ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА
Вся долгая жизнь Луки делла Роббиа была посвящена служению искусству. Скульптор родился во Флоренции в 1399 или 1400 году. Им выполнено множество произведений, которые по праву занимают видное место в истории скульптуры Возрождения. Трудолюбие Луки делла Роббиа, его преданность искусству подчеркивал один из первых его биографов, Д. Вазари:
«...совершенно оставив ювелирное дело, он (Лука делла Роббиа) отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзинку со стружками...»
Лука делла Роббиа был младшим современником великого Донателло, основоположника скульптуры Возрождения. На его глазах создавались первые произведения новой реалистической пластики, когда Донателло дал образцы совершенных статуй сидящего и стоящего человека, а затем — реформировал рельеф, построив его по законам перспективы, наподобие живописной картины. Именно такой подход к скульптуре давал неограниченные возможности для изучения человека и природы.
О юности Луки делла Роббиа не известно почти ничего. Предполагают, что он учился у скульптора Нанни ди Банко, одного из единомышленников и друзей Донателло. Очевидно, Лука делла Роббиа рано проявил свои способности, потому что уже в начале 1430-х годов ему была доверена ответственнейшая работа — исполнение кантории (кафедры для певчих) в соборе Сайта Мария дель Фьоре во Флоренции. При этом другая кантория была заказана самому Донателло.
Кантории украшены мраморными рельефами с изображением поющих и танцующих детей. Сравнение рельефов показывает, насколько различны были творческие взгляды скульпторов и их подход к теме. Однако оба решения выдержаны в рамках реалистического искусства. У Донателло преобладает стихия стремительного и озорного танца. Фигуры заслоняют одна другую, проносясь в бурном движении перед зрителем. Чтобы создать впечатление непрерывности их хоровода, скульптор разделяет рельефы лишь тонкими колонками.
Лука делла Роббиа, напротив, отделяет массивными пилястрами свои рельефы друг от друга, каждый из них задуман как изолированная и законченная композиция. Герои Луки делла Роббиа поют и музицируют, вкладывая в музыку всю полноту чувств. На одном рельефе мы видим двух детей, держащих тяжелую книгу нот. Трое других, постарше, заглядывают в ноты через их плечи. Все пятеро поют с нескрываемым старанием. Линии, которыми очерчены их руки, ноги, складки одежд, вторят друг другу, так же как вторят друг другу их голоса. Этим скульптор как бы доносит до нас стройность их пения. На другом рельефе привлекает внимание группа из трех юных певцов, тоже смотрящих в развернутые ноты. Лица их полны благородной гармонии. Они стоят обнявшись, объединенные одним порывом, и кажется, что и пение их должно отличаться такой же слаженностью. Одежды напоминают античные тоги — в их текучих линиях также заметна внутренняя гармония и музыкальность.
При всех отличиях рельефы и Донателло и Луки делла Роббиа выполнены с исключительным мастерством. Если Донателло сумел выразить стихию самозабвенного танца, то Лука делла Роббиа передал средствами пластики красоту ансамблевого пения.
Связан с музыкой и другой рельеф Луки делла Роббиа, выполненный для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Этот рельеф шестиугольной формы создавался в конце 1430-х годов в дополнение к рельефам столетней давности, исполненным Андреа Пизано. Композиция Луки делла Роббиа изображает аллегорию поэзии. На ней показан Орфей, декламирующий стихи, аккомпанируя себе на лютне. Рельеф слегка поврежден от долгого пребывания под открытым небом (он лишь недавно перенесен в музей собора), однако и сейчас в лице Орфея, во всей его фигуре ощущается творческий порыв. А рядом с поэтом замерли очарованные звуками звери и птицы — львы, кабан, волк, орел, утка, гусь, сокол, цапля. Их присутствие вносит в рельеф нечто волшебное, сказочное.
Больше всего, однако, Лука делла Роббиа получил известность благодаря произведениям, исполненным в технике майолики. Основными материалами для итальянских скульпторов в XV веке оставались мрамор и бронза. Лука делла Роббиа тоже работал в обоих материалах, но они были довольно дороги и требовали долгой обработки. Их пытались заменить гипсом или терракотой (обожженной глиной), однако безуспешно. И гипс и терракота недолговечны, лишены красивой фактуры. Тут не могла помочь даже раскраска, наносившаяся сверху.
Все это, очевидно, прекрасно осознавал и Лука делла Роббиа. Экспериментируя, он начал искать новые материалы для скульптуры. Вот что пишет об этом Д. Вазари:
«Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны».
Вазари неточен в одном: техника, которая известна под названием майолики, использовалась и ранее. Но именно Лука делла Роббиа впервые применил ее для крупных скульптурных работ. Он внес в эту технику усовершенствования, сделавшие изготовление скульптуры из майолики фамильным секретом семьи делла Роббиа. От Луки этот секрет унаследовал его племянник Андреа делла Роббиа, а от последнего — его сын Джованни. И вплоть до XVI века применение майолики в пластике оставалось привилегией семейства делла Роббиа.
Майолика действительно решила все проблемы: глина при покрытии глазурью и обжиге приобрела необходимую прочность, а яркость и долговечность красок (сначала только синей и белой, а позднее еще и зеленой, желтой, коричневой) придавали скульптуре достоинства живописи.
Одним из первых опытов Луки делла Роббиа в новой технике явился рельеф «Воскресение», исполненный в 1443—1445 годах для интерьера флорентийского собора. Изображая евангельскую легенду о восставшем из гроба Христе, скульптор построил сложную, но глубоко продуманную композицию. Фигура Христа помещена в центре. Справа и слева от него летят ликующие ангелы. Стражники, охранявшие гроб с телом, показаны спящими в различных позах. «Воскресение» было помещено в люнете над дверью, и достоинства майолики выступают в нем чрезвычайно рельефно: белые фигуры особенно четко читаются на синем фоне. Сочетание ярких чистых красок придает композиции из майолики оптимистическое, радостное звучание.
Характерным произведением Луки делла Роббиа может служить также одно из многочисленных изображений «Мадонны с младенцем и ангелами», датируемое 1470-ми годами. Спокойна и нежна богоматерь. Она поддерживает благословляющего младенца Христа и кажется флорентийской горожанкой.
Вазы с цветами в руках ангелов усиливают жанровое звучание рельефа. Все изображение обрамлено орнаментом с ветвями и цветами на белом фоне. Торжественность, праздничность, которых художник добивался строгим равновесием композиции и мерцанием ярких красок, несомненно, нравились современникам Луки делла Роббиа, и он получал множество заказов.
Именно созданием рельефов в майолике, изображающих чаще всего мадонну с младенцем или поклонение Христу, был занят скульптор в последние годы жизни. Их сохранилось довольно много. Они обычно просты и незатейливы, но простота эта — свидетельство большого мастерства и мудрости автора. А после смерти Луки делла Роббиа эти мотивы многократно повторялись его учениками и продолжателями настолько они были совершенны и привлекательны.
Сейчас рельефы из майолики, созданные если не самим Лукой делла Роббиа, то его последователями, представлены во всех крупнейших музеях мира. И сегодня они кажутся столь свежими и живыми, что с трудом можно поверить в то, что их автор жил в XV веке.
У прерафаэлитов XIX века популярность произведений делла Роббиа была так велика, что в английском Биркенхеде в 1894 г. заработала мануфактура, специализировавшаяся на выпуске керамики «под делла Роббиа». С. АНДРОСОВ
|