмоциональной выразительности живописи, что выдвигало цвет в первый ряд художественных выразительных средств. Но повышать в картине интенсивность локальных цветов было опасно, так как можно впасть в излишнюю пестроту, перечернить тени. Что же делать? Решить эту проблему смог Делакруа, который обратил внимание на то, что на открытом воздухе даже самые яркие цвета не кажутся кричащими, а тени черными. Благодаря наблюдениям природы он смог обнаружить и применить цветные рефлексы в картине «Резня на острове Хиос». Но живопись художников-романтиков еще не была пленэрной. Она и не могла создаваться на открытом воздухе, так как в распоряжении художников не было ни переносных мольбертов, ни красок в тюбиках .
Пленэрная живопись в современном понимании появляется много лет спустя в творчестве французских художников-импрессионистов, которые писали картины только на открытом воздухе и всегда в один сеанс. Один из основоположников этого направления, Огюст Ренуар, посвятил творчество изображению человека в условиях пленэра. Его портреты, написанные при интенсивном солнечном свете и поражающие легкостью, красочностью и воздушностью, как бы тонут в мареве разноцветных рефлексов.
Особое направление приняло развитие пленэрной живописи в России. Русские художники, во многом базируясь на этюдах А. Иванова, пришли к своему пониманию живописи на природе, отличительной чертой которого является подчинение цвета форме. Пленэрные эффекты применял В. Суриков в картинах «Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка», где голубоватые рефлексы неба играют на снегу и на лицах людей. Особое внимание стоит обратить на картину В. Серова «Девушка, освещенная солнцем». Это полотно целиком создано на открытом воздухе. Но в нем колористические задачи, сходные с задачами им-прессионистов, решены иначе. Художник посадил модель в тени дерева, что дало ему возможность сохранить яркие чистые краски летнего дня и невысветленные локальные цвета фигуры. В картине все элементы пленэрной живописи: цветные тени, зеленоватые рефлексы на лице девушки, подчеркивающие розовый цвет тела и окрашивающие ее светлую блузку. В работе сохранена объемность формы, которая смягчается, но не растворяется в потоке солнечного света.
Открытия художников XIX века в области пленэрной живописи легли в основу творческого метода многих известных советских художников, таких, как М. Нестеров, П. Кончаловский, А. Пластов.
Последовательное и правильное применение пленэрных открытий обогащает палитру художника, позволяет полнее раскрывать красочное богатство мира, не лишая форму человеческого тела присущей ей пластической выразительности, не разрушая гармонию художественного произведения, которая складывается не только из колорита, но и из рисунка и композиции. И. АРХИПОВ
|