ЧТО И КАК РИСОВАТЬ ЛЕТОМ
Статья выдающегося художника АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РЫЛОВА была опубликована в седьмом номере «Юного художника» за 1937 год.
Наступили летние каникулы. Вы на даче, на природе. Утром пошли на прогулку. В поле с высоты синего неба льется переливчатая песня жаворонка. Идете полевой тропинкой к лесу. Там, в березовой роще, всевозможные птичьи голоса поют, перекликаются. Звонче всех раздается веселая песня зяблика. Карабкаясь по стволу, стучит пестрый дятел в красной шапочке: червячков из-под коры добывает.
Вышли из рощи — перед вами голубая речка, как в зеркале, отражает кусты, и рощу, и небо с белыми облаками. Тропинка вьется по зеленому лугу, усыпанному цветами белой ромашки, лиловыми колокольчиками, розовой кашкой, а у самой тропинки, точно золотые, цветы одуванчика. А воздух какой ароматный, не надышишься! Луга пахнут медом, с реки идет нежный запах ивы.
Юный художник всегда должен иметь при себе альбом для рисования, пенал с карандашами и мягкой резинкой, ножик и складной легкий стул. Вместо стула можно взять с собой подушечку, шаль или кусок кошмы. Прямо на земле сидеть не следует: вредно. Карандаш, не очень твердый и не слишком мягкий, всегда должен быть хорошо очинён.
Выбрав какой-нибудь не очень сложный предмет, составляющий часть пейзажа, не торопясь, внимательно нарисуйте его в альбом: например, сарай, стоящий на краю поля, или ствол березы на опушке леса, или пень, покрытый мхом, украшенный трилистником кислицы, земляникой или грибами.
Хорошо нарисовать совсем маленькую елочку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки, в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее легче нарисовать.
При рисовании самое главное — правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом бумагу. Карандаш у художника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно меньше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать.
Выйдя к речке или к пруду, можно нарисовать лодку у берега. Изгибы бортов надо очень внимательно рисовать: тут без резинки не обойтись. Развешанные на кольях для просушки рыбачьи сети могут пригодиться для ваших будущих композиций.
Рисунки следует обдуманно, хорошо разместить на странице. Наметить, где будет верх рисунка, где низ. Предмет сначала разделить на две равные части и наметить то, что находится возле середины, потом каждую половину еще пополам и т. д. Таким образом надо разместить колья с сетями, ребра лодки или ветви елочки или большого дерева. Смерить глазом ширину дерева и отношение ее к высоте. После этого обозначить его общим контуром, без подробностей.
Если речка вдали подошла к лесу и отразила его в своей поверхности, то надо контуром нарисовать сначала весь лес, а потом, тоже контуром, выступающие на фоне леса деревья и затемнить только более темные деревья также контуром, нарисовать отражение и затушевать его. Если за полем или за речкой видны деревья, надо их зарисовать тонкими линиями. Стог сена, ветряная или водяная мельница, жнейка, косилка, комбайн - все годится для вашего карандаша.
А сама тропинка, по которой вы идете, очень красиво вьется, изгибается, ныряет в зеленом лугу. Цветы одуванчика или ромашки любят окаймлять дорожку. Тропинку нарисовать не очень просто. Надо, чтобы она лежала на земле, а не лезла к небу. Надо внимательно проследить перспективу, то есть как дорожка постепенно кажется уже и уже, как она прячется в ямку, как выходит из ямки.
Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, березу, сосну или ель надо определить отношение ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, находящиеся возле середины дерева. Общим контуром обрисовать массы листвы, выступающие вперед от ствола, и выделить их падающими тенями. Затем из-под листвы нарисовать самый ствол; на нем тоже хорошо изобразить тени, падающие от листвы, а также нарисовать неровности коры.
Если погода плохая, идет дождь — не беда: можно и в ненастье пополнить альбом хорошими рисунками; нарисовать сорванную еловую, сосновую с шишками или березовую ветки в стакане с водой. Попробуйте из окна нарисовать мокрую крышу, в которой отражается труба; кур, спрятавшихся от дождя под телегу; качающиеся от ветра деревья — как они машут ветвями и склонили верхушки. В такую погоду кошка лежит клубочком и сладко спит; ее хорошо нарисовать в этой позе, да и собачку тоже.
Каждый день в вашем альбоме будет прибавляться новый хороший рисунок, и к концу лета альбом будет весь заполнен. Под рисунками напишите год, месяц и число.
Никогда дома не исправляйте рисунков без натуры.
Очень мешают художнику комары. Надо от них защищаться. Достаньте довольно большую сетку от рыболовного сачка, пропитайте ее керосином и наденьте сетку на голову, приподняв ее перед глазами. Запаха керосина комары терпеть не могут. Керосин на воздухе скоро выветривается и бывает не противен человеку, а комарам он все-таки не нравится. Тыльные стороны кистей рук я также смазываю керосином. Гвоздичное масло тоже не любят комары, но, к сожалению, уж очень оно заглушает чудные ароматы леса, поля, реки.
К скипидару комары относятся с симпатией, он им напоминает запах их любимых хвойных лесов.
|