Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 82 гостей онлайн

Мы в контакте


Виды орнамента PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Уроки рисования - Орнамент

 

 

ВИДЫ ОРНАМЕНТА

 

АБСТРАКТНЫЙ ЗВЕРИНЫЙ ОРНАМЕНТ (от лат. abstractio — "отвлечение") — орнамент, состоящий из геометрического мотива плетения и включенных в него отдельных деталей изображений животных: звериных, птичьих голов, лап, хвостов, крыльев. Название происходит от условности, абстрактности размещения этих деталей. Подобные гибридные формы геометрического и изобразительного, зооморфного орнамента появились в глубокой древности, в хальштаттском и латенском искусстве кельтов, в архаическом крито-микенском искусстве, западноевропейском романском искусстве VI—XII вв. Наиболее известны образцы такого орнамента на металлических изделиях эпохи Меровингов во Франции, резьбе по камню и дереву древних норманнов, книжной миниатюре винчестерской школы. В древнерусском орнаменте подобные изображения, в изобилии встречающиеся в книжной миниатюре, каменной и деревянной резьбе, чаще называют тератологическим орнаментом.



 

Ажур

АЖУР, АЖУРНЫЙ ОРНАМЕНТ (франц. ajoure — "просвечивающий") — сквозной резной или плетеный орнамент; контурный рисунок, рассматриваемый на просвет.



 

Арабеска

Арабеска (ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта.



Бешлагверк

БЕШЛАГВЕРК (нем. Beschlagwerk от Beschlag — "обшивка, оправа" и Werk — "работа") — вид орнамента эпохи Северного Возрождения, получивший распространение ок. 1570 г. в Германии и Нидерландах. Его возникновение связывают с творчеством нидерландского художника-декоратора, орнаменталиста, архитектора и живописца Х. Ф. де Фриса, работавшего в Германии и в Чехии, в Праге, при дворе Рудольфа II. Мотивы бешлагверка включают обрамления — багеты, переплетения лент бандельверки и рольверки, а также оригинальный элемент — соединение волют с круглыми выступами, полушариями, напоминающими крупные шляпки гвоздей (Nagel-Köpfe). Стилистически подобные мотивы представляют собой соединение итальянского Маньеризма и фламандского барокко.



 

Бута

БУТА (азерб. buta; сравн. словен. búča — "тыква", англосакс. bûc — "кувшин") — одно из названий типичного элемента орнамента восточных ковров и набивных тканей в виде овала с заостренной и загнутой верхушкой. Внутри заполняется причудливым узором. Другие названия: "шах", "огурец", "восточная пальметта".


 

Ваг

ВАГ (персидск. vag-vag — звукоподраж.) — тип орнамента, распространенного в искусстве Ближнего и Среднего Востока, Персии, Азербайджана. Разновидность ислими́ — восточного орнамента с мотивом вьющихся растений, но усложненного стилизованными изображениями голов человека и животных, расположенными в узлах переплетений ветвей, стеблей, побегов и пальметтВаг можно рассматривать как параллель западноевропейскому гротеску и абстрактному звериному орнаменту. Он также близок к арабескеОрнамент сложился в XI—XII вв., особенно распространен в XVI—XVII вв. Его происхождение связывают с древними индо-иранскими легендами о говорящем дереве, плоды которого похожи на головы человека, слона, льва и могут переговариваться между собой. Изображение такого дерева встречается на средневековых миниатюрах. На восходе солнца дерево приветствует светило возгласами "ваг-ваг".



 

Вермикуле

ВЕРМИКУЛЕ (франц. vermiculaire — "червеобразный" от лат. vermiculatus — "червеобразный, мозаичный", vermis — "червь, гусеница"; vermiculatio — "червоточина", vermiculate — "мозаика") —орнамент, состоящий из червеобразных завитков, напоминающих множество гусениц.

Появился в VII—VIII вв. на арабском Востоке, применялся в византийском искусстве, арабами в Испании; в искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения. Такой орнамент можно видеть в росписи керамики ориентализирующего стиля, на знаменитых лиможских эмалях XII—XIII вв., итальянской майолике XV—XVII вв.

В России подобный орнамент называли червчатым узором, червлёным или чермным. Схожую текстуру имеет карельская береза в русской мебели первой трети XIX в.


