АНГОБ
АНГОБ (франц. engobe — "обмазка") — тонкий слой белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического изделия до обжига. Служит для сокрытия неровностей или цвета черепка.
ЧЕРЕПОК (от череп) — обожженная глина, чаще красного или серо-желтоватого цвета. Неглазурованное изделие после первого, утильного обжига. Профессиональный термин мастеров и художников-керамистов.
Техника ангоба подсказала и оригинальный способ декорирования — сграффито, процарапывания, соскабливания или гравировки поверхностного слоя до появления основы другого цвета.
В отдельных случаях применяется роспись ангобами, создающая эффект рельефа, и роспись по ангобу, играющему роль белого фона, грунта. К приемам ангобирования относят технику декорирования фарфора пат сюр пат.
ПАТ СЮР ПАТ (франц. pâte sur pâte — "масса на массе", "слой за слоем") — техника декорирования изделий из фарфора шликерной массой (смесью тонкой белой глины, глицерина и воды). Осуществляется кистью. Мастер рисует декор на поверхности, пористый черепок которой до глазурования легко впитывает воду из шликера, и масса застывает, образуя рельеф. Высоту рельефного рисунка можно варьировать, регулируя количество шликера, воды и нанесенных слоев. Иногда рельеф дорабатывают стеком.
Техника изобретена на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции в 1849 г. Художник-керамист Марк-Луи-Эмануел Солон (1835—1913) использовал ее для имитации в фарфоре античных камей. В 1870 г. Солон внедрил технику пат сюр пат на фабрике Т. Минтона в Стаффордшире, Англия.
В Севре в этой же технике изготавливали фарфоровые вставки для мебели, медальоны, броши с характерным белым рельефом по синему фону.
|