ЛОКА́ЛЬНЫЙ ЦВЕТ (франц. local, из лат. localis — "местный") — цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени.
Качества локальности выражают предметность, материальность изображаемой формы. Близко понятию колер. В живописи локальный цвет (вне отношений тепло-холодности) может варьироваться по светлоте, насыщенности (ахроматические градации), но он лишен хроматических нюансов, оттенков.
Локальные цветовые отношения использовались в античном и средневековом искусстве.
Византийские мозаики, книжные миниатюры, средневековые витражи, древнерусские иконы и фрески построены на колорите отдельных, локальных цветовых пятен, иногда почти чистых спектральных цветов.
Локальные цвета способствуют их символическому истолкованию.
Картины художников Северного Возрождения и итальянского кватроченто представляют собой локально расцвеченные рисунки, в которых основное значение придается "предметности" цвета, контуру и силуэту.
В живописи XVI—XVII вв. и в академическом искусстве XVIII—XIX вв. художники также писали преимущественно валёрами. На этом фоне исключениями воспринимаются произведения малых голландцев, некоторые картины художников венецианской школы, а также Рембрандта, П. Рубенса, А. Ватто. Принципиально отказались от локальных цветовых отношений только импрессионисты. Однако в искусстве постимпрессионизма наблюдался частичный возврат к средневековому символизму локальных цветов.
Локальные цветовые отношения используются в декоративных росписях, монументально-декоративном искусстве, декоративной и прикладной графике.
|