ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ
Васи́лий Григо́рьевич Перо́в (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей "Товарищества передвижных художественных выставок".
Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. День рождения точно неизвестен: 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца.
БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПЕРОВА
Тетка Марья шла с богомолья. Умерли у нее муж и дети, остался только сын Васенька. Вместе с ним и молилась она святым угодникам: просила рая умершим, а себе с Васенькой — здоровья. А на обратном пути, уже в Москве, привязался к тетке Марье богатый господин. Деньги ей давал, объяснял, что больно, мол, хорош Васенька, и хочет он, господин, его на картину списать. Долго не соглашалась тетка Марья — боялась, твердила, что грех это — людей списывать, что чахнут от этого люди и помирают. Да переубедил ее городской господин — сказал, что цари и архиереи с себя разрешают портреты списывать, что же Васеньке поделается?
И сел Васенька на стул — усталый от богомолья, ротик приоткрыл, и стал виден тетке Марье его передний, сломанный во время драки с мальчишками зуб. Тетка Марья все вскакивала и охорашивала сына: рубашку его обдергивала, волосы со лба откидывала. Художник попросил ее сидеть смирно. Посидела, посидела тетка Марья, зевнула, рот перекрестила да заснула...
А Василий Григорьевич Перов все вглядывался в усталое лицо своего маленького деревенского тезки, все писал, и собственная жизнь проходила перед ним чередой.
Крепостным, по всей вероятности, родился маленький Васенька. А он, Василий Перов, родился «незаконным» — побочным сыном чиновника Криденера. Даже фамилии у него не было. Писался он сначала по крестному отцу Васильевым. Потом Перовым стал. «Перовым» его прозвал дьячок, учивший грамоте, за четкий почерк и ловкое перо.
Но больше пера полюбил Василий карандаш и кисть: художником решил стать.
Прекрасным и страшным временем запомнились ему годы учебы. Прекрасным — потому что стремительно раскрывался перед ним мир искусства. Стремительно знания росли. Когда в восемнадцать лет писал автопортрет, казалось ему: вот и он уже настоящий художник! Ярко выделяется на темном фоне энергично вылепленное, освещенное сильным светом лицо. Левая рука, как у завзятого маэстро, небрежно свесилась со спинки стула, белая рубашка и черный галстук подчеркивают нежный овал лица... Не знал тогда юноша, что впереди у него десятилетие напряженной учебы, когда будет казаться: знаний все мало!.. Мало!..
А страшными годы учебы были потому, что пришлись они на последние десять лет крепостничества в России. Тринадцатилетним мальчиком Перов пришел в школу Ступина в Арзамасе. Рядом с ним рисовали крепостные: те, кого завтра помещик может как вещь продать! И о цене за них торговаться... Императорская Академия художеств крепостных учить отказывалась:
«Когда чувства изящного в них развивались и когда они видели, что зависимое их состояние препятствует им пользоваться преимуществами, предоставляемыми художникам, эти несчастные предавались отчаянию, пьянству и даже самоубийству».
Но Московское училище живописи и ваяния, где Перов прошел серьезную школу, разрешило этот вопрос по-своему: с помещика брали обязательство отпустить крепостного на волю, если он получит звание художника или серебряную медаль. И Вася видел, как его крепостные товарищи боролись за рисунок, как за свободу!..
Гнев и боль кипели в сердце Перова. В своих картинах он хотел говорить правду и только правду. Неудобным студентом оказался Василий Перов: блестяще окончив Московское училище живописи и ваяния и став пенсионером Академии художеств, он первым же эскизом привел в ужас академический совет. Изобразил «Сельский крестный ход на пасхе»: упившееся до положения риз духовенство и непристойно пьяных прихожан. Эскиз отвергли. Перов написал более благополучную картину — «Проповедь на селе». Здесь поп, к удовольствию академического совета, был трезв, но художник жестоко осмеял помещика и с сочувствием написал крестьян. Картина имела огромный успех. Перов получил право на заграничное путешествие. Однако упрямый живописец успел закончить картину и по отвергнутому эскизу «Сельский крестный ход на пасхе». Едва увидев свет, картина была запрещена. «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий!» — опасались друзья.
А он все оттягивал свою поездку за границу. Русские темы теснились в его сердце. С разрешением на отъезд в кармане он успел написать еще одну гневную картину — «Чаепитие в Мытищах». Разжиревший иеромонах блаженно пьет из блюдечка чай, в то время как хозяйка настойчиво отталкивает рукою просящего милостыню солдата с Георгиевским крестом на груди. Вчерашний севастопольский герой, искалеченный, оборванный, идет с протянутой рукою по дорогам, и его горькую долю делит исхудавший ребенок — может быть, сын...