 

"Византийская связка"

"ВИЗАНТИЙСКАЯ СВЯЗКА" (перс. band-e-rumi — банд-э-руми́ от band — "перевязь" и rumi — "римский, ромейский", т. е. византийский) — в искусстве стран Ближнего и Среднего Востока — разновидность орнамента, чаще для декорирования тканей раппорта, модулем которого является овал, ромб или шестигранник, в который вписаны изобразительные мотивы: букеты цветов, элементы"звериного орнамента", симметрично расположенные "византийские всадники". Такой тип орнамента характерен для шитых и расписных шелковых тканей Византии, Ирана и Сирии VII—XVII вв.


 

Ганглий

ГАНГЛИЙ, ГАНГЛИОН (греч. ganglion — "узел") — элемент орнамента, представляющий собой причудливое плетение звезд, ломаных линий, лент; то же, что в мусульманском искусстве гирих (персидск. girich — "узел").



 

Гирих

ГИРИХ (персидск. girich — "узел") — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элемент орнамента) в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд посредством вариации нескольких повторяющихся элементов. Гирих строится по принципу центральной симметрии, что облегчает его применение в архитектуре, в декоре изразцов, резьбе по ганчу.


 

Гротеск

Гротеск (итал.grotta - пещера) - орнамент, разработанный в искусстве итальянского Возрождения. Представляет собой причудливые переплетения растений, животных, фантастических существ, масок и других мотивов. Композиции гротесков всегда симметричны относительно оси и построены по принципу канделябра.


 


 

Жемчужник

Жемчужник (бусы) - вид орнамента, распространенный главным образом в античности, искусстве ренессанса и классицизме. Представляет собой ряд чередующихся круглых и дискообразных элементов.


 

 



 

Кнорпель

КНОРПЕЛЬ, КНОРПЕЛЬВЕРК (нем. Knorpelwerk, от Knorpel — "хрящ" и Werk — "работа, произведение") — "хрящевидная работа", элемент орнамента, характерный для искусства Маньеризма и фламандского барокко XVI—XVII вв. В его фантастичном, живописном рисунке угадываются очертания маски, морды чудовища либо гребень морской волны. В самых причудливых вариантах кнорпель напоминает хрящ, отсюда название. Впервые такой орнамент появляется в рисунках нидерландского архитектора, скульптора и рисовалыцика-орнаменталиста Корнелиса Флориса Второго (1514—1575). Орнаментальные гравюры по рисункам Флориса использовали многие мастера: граверы, ювелиры, златокузнецы Нидерландов и Германии. В 1620-х гг. мотивы кнорпеля применял серебряных дел мастер Адам фан Фианен (1565—1627), также нидерландец, родом из Утрехта. Близкий тип орнамента (иногда их формы неразличимы) имеет название ормушль (нем. Ohrmuschel — "ушная раковина"). В сочетании с ленточными переплетениями и картушами эти орнаменты были популярны в период интернационального Маньеризма, в рудольфинском стиле в Праге, в работах мастеров Нюрнберга и Аугсбурга. В Англии их обозначают общим термином "ушной стиль", или "орикалер""аурикуляр" (англ. auricular style or auricle — "ухо"). Еще одно английское название: lobate style (от lob — "лопасть, мочка уха").



Масверк

МАСВЕРК (нем. Masswerk от Mass — "мера, мерка" и Werk — "работа") — "работа по нанесенным размерам, разметке", чертежная работа — готический декоративный каркасный орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Предварительное построение проводится с помощью линейки и циркуля, отсюда название. Рисунок масверка часто повторяет пересечения нервюр каменных сводов готической архитектуры.

Масверк выполняется рельефом по дереву или камню либо делается  ажурным, сквозным. Он заполняет стрельчатые арки, вимперги; сочетается с розами, розетками, трифолиями, квадрифолиями. Иногда к масверку относят близкие формы астверка или ранкенверка (воспроизводящих мотив переплетенных веток).

Масверк состоит из стилизованных трилистников или четырехлистник,  кругов и их фрагментов. Выполняется углубленным рельефом по деревянным или каменным конструкциям.

В готической архитектуре встречается при оформлении окон, балюстрад. Также применяется в меблярстви. Подобные орнаменты применяются позднее в стиле модерн.

Название масверк говорит о том, что в основе этого орнамента не лежит никакой конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля, т. е. сконструирован. Часто встречается в мебели (выполняется из дерева) и на зданиях (выполняется из камня). Впервые появился ажурный  орнамент окна. Когда два окна охвачены одной аркой, то под сводом этой арки остается пустое пространство, оно-то и заполняется ажурным  орнаментом.

Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны, самыми излюбленными являются розы, различные контурные формы (например, украшение, составленное из частей круга), форма рыбьего пузыря.

Свое распространение масверк получил благодаря орнаментам, которые ранее создавались на окнах. Сейчас же он используется для декорирования креденцов, столов-буфетов и других изделий мебели.

 


 

 

Меандр

МЕА́НДР (греч. maiandros, лат. meander; meatus — "движение, течение, круговорот") — в античном искусстве мотив орнамента геометрического стиля, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. По одной из версий, элемент этого орнамента происходит от изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя. На этом основании меандр считают разновидностью лабиринта. В то же время очевидна его связь с мотивом креста свастики символа огня и вечного движения.

Меа́ндр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр

«предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё»

(Сенека. Письма к Луцилию CIV:15)

В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya(nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мезинской палеолитической стоянке.

До настоящего времени у исследователей искусства нет единого мнения насчет происхождения орнаментального мотива меандр (этот тип  орнамента получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах и пр.

Один из крупнейших исследователей древней культуры А. Формозов считает, что «меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непроизвольно при изготовлении одежды. У палеолитических охотников Восточной Европы, не знакомых с ткачеством, меандр появился скорее всего в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах".

Заслуживает внимания и остроумное предположение советского палеонтолога В.И. Бибиковой. Однажды она рассматривала тонкий срез — шлиф бивня мамонта и неожиданно заметила, что пластинки дентина образуют на нем в поперечном разрезе что-то вроде меандра. То же наблюдение могли сделать и палеолитические люди, изо дня в день обрабатывающие Мамонтову кость, после чего им захотелось воспроизвести красивый естественный узор на браслете и других своих вещах.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром».

В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

 

В древнегреческой вазописи архаического периода и в  ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII—VI вв. до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Спирали, круги, свастики, так же как и волны (мотив воды), зигзаги (знакимолнии и грома), изображены на глиняных сосудах из Суз в Месопотамии и каменных с о. Наксоса. Поэтому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее его стали связывать с извилистым руслом реки Меандрос (ныне Большой Мендерес) в западной части Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон:

"Течение реки становится столь извилистым, что от этого всякие извилины даже называются меандрами".

Однако из этого высказывания неясна логика происхождения названия, можно полагать, что название реки также произошло по ассоциации с древнейшим мотивом движения (сравн. греч. maieia — "повивальное искусство, движение жизни"; санск. maja — "движение, превращение").

В период античной классики в меандре возобладало абстрактное начало — абсолютный ритм, метрическая сетка, имеющая в основе несколько вытянутый прямоугольник (архитекторы называют такую фигуру "неравносторонним квадратом"). Непрерывность меандра и его асимметрия (направленность в одну сторону) идеально выражают непрерывное движение. Поэтому меандр используется в качестве декора фризов, архитектурных тяг, пилястров, наличников.

В искусстве Рима чаще применяли "двойной меандр" с наложением двух зигзагов и метрическим сдвигом "на полшага", в результате чего в точке пересечения зигзагов образуется свастика. Такой меандр украшает горизонтальный пояс "Алтаря Мира Августа" в Риме.

В искусстве европейского классицизма XVIII—XIX вв. мотив меандра называли "bordure a la grecque" (франц., "бордюр по-гречески"). Характерно также, что в архитектуре раннего русского классицизма, в частности в зданиях Петербурга второй половины XVIII в., обычно используется простой меандр, а в декоре фризов зданий начала XIX в. чаще встречается двойной меандр со свастикой, создающий большую игру светотени и более жесткую, насыщенную фактуру.

Орнамент, идентичный древнегреческому, получил распространение в Древнем Китае. Его можно видеть в неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра трактовали как "узоры грома".

В Японии аналогичный орнамент изображал волну и назывался рюсуймон ("бегущая вода").

Такой же зигзагообразный орнамент известен в  древнеамериканском искусстве.

 



Мореска

МОРЕСКА (итал. moresca, от исп. morisca — "мавританская") — изысканный восточный орнамент из геометрических элементов: звезд, зигзагов, многогранников. Характерен для мусульманского искусства Ближнего Востока и Средней Азии. Схожий орнамент с растительными мотивами правильней именовать арабеской. Название появилось в XVI в. в Италии, позднее — во Франции под влиянием испано-мавританского искусства и вновь вошло в моду во второй половине XIX в. в связи с распространением в Европе  "мавританского стиля".



