КЬЯРОСКУ́РО (итал. chiaroscuro — "светотень", от chiaro — "светлый" и scuro — "темный") — разновидность цветной гравюры на дереве, получившая распространение в искусстве Италии XVI—XVII вв.
В 1516 г. итальянский гравер Уго да Карпи (ок. 1480—1532) подал прошение венецианскому Сенату о даровании ему привилегии на печатание цветных гравюр в изобретенной им технике, которую сам мастер назвал "новым способом печатать светом и тенью" (итал. "chiaro е scuro").
При этом способе гравюра печатается с нескольких досок (печатных форм) — для каждого цвета своя доска; изображение создается наложением нескольких цветных пятен без черного рисующего контура.
Цветную печать применяли ранее немецкие граверы Северного Возрождения, но их способ заключался в соединении черного штриха с цветной подкладкой.
Уго да Карпи первым отказался от контура и штриха и стал использовать широкие пятна локального цвета, напоминающие заливки кистью. Венецианский гравер работал по оригиналам Рафаэля, Караваджо, Пармиджанино.
Живописное мышление в разных видах искусства свойственно венецианцам. Поэтому закономерно, что кьяроскуро появилось в Венеции и что своими гравюрами Уго да Карпи предвосхитил свободный стиль рисунков Дж. Б. Тьеполо и многих художников итальянского Маньеризма.
В то же время можно сказать, что цветная гравюра кьяроскуро создана естественным развитием Классицизма эпохи Высокого Возрождения, в частности творчеством художников римской мастерской Рафаэля, где традиции строгого рисунка флорентийской школы постепенно вытеснялись живописными и атектоничными приемами трактовки формы.
В искусстве Маньеризма осязательная ценность уступила место экспрессивным приемам "pittura di tocco e di macchia" (итал., "живопись ударом и пятном"). Последователями Уго да Карпи в Италии были Антонио да Тренто, А. Андреани, Д. Беккафуми, Дж. Дзанетти, в Англии — Э. Кёрколл.
Во многих произведениях мастеров кьяроскуро, как и в рисунках Пармиджанино, заметны "рыхлость" формы, вялость и разрушение композиции. Поэтому некоторые граверы вновь возвращались к использованию черного контура и штриха.
В лучших произведениях, при живописности техники, градации света и тени мощно "лепят форму", иногда, по-барочному, "под рельеф". Отсюда французское название этой разновидности графики — "камайо́" (франц. camaïeu — "камейная").
|