Как привлекала заграничная поездка молодых художников: шесть беззаботных лет занятия искусством, солнце, свобода!.. Но уже через полтора года Перов просится домой:
«Осмеливаюсь покорнейше просить совет императорской Академии художеств о позволении возвратиться мне в... Россию. Имея в виду,— объясняет он,— несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа, мне мало знакомого».
И снова Россия... Пореформенная Россия, где крестьянство было освобождено, но ограблено, унижено, обмануто. И в соответствии с этими горькими выводами пишет Василий Перов картину «Похороны крестьянина».
Зима. Тяжело нависло над дорогой небо. Убогий гроб в убогих санях... Низко склонившая голову вдова, уставшая плакать девочка и маленький мальчик — единственный мужчина в доме, «хозяин», утонувший в батькином большом полушубке. И никому нет дела до этого безысходного горя.
«Словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге, и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны — вот содержание этой картины»,— писал критик В. Стасов.
Перова всегда особенно огорчала участь обездоленных детей. Он повествовал о ней не только в картинах, но и в рассказах. В одном из них есть образ «кривого Петьки»:
«Многие дивятся, как это не оторвется его голова: так тонка и худа его искусанная блохами шея. По ремеслу он — сапожник, по званию — мещанин. Все бьют и ругают Петьку, и только ленивый его не трогает».
Даже в солнечной Франции разглядел художник маленького савояра. Посреди тысяч жилищ заснул на улице бездомный мальчик, и к плечу его тесно прильнуло единственное родное существо — всклокоченная обезьянка, помогающая ему выпрашивать деньги.
Вернувшись в Россию, в числе самых горьких своих картин задумал художник «Тройку». В сумрачный зимний день трое детей везут сани с огромной обледенелой бочкой. Метет поземка. Бесконечно тянется глухая монастырская стена, словно отгораживая от детей все радости мира. И в тени этой холодной стены дети тянут за собою тяжелые сани устало и покорно, как измученные деревенские савраски... Какой-то прохожий сжалился над ними и подтолкнул на ухабе бочку с водой. Но прохожий сейчас уйдет, и дети останутся одни. Как и судьба умершего крестьянина, жизнь этих детей никому не интересна. Поруганное, искалеченное детство...
Картина закончена. Давление общественного мнения было так велико, что Перов, поэт скорби народной, получил за нее звание академика. Чтобы написать коренника - центральный образ «тройки», и привел Василий Григорьевич Перов в свою мастерскую двенадцатилетнего Васеньку.
А через четыре года пришла к художнику тетка Марья. «Я вышел и увидел перед собой маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками...» Умер Вася — заболел черной оспой и умер. Одна на белом свете осталась тетка Марья. И вспомнила она портрет, который списал с ее сына художник. Продала Марья весь свой нищенский скарб, посмотрела — денег маловато. Пошла в люди тетка Марья и, не жалея себя, работала всю зиму, деньги копила — для Васи. А потом, пряча за пазухой платочек с деньгами, отправилась к художнику — купить картину с Васенькиным портретом.
Картина была уже в собрании Третьякова. «Хоть бы взглянуть на нее!» — заплакала тетка Марья. Привел ее художник в богатый дом, где на стенах висело множество картин, и предоставил самой оглядеться. Вмиг среди десятков картин нашла тетка Марья картину с Васенькой. «Батюшка ты мой! — воскликнула она.— Родный ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол...»
Через год послал Василий Григорьевич Перов специально написанный для нее портрет сына. Отписала тетка Марья живописцу, что повесила портрет Васеньки к образам. И это последнее, что знаем мы о тетке Марье и написанном великим художником с любовью и сочувствием портрете ребенка.
Но как памятник народному горю, как память о короткой и тяжелой жизни крестьянских детей висит в Третьяковской галерее знаменитая картина «Тройка».
И бьется в ней сердце великого русского живописца.
Скончался Василий Перов от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.
Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре; точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника был установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.
Его сын — Владимир Перов — тоже был художником.
НЕСТЕРОВ О ПЕРОВЕ
Когда-то, очень давно, имя Перова гремело так, как позднее гремели имена Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова.
О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы «критики», и было то, что бывает, когда родился, живет и действует среди людей самобытный, большой талант.
В Московской школе живописи все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками.
Я, когда перешел в натурный класс, любил бывать у Перова один, и такие посещения памятны были надолго. Мне в Перове нравилась не столько показная сторона, его желчное остроумие, сколько его «думы». Он был истинным поэтом скорби. Я любил, когда Василий Григорьевич, облокотившись на широкий подоконник мастерской, задумчиво смотрел на улицу с ее суетой у почтамта, зорким глазом подмечая все яркое, характерное, освещая виденное то насмешливым, то зловещим светом, и мы, тогда еще слепые, прозревали...