 

Пейсли

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с "огуречным" узором. Среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли».


 


 

Плетёнка

Сложный и издревле распространенный мотив плетенки известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль» (тератологический стиль). Она часто встречается уже в искусстве сарматов, которые передали ее германским племенам, которые, в свою очередь, способствовали распространению этого узора в странах Европы.

tn_CELT0006.jpg (180×176) Особую выразительность плетенка получила в кельтском декоре. Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем у скандинавских и византийских народов, но, пропустив их  орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости ее изменили, создав свой особый декор. Ранний период кельтского орнамента характеризуется полным отсутствием растительных мотивов. Считают, что кельтский орнамент появился из переплетений кожаных ремней и ремешков, которыми кельты украшали сбрую коней, одежду, обувь.

Celtic_round_dogs_250.jpg (250×250) Впоследствии в ленту плетенки стали включаться изображения отдельных частей тел животных: головы, пасти, лапы, ноги, хвосты и т. д., а также змеи, побеги растений и др. Этот тип украшения очень динамичен, безостановочен и неисчерпаем в своем движении. По всей вероятности, такой орнамент выражал мироощущение диких кочевых народов. Справедливо отметить, что кельтское искусство не было искусством орнамента в привычном для нас смысле, оно скорее не украшало, а, можно сказать, претворяло материю в движение.

Плетенка большое место заняла в скандинавском ремесленном производстве. Такой вид декора иногда называют стилем викингов, в нем постоянно повторяется мотив драконообразного животного, называемого «Большой зверь». В дальнейшем плетенка заняла почетное место в резном декоре романских соборов, в болгарских, армянских, русских изделиях и сооружениях.


 

Свастика

fot-344.jpg (150×200) Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др.

Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца. В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения, и в народное искусство.

«Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа».

В древнекитайских манускриптах также встречается изображение свастики, но этот знак обозначает понятие «страна», «область».


Серповидный орнамент

СЕРПОВИДНЫЙ ОРНАМЕНТ — состоит из разнонаправленных завитков или пельт (изображений древнеримского щита серповидной формы), соединенных наподобие свастики — символа Солнца и огня. Такой орнамент типичен для искусства древнеримских провинций II—III вв. н. э.


Скутулата

СКУТУЛАТА (лат. scutulata — "разделенная на прямоугольники или ромбы") — клетчатая ткань. Орнамент типа раппорта, основой которого является квадратная или ромбическая сетка.


Трельяж

ТРЕЛЬЯЖ (франц. treillage — "решетка, сетка") — в садово-парковом искусстве — решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Решетчатые конструкции известны с античности. Подобные устройства (лат. pergula) изображены в росписях древних Помпей. Они образуют навесы над входами в сад. В подражание садовым решеткам и оградам в искусстве Франции эпохи "Большого стиля" Людовика XIV (вторая половина XVII в.), а затем в стилях Регентства и Рококо (первая половина XVIII в.) художники-декораторы использовали орнамент "трельяж", состоящий из косой сетки с мелкими розетками. Такой орнамент вызывал ассоциации с парками Версаля, его помещали на тканях, изделиях из дерева и металла в сочетании с ламбрекенами и рокайлями. Позднее возникло второе значение слова "трельяж" — трехстворчатое зеркало (по ассоциации с triage — "третья часть").



 

Шевроны

Шевроны - узор из повторяющихся зигзагов. Был популярен у многих народов во все времена, в том числе в античную и романскую эпоху.

 


 

Чешуйчатый орнамент

ЧЕШУЙЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ мотив, состоящий из сегментов, напоминающий чешую. Разновидность геометрического орнамента восточного происхождения. Такой орнамент встречается в росписи эмалями изделий из стекла Сирии, Персии. Известен в античной керамике геометрического стиля VII—VI вв. до н. э., где его вычерчивали по циркулю. Из восточного Средиземноморья  чешуйчатый орнамент заимствовали мастера росписи итальянской майолики XV—XVI вв., а позднее художники стиля Барокко.



Эпиграфический орнамент

ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ — искусство декоративных надписей на предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях — стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. Другое название — декоративная эпиграфика. В тех случаях, когда подобные надписи имеют исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв или слогов), их называют "псевдоэпиграфикой" (греч. pseudos — "ложь"), или эпиграфическим орнаментом. К такому типу орнамента относят псевдоарабские надписи в испано-мавританской керамике XIV—XV вв.

 

 

 

 

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.