МАНЕ́РА (франц. manière, итал. maniera, от лат. manuaria — "ловкость рук") — способ, образ действия.
В искусстве — индивидуальный почерк художника, совокупность методических и технических средств, приемов выполнения произведения.
Термин "манера" используется также в более широком значении — для определения типичных приемов работы в определенном виде искусства, например: живописная манера, графичная манера, а также в ином смысле: лаконичная манера, жесткая манера, свободная манера и даже "неопределенная манера".
В области печатной графики манерой называют совокупность приемов обработки печатной формы, свойственных данной технике: штриховая манера офорта, карандашная манера, черная манера в литографии. Манера, таким образом, является более узким понятием, чем определение "техника искусства".
В истории искусства итальянское слово "maniera" стали употреблять в эпоху Возрождения в связи с возросшей персонализацией творчества, постепенного освобождения художника от цеховой зависимости. Именно тогда, в середине XV в., манера стала опознавательным знаком мастера, его почерком, отличным от других. По манере узнавали известных мастеров. Яркая, неподражаемая манера художника привлекала заказчиков.
Позднее, в эпоху Классицизма и Барокко, слово "манера" вытесняется понятием стиля, однако во Франции в эпоху "Короля Солнце", во второй половине XVII в., вполне сформировавшийся стиль еще по традиции именуют манерой. В эстетике XIX в. окончательно размежевались понятия техники, манеры, художественного направления, течения, стиля, творческого метода и школы. Поэтому термин "манера" (в художественном смысле) правильно применять только к индивидуальным особенностям творчества того или иного мастера. Отсюда также негативный аспект: манерность, манерничанье в смысле преувеличения значения манеры или подражания манере более известного художника, заимствование, компиляция, стилизация.
|