Перов, начав с увлечения Федотовым и Гоголем, скоро вырос в большую, самобытную личность. Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других.
Жил и работал Перов в такое время, когда «тема», переданная ярко, выразительно, как тогда говорили, «экспрессивно», была самодовлеющей. Краски же, композиция картины, рисунок сами по себе значения не имели, они были желательным придатком к удачно выбранной теме. И Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исторических драмах...
В год моего поступления в школу живописи Перовым была организована в залах училища первая ученическая выставка картин. До нас, только что поступивших, доходил слух о том, кто и что пишет, что поставит на выставку.
Это было в 1878 году, мне было шестнадцать лет. Я написал две небольшие картинки, одна была этюд: девочка строит домики из карт, вторая — «В снежки». Двое ребятишек бьются в снежки, бой идет азартный...
Накануне открытия выставки, когда все картины были установлены, мы пригласили для осмотра Перова, инициатора и строгого нашего судью. У каждого было на мысли, что-то скажет Василий Григорьевич.
Появился и он... Мы тотчас окружили его, и просмотр начался. Моя картина стояла в натурном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось-билось, я переживал новое, еще неведомое чувство: страх, смешанный с сладостной надеждой.
Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» — Ему ответили: «Нестерова».— Я замер. Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив и Перова и выставку, бросился вон из училища и долго пробродил одиноким по стогнам и весям московским, переживая свое счастье. Однородное по силе чувство пережил я в жизни еще два-три раза, едва ли больше. Через девять лет оно посетило меня вторично, в тот день, когда П. М. Третьяков приобрел у меня для галереи моего «Пустынника», и этот день был днем великой радости: тогда впервые мои близкие признали во мне художника, и это была самая большая награда для меня, больше медалей, званий, коими награждали позднее. В. Г. Перов и П. М. Третьяков меня утвердили в моем призвании. Они были и остались для многих примером, как надо понимать, любить и служить искусству.
Перову не было и пятидесяти, а казался он стариком. Он все чаще и чаще стал прихварывать. Появилась ранняя седина, усталость... В те дни я и кое-кто из моих приятелей стали подумывать об Академии. Собирались туда без особой надобности, без плана, «за компанию»... Я пошел к Перову, все рассказал ему, но сочувствия, одобрения не получил. По его словам, ехать в Петербург было мне рано, да и незачем. Недовольный ушел я тогда от Василия Григорьевича — он не убедил меня: тяга в Академию все росла...
В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке? Да как — очень просто: ненормальное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил. Дальше — с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять — появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова,— и довольно было случайной простуды, чтобы подточенный организм сломился...
И вот Перов умирал, не дописав «Пугачевцев», не докончив «Пустосвята», коими, быть может, собирался дать последний бой "обедоносным молодым новаторам...
Смерть Перова было первое мое большое горе, поразившее меня со страшной, неожиданной силой.
Наступил день похорон. С утра начали приносить в церковь венки. Их было множество. Ожидались депутаты от Академии художеств, от Общества поощрения художеств, от Товарищества передвижных выставок, основателем которых был Перов, от музеев и пр.
Мы, молодежь, в этот памятный день были на особом положении: мы хоронили не только знаменитого художника Перова, мы хоронили горячо любимого учителя.
Провожатых было множество. Народ стоял вдоль панелей. Впереди процессии растянулись ученики с венками. Венок нашего натурного класса несли самые младшие из учеников Перова — Рябушкин и я.
Видя такие многолюдные похороны, подходили обыватели спрашивать: «кого хоронят?» — и, узнав, что хоронят не генерала, а всего-навсего художника, отходили разочарованные. Медленно двигалась процессия к Данилову монастырю, куда за много лет по той же Серпуховке, мимо Павловской больницы, провожали Гоголя (а позднее Перов нарисовал рисунок: «Похороны Гоголя героями его произведений»).
Вот и последнее расставание. Как тяжело оно нам! Гроб опускают, земля глухо стучит где-то внизу. Все кончено. Скоро вырос намогильный холм... Все медленно расходятся, мы, ученики покойного, уходим последними...
Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце.
Вечная память учителю!
СТАСОВ О ПЕРОВЕ
Перов явился, в 1858 году, прямым наследником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд станового на следствие». Десять лет отделяли эту картину от «Свежего кавалера» и «Сватовства майора», но молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том месте, где он ее уронил...
Перов начал своими картинами проповедь нового искусства. Настроение Перова было глубоко серьезное. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях; он был полон негодования на то, что видел; его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него; его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия. Он столько же мало был способен, как Гоголь, рисовать условную смазливость людей и жизни, спокойно прославлять красоту и благополучие. У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете. Ни нравоучительности, ни фельетонного легкого смеха... у него уже не было. Все у него было, особливо в первые годы, строго, важно, серьезно и больно кусалось. За это последнее качество его многие прозвали живописцем «тенденциозным», но эта-то именно сторона его таланта и составляла венец его юного, порывистого творчества.
...«Сельский крестный ход», «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапеза» (1866) вдруг нарисовали целый новый мир, тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. До тех пор было принято изображать наше духовенство с одной только точки зрения: точки зрения благодушных, елейных пастырей, представителей неба на земле. После Пушкина и его гениальной «Сцены в корчме», после Гоголя и его столько же гениальных сцен с дьячками, попами и монахами мудрено было новым художникам купаться все только в прежней лжи и притворстве. Надо было показать эти личности в самом деле людьми, и притом такими, какими всякий их знавал и видел в действительной жизни, особенно в глухих углах России.
...Перов идет все по-прежнему в гору по свободе и силе представления и даже по силе колорита. У него является теперь целый ряд портретов в величину натуры... «Странник» и «Фомушка-сыч» — это были тоже портреты, да только еще более — этюды с характернейших русских типов.
Период времени между 1870 и 1875 годами — это период наивысшего расцвета Перова. «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник» — во всех этих задачах нет ничего ни великого, ни значительного, ничего драматического, ни захватывающего воображение. Но тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России, ничего не знающих, ни о чем не заботящихся, хоть трава не расти, и только всей душой ушедших в любезное и ничтожнейшее занятие: кому — дороже всего на свете птицу на дудочку поймать, кому — рыбу из воды вытащить, кому — зайца догнать, кому — увидать, как деревцо или цветочек растет, кому — уследить за кувырканиями турманов в воздухе... Тут в коллекции есть и дворовые люди, поседелые в холопском хомуте, и помещики, закаленные в праздности, и крестьяне, совращенные от своего дела, и барчата, и дворяне, и мещане, и мальчишки, и старики... На первый взгляд тут все только юмор, добродушный, милый, наивный, незлобивый, ни о чем особенно не задумывающийся юмор, простые картины русских нравов, да, но только от этого «наивного» юмора и от этих «простых» картин мурашки по телу бегают. Гоголь с Островским, должно быть, тоже наивные юмористы и изобразители простых сцен были. Нет, кто не слеп и не глух, почувствует в этих картинах едкое жало. Проживи еще Перов... по всей вероятности, он начертил бы много еще таких же глубоких картин, снятых живьем с нашей родины.
Мало кто знает, что Перов — действительно «чрезвычайно ценный для нас русский художник» — был также и прекрасным беллетристом, автором интересных рассказов, публиковавшихся в журналах сто лет назад. Мы знакомим наших читателей с маленькой новеллой В. Г. Перова «Нечто о портретном сходстве».
НЕЧТО О ПОРТРЕТНОМ СХОДСТВЕ
Молодой художник, только что получивший серебряную медаль за живопись, приехал в деревню к своему отцу, который был управляющим при большом имении. Личность отца художника была очень типична и характерна: он походил на цыгана; был высокого роста и очень тучный, с черной, густой, окладистой бородой и с такими же черными, кудрявыми и лохматыми волосами. Немедленно по приезде своем сын принялся писать с него портрет, который вскоре был готов. Раз в передней комнате их дома собралось деревенское начальство, как-то: бурмистр, староста, сотский, десятский и прочие власти. Они явились получить приказания на завтрашние работы, так как на другой день начинался покос.
Молодой художник, желая похвастаться перед ними своей удачной работой, вынес им показать изображение своего родителя. Поставив его к стене, на пол, он спросил их: «Ну что, братцы, похож ли портрет?» Все пришли в восторг, даже в изумление, говоря: «Вот так портрет! Ну, словно живой. Только что слова не вымолвит. Ах, ребята, вот-то похоже»,— и они близко рассматривали портрет со всех сторон, даже щупали его.
«Ну, а скажите-ка мне, с кого он написан?» — спросил художник, вполне уверенный в разительном сходстве портрета. «Как с кого написан?..— заговорили присутствующие хором.— Эва! что вздумал спрашивать: с кого написан. Уж, вестимо, с кого: с твоей болезной маменьки, Татьяны Дмитриевны» (которая, сказать кстати, была худа, как щепка, и постоянна больна).
Сконфуженно взял портретист свое произведение и, не говоря ни слова, торопливо унес его.
|